отдел по образованию Пружанского райисполкома
Архив
Учреждения образования района
Детский правовой сайт

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении (кажется, что к нему «подключен моторчик»)? А если он постоянно отвлекается на уроках и не может долго сидеть, выполняя домашние задания? Это вариант нормы или проявление заболевания?

К сожалению, такая картина часто свидетельствует о наличии заболевания, которое называется синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). С 1980-х годов в Международной классификации болезней (МКБ) СДВГ начали выделять как самостоятельное заболевание.

Дети и подростки, страдающие СДВГ, отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью. СДВГ представляет большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого количества детей в популяции и ведет к значительным нарушениям социальной адаптации. Например, известно, что дети и подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию алкоголизма и наркомании. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5-10% детей в популяции. СДВГ в 4-5 раз чаще бывает у мальчиков. В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, неблагоприятные факторы во время беременности и родов.

В дошкольном возрасте основное проявление СДВГ — гиперактивность. В тяжелых случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности. Возникновение основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. В этом возрасте проявляется проблема с сохранением внимания или способностью продолжать выполнение задания до победного конца. После поступления ребенка в школу проблемы возрастают. Описанные выше признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

Родителям детей, страдающих СДВГ, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу, лучше в специализированный центр, где можно провести комплексное обследование, включающее электроэнцефалограмму и специальные психофизиологические тесты. Это позволит объективнее определить степень нарушения у ребенка и отделить «настоящие» проявления СДВГ от проблем, вызванных дефектами воспитания.

Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Безусловным фактором улучшения выступает создание позитивной модели отношения к ребенку. Мы рекомендуем говорить не столько о наказании, сколько об отсутствии поощрения: то есть не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника». Родители должны сформировать систему поощрений. В качестве «пряника» могут выступать походы в кафе, компьютерные игры, просмотр телепередач, карманные деньги и т. д. Важно убедить родителей, что в сложившейся ситуации ребенок не виноват. Кроме этого, комплекс вины не должен сформироваться и у родителей.

При встрече врач знакомит родителей с общими принципами воспитания детей с СДВГ, обучает техникам, позволяющим изменять поведение ребенка. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности.

Существует еще один способ лечения СДВГ — метод биологической обратной связи, позволяющий с помощью компьютерной техники мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание. Суть метода заключается в том, что к голове ребенка крепятся электроды, посредством которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, отображающаяся на экране компьютера. В игровой форме «усилием воли» ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы запомнить такое «нормальное» состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию. Но применять данное лечение у детей можно только начиная с 8-9 лет: маленьким детям трудно понять, что именно от них требуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Считаете ли Вы электронную книгу полноценной заменой классическому учебнику?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков

Могилевский институт МВД Республики Беларусь Безопасность детей в сети Портал рейтинговой оценки
Яндекс.Метрика