отдел по образованию Пружанского райисполкома
Архив
Учреждения образования района

ПАМЯТКА
по технологии проведения учебно-исследовательской работы с учащимися и оформлению ее результатов

      В исследовательской работе с учащимися условно можно выделить два направления: учебно-исследовательское и научно-исследовательское.
Суть учебно-исследовательской деятельности заключается в том, что во время ее проведения не выявляются какие-либо новые факты, не совершается открытий. Итог работы руководителю известен заранее. Главная ее цель — научить ребят методам проведения исследований в природе или лаборатории и осуществить первое знакомство с исследовательской составляющей-учебного процесса в учебном заведении. К такому виду исследований принадлежит опытническая работа, проводимая как в школах, так и в учреждениях внешкольного воспитания и обучения. 
Научно-исследовательская работа предполагает, что в процессе проведения изысканий будут открыты новые, ранее не известные науке явления и факты, пусть и не столь значительные в глобальном масштабе. Школьник выступает в роли первооткрывателя, что привносит основную долю интереса к проведению исследований учащимися. Значимость научного приоритета является важной составляющей для школьника, и это необходимо учитывать руководителям при использовании результатов исследований.
Исследовательскую работу удобнее проводить индивидуально или в небольших (2-3 чел.) проблемных творческих группах. Проблемными они называются по той причине, что решают некоторую научную проблему, обозначенную в теме исследований. Роль руководителя заключается в непосредственном управлении процессом исследований, обучении его методике, помощи в реализации работы и интерпретации полученных результатов для корректной формулировки выводов в дальнейшем.
Перед началом исследования обрисовываются проблемы, формулируется тема исследований. Тема исследований обычно имеет рабочее название, но по мере продвижения эксперимент может корректироваться и видоизменятся, пока не будет четко отражать то, что вы непосредственно исследуете.
Не надо пытаться решить глобальные и мировые проблемы. По ряду причин вы не в состоянии этого сделать. Очертите небольшой участок в проблеме, который реально будет вам по силам, и творчески подойдите к его решению.
После определения темы исследования необходимо сформулировать ее цель. А она — конечный результат проведения исследования. И формулируется она максимально точным определением того, чего пытаются достичь в процессе исследования. Не рекомендуется формулировать цель как «Исследование ..», «Изучение…», потому что эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.
После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цель — не одно и то же. Формулируя задачи, вы должны четко поэтапно определить ход выполнения вашего исследования. Задачи показывают, что вы собираетесь делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определить их кислотность с помощью индикатора, определить видовой состав, биологические особенности и т.д.).
Решение определенной задачи в ходе исследования и является завершением этапа,
После определения цели и задач необходимо указать объект и предмет исследования.
Объект исследования — та часть реального мира, которая непосредственно познается экспериментатором.
Предмет исследования — это то, на что направлены действия экспериментатора, отраженные в целях и задачах.
В некоторых исследованиях полезно выделить гипотезу, что придаст работе больший смысл и конкретизирует предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной и подкрепленной литературными данными и логическими соображениями. Не следует бояться отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, ибо они тоже вносят свой вклад в познание. Гипотеза может стать достоверной научной теорией лишь после должной опытно-экспериментальной проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.
Как отдельная структурная единица, в работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении ив каком направлении проходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам и что ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед». Обзор желательно закончить кратким резюме о необходимости проведения исследований в данной области и определить предмет своего исследования.
В следующей структурной части описывается место проведения исследования (в случае полевых сборов материала) или оборудование (в случае проведения эксперимента в лаборатории). При описании методов исследования не следует подробно описывать стандартные методики, применяющиеся повсеместно, достаточно лишь ссылки на литературный источник, где эта методика упомянута. Подробная характеристика обоснована лишь в том случае, если используемый метод изобретен вами. Это делается для того, чтобы последующие исследователи могли использовать его в схожих ситуациях. При написании работы необходимо давать ссылки на источники, материалы или отдельные результаты которых приводятся в работе. Ссылки в тексте на источники осуществляются путем приведения номера по списку источников. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки.
Далее представляются собственные результаты, которые могут быть отражены структурно в одной или нескольких главах. Важно понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел или иных данных, которые представлять в тексте работы не нужно. Числа и конкретные примеры служат в тексте для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых и делаются выводы в дальнейшем. Поэтому обычно рабочие данные обрабатываются и в тексте представляются только самые необходимые. Наиболее выигрышной формой представления является графическая в виде диаграмм, графиков, рисунков, таблиц. Всегда ставьте себя на место человека, которому за 5-10 мин. нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов.
Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т.е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Завершается работа заключением. В этом разделе должны содержаться основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них. Следите за тем, чтобы количество сформулированных выводов совпало с количеством поставленных ранее задач.
Иллюстрации, фотографии, рисунки, чертежи, схемы, графики, карты) и таблицы следует располагать в работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах работы, включают в общую нумерацию страниц.
Таблицу, рисунок, или диаграмму, размеры которых больше формата А4, учитывают как одну страницу и располагают после упоминания в тексте или в приложении.
Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют последовательно в пределах главы. Номер иллюстрации должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рис 1.2 (второй рисунок первой главы). Номер иллюстрации, название и поясняющие подписи помещают под последней. Если в работе приведена одна иллюстрация или таблица, то ее не нумеруют.
Таблицы нумеруются последовательно (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах главы. В правом ‘верхнем углу над соответствующим заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера. Номер таблицы должен состоять из номера главы и порядкового номера таблицы, разделённых точкой, например: «Таблица 1.2» (Вторая таблица первой главы).
При оформлении списка литературы источники следует располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий. Литературный источник в списке должен быть оформлен согласно библиографическим правилам. Например, монография оформляется так: Караткев1ч У. С. 3 вякоу м1нулых: Апавяданне,
Текст исследования необходимо правильно оформить для представления.
Он включает:
— титульный лист;
— содержание;
— введение (описывается актуальность и новизна работы, цель, задачи, предмет и объект изучения, цель, задачи, гипотеза) -1-2 с;
— теоретическая глава (история изучения рассматриваемой проблемы, литературный обзор) -2-3 с;
— опытно-экспериментальная глава (посвященная месту и методам проведения исследования) — 1 -2 с;
— глава или несколько глав, где отражены результаты исследования, 1-2 с;
— заключение — 1-2 с;
— список использованных источников;
— приложения.
Текст работы печатается на белых листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм) шрифтом Times New Roman, кегль 14. Межстрочный интервал должен быть таким, чтобы на странице умещалось 40+3 строки. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее и нижнее — 20 мм. В тексте работы можно использовать графики, рисунки и таблицы.
Объем работы, как правило, не должен превышать 20-30 страниц.
Отдельно следует сказать о нумерации в работе. Страницы, главы, параграфы, разделы и подразделы, рисунки, таблицы, формулы, приложения нумеруются арабскими Цифрами без знака №..
Содержание, перечень условных обозначений, введение, заключение и список использованных источников не нумеруются.
Номер главы ставят после слова «ГЛАВА», после номера точку не ставят, затем со следующей строки приводят заголовок главы. Если слово «ГЛАВА» не используется, то номер главы ставят перед заголовком после номера ставят точку и перед заголовком оставляют пробел. Разделы нумеруются в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точкой. В конце номера должна быть точка, например: «2.3.» (третий раздел второй главы). Затем идет заголовок раздела.
Несколько слов о написании тезисов к работе. Тезисы предназначены для того, чтобы читатель- незнакомый с полной версией работы, мог получить максимум информации о проведенном вами исследовании. Так как объем тезисов обычно ограничен 1-2 страницами, то в них необходимо кратко (2-3 предложения; описать актуальность работы, указать цель и задачи исследования, основные методы, которые применялись вами в процессе изучения проблемы. Основной объём тезисов необходимо отвести непосредственно под результаты исследования и выводы. Помните о том, что наиболее интересное — ваши результаты. Список литературных источников, а также ссылки на них в тезисах недопустимы.
Тезисы докладов участников общегимназической НПК предоставляются руководителям секций в двух экземплярах: первый — электронный вариант тезисов, предназначенный для верстки сборника тезисов; второй — печатный вариант для отчета о проведении общегимназической НГЖ.
Форма подачи тезисов: объем — не более 1 страницы формата А4; поля — верхнее и нижнее по 2см, левое — Зсм, правое — 1см; шрифт — 12- й: кегль, выравнивание пот ширине, Roman; межстрочный интервал — одинарный.
Пример оформления тезисов

ДИНАМИКА РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ПОЧВЕННОЙ МЕЗОФАУНЫ


Иванов Иван Иванович
Учреждение образования
«Средняя общеобразовательная
школа №1 г.Минска»,
10 класс
Руководитель Сидоров С.С.,
учитель биологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Считаете ли Вы электронную книгу полноценной заменой классическому учебнику?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
Беларусь Библиотечная
Книга Беларуси XIV-XVIII веков

Могилевский институт МВД Республики Беларусь Безопасность детей в сети Портал рейтинговой оценки
Яндекс.Метрика