отдел по образованию Пружанского райисполкома
Архив
Учреждения образования района

Консультация

МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ

План

  1. Проблемы медлительных детей.
  2. Психологические особенности медлительных детей
  3. Причины медлительности  у детей

1.В последнее время значительно возросло число обращений к психологам по поводу такой проблемы как медлительность, инертность некоторых учащихся, их излишняя стеснительность, ранимость, замкнутость, несообразительность (а точнее, неспособность соображать так же быстро, как другие дети), невнимательность на уроках и т.д.

Чаще всего эти заказы в последующем выходят на неумение или нежелание самих детей и окружающих их взрослых принять и учитывать не на словах, а на деле наличие у данных детей определенных врожденных особенностей нервной системы (слабость, повышенная истощаемость и утомляемость, инертность, низкая помехоустойчивость и т.д.).  Просто для учащихся со слабой и инертной нервной системой гораздо большее число учебных ситуации является ситуациями повышенной трудности, например:

  • одновременно писать и слушать объяснения учителя (или слушать и рассматривать иллюстрации);
  • переспросить у учителя непонятную информацию, попросить о помощи,
  • полностью понять инструкцию учителя с первого раза.
  • справиться с волнением в ситуации проверки знаний.
  • быстро ответить на вопрос или решить задачу на сообразительность в быстром темпе.

Неумение ученика и учителя учитывать это приводит к тому, что в большей части подобных ситуаций учащемуся гарантирован неуспех (который на этих детей оказывает просто парализующее влияние). Тем более что процесс обучения в гимназии ориентирован во многом на детей подвижных, сообразительных, «шустрых».

Как понять и принять медлительного ребенка? Как построить свою работу с ним? Ответы на эти вопросы вы найдете далее.

 

2.Психологические особенности медлительных детей.

На первый взгляд они все очень похожи. Однако на самом деле не все медлительные дети одинаковы. Медлительность бывает разной, и разными могут быть причины, ее вызывающие. Это может быть медлительность, вызванная врожденными особенностями нервной системы. Такие дети, как правило, медлительны во всем: в играх и в еде. в речи и в ходьбе, в любых движениях. Медлительность может проявляться только в определенных видах деятельности, здесь причины иные. Может быть медлительность, воспитанная условиями среды, здесь причины третьи, и т.д.

Медлительных детей нередко считают ленивыми, плохо соображающими. неспособными, но оценивают при этом не реальные способности детей, а их возможность поспевать за определенным темпом работы.

Давайте рассмотрим причины медлительности поподробнее, и тогда, возможно. изменится и взгляд на медлительных детей.

Медлительность, обусловленная врожденными особенностями нервной системы (дети с флегматическим или меланхолическим типом темперамента): часто именно эти особенности определяют общую активность ребенка, темп его работы, ее интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию т.е. все то, что в конечном итоге определяет, медлительный этот ребенок или нет.

 

Типы нервной системы Сильные Слабые
Особенности
нервных процессов
Сила
Уравновешенность Подвиж­ность
сильный неуравновешенный подвижный сильный уравнове­шенны подвижный сильный уравнове­шенный инертный слабый неуравно­вешенный подвижный или инертный
Темперамент ХОЛЕРИК САНГВИ­НИК ФЛЕГМА­ТИК MЕЛАНХОЛИК

Если внимательно понаблюдать за детьми, то без труда можно выделить тех, у кого медленный тип реакции, меланхоликов и флегматиков. Они обычно робки, нерешительны, с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, слывут тугодумами.  Если подробно разобрать, как работает медлительный ребенок и почему он все делает так долго, то можно отметить следующие особенности. У такого ребенка время ориентировки гораздо продолжительнее ( он как бы больше думает, что и как делать). Фактически это связано с подвижностью нервных  процессов.   Так  называемый  скрытый  период реакпии  — время, проходящее от сигнала к началу действия до его возникновения у медлительных детей намного продолжительнее, чем у их сверстников. Конечно, в процессе роста, развития. тренировки это время сокращается, но все же у медлительных детей оно остается более длительным, чем у их сверстников. Само движение тоже выполняется в 1.5-2 раза медленнее. Подвижность нервных процессов определяет не только скорость самого движения. Следует учитывать, что торопить, подгонять медлительного ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, скорее всего эффект подгонки будет обратным), но и вредно, так как создаются условия для развития невротических расстройств. Многие взрослые жалуются: «Я его тороплю, а он назло еще медленнее…» Но вот это «назло», на которое порой так негативно реагируют взрослые, не очень зависит от желания ребенка.

