отдел по образованию Пружанского райисполкома
Архив
Учреждения образования района
Детский правовой сайт

Исследовательская деятельность — условие развития творческой личности

      В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения.
Этот метод дает возможность:
— обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;
— сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;
— дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
— помочь развитию творческого мышления.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.
Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
— выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;
— развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);
— развить умения самостоятельно, творчески мыслить;
— помочь в выборе профессии.
Различают три уровня исследовательского метода обучения:
1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.
Формирование навыков ведения исследовательской работы целесообразно вести по трем следующим направлениям:
— ведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения, доклада или реферата;
— изучение специального учебного курса «Введение в научно- исследовательскую деятельность»;
— развитие познавательных, исследовательских навыков непосредственно при изучении школьных предметов (на уроках и во внеурочное время).
Применение исследовательского метода требует больших временных затрат.
Исследованиями руководят учителя-предметники.
В гимназии функционирует научное общество учащихся. Результатами исследований ученики делятся на заседаниях кафедр, лучшие работы заслушиваются на научно-практических конференциях.
Гимназисты могут увидеть тему и подготовительные этапы предстоящей конференций на стенде «информации».
I этап — выбор научно-исследовательской темы.
II этап — 12 — часовой лекционно-практический курс «Введение в научно- исследовательскую деятельность» (что такое актуальность темы, гипотеза, научный замысел, цели и задачи исследования; как выбрать тему; подобрать и работать с источниками знаний; оформление работы, методы исследования и т. д.; решение логических задач, «тренировка» мозгов).
III этап — индивидуальные консультации по выбираемой теме (можно идти параллельно со вторым).
IV этап — оформление исследовательской работы.
V этап — защита исследовательской работы на научно-практической конференции.
Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся гимназии являются:
проблемно-реферативный — аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующий — наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
проектно-поисковый — поиск, разработка и защита проекта — особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Как правило, изысканием по одной теме школьник занимается в течение учебного года, а если тема обширная — то и в течение нескольких. Отчетные конференции проводятся в конце учебного года.
Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. География — интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал.
Творческий потенциал — внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности, У каждого ребенка есть способности и таланты.
Задача учителя — руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии.
Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно-активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Считаете ли Вы электронную книгу полноценной заменой классическому учебнику?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков

Могилевский институт МВД Республики Беларусь Безопасность детей в сети Портал рейтинговой оценки
Яндекс.Метрика