отдел по образованию Пружанского райисполкома
Архив
Учреждения образования района
Детский правовой сайт

 ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ. КАКИЕ ОНИ?

Работы известного психолога Н.С. Лейтеса по изучению психи­ки одаренных детей занимают видное место в русской педагогике. Многие психолого-педагогические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, Ю.З. Гильбух.

Ранний, «из ряда вон выходящий», подъем умственных способ­ностей может быть предшественником подлинного таланта. Многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способно­стями. Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления ребёнка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития — вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень — происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные спо­собности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, глав­ным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Некоторые из особенностей младших школьников в последу­ющие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рас­смотренные особенности существенно сказываются на познаватель­ных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития. Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению — очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Каждой ступени детства присуща своя, для последующих воз­растов не характерная, готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие внутренние предпосылки для развития.

Следует учитывать и такое обстоятельство: могут меняться инте­ресы и устремления и даже не единожды. К тому же быстрый темп возрастного умственного развития часто затрагивает разные сторо­ны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая не­равномерность умственного подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии ребёнка. Таким образом, имеются возможные причины, по которым ребёнок с многообещающим ум­ственным стартом может не оправдать ожиданий. Но совершенно неверным будет вывод, что ранние проявления одаренности вообще не надо принимать всерьез: возрастная одаренность далеко не всегда проходит бесследно — она определенным образом сказывается на формирующихся способностях.

У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умст­венные достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той или иной форме сохраняются в дальнейшем, приум­ножаются — необычность этих детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты детской ода­ренности как бы выдерживают испытание временем.

 

Особенности воспитания одарённых детей в семье

Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уров­ню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных заняти­ях — ему, мол, уготовано более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности: и дома, и в школе могут иметь место свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной деятельности вызывает у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного в детстве не происходило, с опаской присматри­ваются к увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонст­рируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем проблемы в общении со сверстниками могут обернуться немалыми огорчениями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувст­вительны к ожиданиям окружающих, их одобрению и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен; кто-нибудь из членов семьи может забыться, выразить свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отноше­ние тоже будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания и сложно сказать, как отразится на формировании его личности.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или счи­тают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не ожидали.

Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских са­дов, учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание, предложить апробированные приемы и методы позитивного воспитательного воздействия в каж­дом конкретном случае.

Но ребёнок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже известно и не вызывает интереса. Наиболее любознатель­ным часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющим читать и считать приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и основы арифметики. Конечно, очень мно­гое зависит от того, как ведется преподавание. Много нового и для самых сильных учеников несёт в себе развивающее обучение. Но беда нашей школьной системы в том, что:

  • даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, ли­шен возможности ориентироваться на тех, кто ушел вперед;
  • большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми, а некоторым из них даже мешают ученики с большими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью.

Бывает, что педагог поначалу собирается давать явно выдающему­ся ученику более трудные задания, уделять ему специальное внимание, но потом такие намерения забываются в связи с отсутствием у учителя времени и сил. Нередко педагог видит лишь восприимчивого к учению ученика, не замечая, что такой ребёнок нуждается в особом подходе.

Трудности могут начаться с того, что ребёнок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание, и при этом все время жаждет новой умственной пищи. Через какое-то время это надоедает учителю, и другим ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и на упрек, что он «выскочка». Видя, что его активность учителю не нужна, он переключается на что-нибудь постороннее — что опять же влечёт за собой недовольство педагога: почему ученик отвлекается и не интересуется занятиями?

Таким образом, ребёнок постепенно становится лишним в школе, а она ему — ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посе­щать уроки. В результате уже в первые школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями и получают ярлык «трудных». Причина такого конфлик­та в том, что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая соответствовала бы их умственным силам; а средняя шко­ла ничего им предложить не может, кроме такой же средней про­граммы. Тем ни менее, немалая доля детей с ранним проявлением способностей как-то приспосабливается к общим требованиям. Они вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы.

Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребёнка с опе­режающим умственным развитием. Родители и педагоги ожидают от него, чтобы он обязательно был отличником. А ведь отметки во многих школах ставят не всегда объективно — только за знания, но и за поведение, и за почерк.

У ребёнка с опережающим умственным развитием нередки труд­ности и во взаимоотношения со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают активно оттор­гать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А тот, чтобы не оказаться от­верженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным.

Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребёнка, если ему почему-либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не при­влекают к себе такого пристального внимания. Трения с товарищами бывают вызваны направленностью детских игр: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники — по преимуществу к подвижным и более веселым играм.

Часто на первое место выступает одна из показательных черт характера ребёнка с

ранним проявлением интеллекта — упорное не­желание делать то, что ему неинтересно. Такие дети обычно стремят­ся заниматься сами. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они доби­ваются, например, обоснования какихнибудь высказанных теми ут­верждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в том, чего не было, но что возникло в их воображении. Сильные и слабые стороны такого ребёнка взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться «хватая на лету», может приводить к постепенно затухающему же­ланию упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка умственной самостоятельности, установки на познание могут обо­рачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим и, в конце концов, ребенка опять же признают «трудным».

Вне зависимости от системы обучения, огромна роль в развитии детей самого учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребёнка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не ме­нее важном месте, учителя. Так же важен стиль преподавания. Есть мнение, что существует два типа учителей: «развивающие» и «обу­чающие». «Развивающий» учитель акцент в своей работе прежде всего делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д.), то есть на творческую деятельность. «Обучающие» учителя больше внимания уделяют показательной стороне обучения, достижению высоких результатов учебной дея­тельности (техника чтения, контрольные срезы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Считаете ли Вы электронную книгу полноценной заменой классическому учебнику?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков

Могилевский институт МВД Республики Беларусь Безопасность детей в сети Портал рейтинговой оценки
Яндекс.Метрика