Есть еще одна особенность в деятельности медлительных детей, о которой следует помнить, — трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Об этих детях часто говорят «инертны», имея ввиду, что они не успевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не понимают ее. Если вы объясняете ребенку математику, а потом вдруг «заодно» решили вспомнить правописание некоторых слов, то качество выполнения задания вас огорчит, потому что ребенок не успел переключиться, перестроиться. Точно так же он не может сходу ответить на ваш вопрос и немедленно дать ответ. Внешне эта трудность переключения, невозможность поспеть за быстро меняющимися заданиями, сменой деятельности может выражаться в отсутствии реакции: ребенок словно не реагирует.

Специальные исследования показали, что замедленный темп может зависеть и от некоторых других причин: воспитания, условий роста и развития, состояния здоровья. Представим себе ребенка, который воспитывался у пожилой бабушки, у которой размеренные движения, медленная походка, неторопливая речь. Она не терпит шума, быстрых движений и постоянно сдерживает ребенка, не разрешает бегать «бестолку», кружиться, считая, что лучше спокойно книжку почитать. И так вырастает ребенок, который не может безболезненно адаптироваться в активном, подвижном детском, обществе, будет сторониться детей, остро ощущать свою неловкость. Он не привык быстро думать и действовать, и поэтому у него, возможно, с вполне нормальной подвижностью нервных процессов, будут все трудности, свойственные медлительным  детям.

Темп работы ребенка зависит и от состояния его здоровья. Любое заболевание, тем более цепь следующих друг за другом простуд, может так ослабить организм, что не будет сил интенсивно работать и короткое время. В этих случаях внешние проявления будут- такими же. как и у медлительного ребенка. Это длительное включение в работу, трудности переключения, медленный темп работы и высокая истощаемость, быстрое утомление. При увеличении темпа работы отмечаются все отрицательные проявления цейтнота, вплоть до полного отказа от работы. Все это результат ослабления нервной системы.

 

Организация индивидуального подхода

 к ученикам с флегматическим темпераментом.

Прежде всего необходимо считаться с присущей этим детям инертностью нервно-психических процессов. В.А. Сухомлинский сравнивал умственную деятельность таких детей с течением медленной, но могучей реки, советовал учителям не спешить, не подхлестывать ее березовой лозинкой отметки, т.к. это ничему не поможет. Флегматик реагирует медленно, неразговорчив, его эмоции проявляются замедленно (его трудно рассердить, развеселить). Когда, например, в классе все громко смеются по какому-либо поводу, он остается невозмутимым. Его мимика бедная, движения невыразительные. Темп движений и речи замедленный. Отличается терпеливостью, выдержкой. Иго работоспособность нарастает медленно, но затем отличается высокой стабильностью. Он хорошо сопротивляется различным помехам, трудностям. Флегматик ненаходчив, не способен быстро реагировать в неожиданных и новых ситуациях. При довольно медленном понимании, при слабой восприимчивости, при определенном равнодушии к учению, он очень прочно усваивает полученные знания. Ему очень трудно отказаться от выработанных привычек, стереотипов. Он не любит менять распорядок жизни, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение его стабильное, ровное. Даже при серьезных неприятностях флегматик внешне спокоен. Флегматик медленно сосредотачивает внимание, с трудом его переключает. Детям-флегматикам требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, и на практические упражнения, и на подготовку устного ответа у доски. Индивидуальный текущий инструктаж в процессе практических занятий должен быть для них более медленным и подробным  (желательно повторить еще раз). Оптимальным было бы чаще практиковать по отношению к флегматикам вместо устного ответа письменный, а диктанты проводить индивидуально после уроков. Флегматикам желательно давать большинство заданий для выполнения без очень жесткого ограничения времени. Некоторые письменные упражнения ученики-флегматики должны иметь возможность завершать дома. Ребенка-флегматика желательно оградить от насмешек в его адрес, упреков в его медлительности. Наряду с этим в процессе учебной деятельности можно организовать сотрудничество его  с более подвижным сверстником. В этом случае положительное влияние будет взаимным. Итак, для ученика-флегматика объективно трудными являются следующие ситуации:

 выполнение заданий, разнообразных но содержанию и способам решения.

   работа в высоком темпе, активная работа в начале урока.

   необходимость быстро переключать внимание.

  работа с жестким ограничением времени,

  одновременное усвоение нового и повторение старого материала,

   выполнение заданий на сообразительность в быстром темпе.

   приспособление к новым одноклассникам, учителям,

расписанию  занятий, и т.д.,

   быстрое, без раскачивания, включение в работу,

    необходимость   быстро   изменять   свои   формулировки   при   неправильных   ответах. отвечать только что усвоенный материал.

 

Организация индивидуального подхода к детям с меланхолическим типом темперамента.

Осуществляя индивидуальный подход к таким учащимся, учитель, прежде всего, учитывает их быструю утомляемость (как умственную, так и физическую) и истощаемость, часто заниженную самооценку, робость, тревожность, повышенную чувствительность.

Детям-меланхоликам желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Спрашивать и вызывать к доске их желательно на начальных этапах урока. С особым вниманием нужно следить за их привыканием к новым условиям и новым людям, т.к. они привыкают ко всему новому гораздо медленнее, чем другие дети. Требуются общие усилия классного руководителя, учителей-предметников и родителей для организации режима труда и отдыха, исключающего физическое и нервное переутомление для этих детей, поддержания у них бодрого расположения духа, уверенности в себе, в своих способностях для преодоления трудностей.

Присущая детям-меланхоликам слабость нервной системы означает их пониженную сопротивляемость влиянию неудач, боязнь ошибок. Негативные стимулы (низкие оценки, наказания, грубость окружающих), как правило, производят на таких детей тормозящее влияние (ребенок теряется, замыкается, «уходит в себя»). Наоборот, систематическое одобрение, внушение веры в собственные силы (в частности, приведением примеров успешного преодоления препятствий), раскрытие еще не использованных резервов и т.д. дает ученику возможность проявлять в учебе преимущества своего темперамента ( аккуратность, старательность, дисциплинированность и т.д.).. добиваться, опираясь на эти качества, лучших успехов в учебе, во всем идти в ногу с классом.

Меланхолики теряются в сложных ситуациях и не всегда могут сразу же ответить на неожиданно заданный вопрос. Часто они склонны преувеличивать свои промахи и недостатки. Дети-меланхолики не очень уверенно себя чувствуют в ситуациях контрольных, зачетов, выступлений перед аудиторией, в ситуации соревнования, а также в ситуации, когда их оценивают и сравнивают с более успешными сверстниками (особенно не в их пользу). Для них труднопереносимыми являются также ситуации накопления проблем, грубою и несправедливого отношения, крика, резкой критики ошибок и недостатков, отсроченною наказания, шутки и насмешки в свой адрес.

Для этих детей часто характерна высокая степень озабоченности своим самочувствием, забота о сохранении своего здоровья, ограждении своей личности.

Детям-меланхоликам просто необходимо:

-наличие человека (в классе, среди учителей, в семье), которому можно полностью довериться и получить внимание, поддержку и заботу;

-ограждение от шуток, насмешек, резкой критики, грубости со стороны окружающих;

-поддерживать уверенность в собственных силах, помогать сопротивляться неудачам, подбадривать, показывать реальные способы преодоления трудностей. обучать их использованию;

-сравнивать ребенка только с ним самим:

-создать такой режим дня, чтобы ребенок не перегружался;

-не ругать его при всех;

-обязательно хвалить за имеющиеся положительные качества, хорошие поступки, не оставлять их незамеченными, иногда даже хвалить «авансом»;

-постоянно напоминать, что не надо бояться ошибок;

-не ставить в ситуацию неожиданного вопроса, предоставлять время на обдумывание ответов;

-чаще практиковать ответы в письменной форме без жесткого ограничения времени;

-спрашивать преимущественно в начале урока;

-не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал:

-в минимальной   степени   отвлекать   от   работы,   создавать   спокойную обстановку, иначе резко возрастает число ошибок:

-не требовать   мгновенного   включения в работу,   т.к.   их  активность нарастает постепенно;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Считаете ли Вы электронную книгу полноценной заменой классическому учебнику?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков

Могилевский институт МВД Республики Беларусь Безопасность детей в сети Портал рейтинговой оценки
Яндекс.Метрика