15-19.10.2012 Проводилась методическая неделя «Исследовательские методы как средство повышения эффективности урока»

В рамках недели прошли тематические заседания предметных кафедр и МО, панорама открытых уроков, микроисследования среди педагогов работал консультативный пункт для педагогов «Исследовательское поведения и исследовательские  способности», выпущена методическая газета «Исследовательские методы в технологии современного урока»

Утвержден

на заседании методического совета

протокол  №1 от 7.09.2012 года

 

План проведения методической недели

«Исследовательские методы как средство

повышения эффективности урока»

Сроки проведения: 15-19 октября 2012 года

Эпиграф недели

«Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только

подражать и копировать».

Л.Н.Толстой.

 

Цель проведения недели: содействие повышению уровня профессиональной компетентности учителей

Задачи:

  • изучить научно-методические основы применения на уроках проектно-исследовательских методов обучения;
  • раскрыть роль проектно-исследовательских методов обучения в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках;
  • выработать рекомендации по эффективному использованию на уроках проектно-исследовательских методов обучения;
  • выявить, поддержать и распространить результативный опыт работы педагогов гимназии по применению на практике проектно-исследовательских методов обучения;
Содержание работы Участники Дата Время провед. Место провед. Ответственные
Методическая летучка рук. кафедр и МО 12.10.2012 13.55 методкабинет Омельянчук  Л.И.
Микроисследование «Диагностика готовности педагогов к исследовательской деятельности» все педагоги 15.10.2012 в теч.дня Омельянчук Л.И.,Гарус И.А.
Анкетирование педагогов «Применение исследовательского метода  в обучении» педагоги 16.10.2012 в теч. дня учебные кабинеты Омельянчук Л.И.

Панорама открытых уроков

Урок физики  в 8 классе по теме «Решение задач по теме «Удельная теплота плавления» Кафедра естественно-математических дисциплин 16.10.2012 каб. №4 Момлик А.К.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Путешествие к берегам синтаксиса» Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин 16.10.2012 каб. №12 Бильдейко Н.И.
Урок английского языка в 10 классе по теме«Виды жилья» кафедра иностранных языков 17.10.2012 каб. №11 Архутик Г.В.
Урок немецкого языка в 11 классе по теме «Интернациональный обмен молодежью» кафедра иностранных языков 18.10.2012 каб. №11 Хотомченкова И.В.
Урок по курсу «Человек и мир» в 1 классе по теме «Изменения в неживой природе и жизни растений осенью по сравнению с летом» МО учителей начальных классов 18.10.2012 каб.№ 15 Кривальцевич Е.А.
Урок трудового обучения в 8 классе по теме «Трапезы, связанные с праздниками и календарного цикла» МО учителей физического и эстетического цикла 19.10.2012 мастерские Остапюк Е.А.
Выпуск методической газеты №2-2012«Исследовательские методы в технологии современного урока»  творческая группа в течение недели методкабинет,ГИАЦ Омельянчук Л.И.
Заседания предметных кафедр и МО по теме «Исследовательские методы обучения как средство повышения эффективности урока»  все педагоги 19.10.2012 15.00 учебные кабинеты Руководители кафедр и МО
Выставка методической литературы по теме «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках» учителя предметники в течение недели в течение дня методический кабинет Омельянчук Л.И.,Предко О.А.
Работа консультационного пункта «Исследовательское поведение и исследовательские способности» учителя предметники в течение недели в течение дня методический кабинет Омельянчук Л.И.Гарус И.А. 
Подготовка материалов для проведения семинара-практикума «Развитие исследовательских компетенций педагогов» руководители кафедр и МО в течение недели методический кабинет, ГИАЦ Омельянчук Л.И., руководители кафедр и МО, программист, Гарус И.А.
Проведение семинара-практикума «Развитие исследовательских компетенций педагогов» все педагоги 5.11.2012 9.00 каб.№12 Омельянчук Л.И., руководители кафедр и МО, программист, Гарус И.А.

 

Анализ урока

«Реализации педагогом на уроке исследовательской функции»

Оцениваемые параметры урока

1 Цель урока:1.1.  Соответствие целей учебной программе и месту урока в теме1.2.  Диагностичная постановка целей обучения (цели обучения конкретны, доступны, реальны, понятны учащимся)

1.3.  Доведение целей урока до сознания учащихся и принятие цели учениками

1.4.  Направленность цели на планируемый конечный результат

2 Деятельность учителя:2.1. Направленность педагога на сотрудничество с учащимися2.2. Умение организовывать образовательные ситуации развивающего типа

2.3. Умение гибко реагировать на изменяющиеся ситуации в классе

2.4. Умение определить: уровни знаний в начале обучения (установочные тесты), в процессе обучения (учебные тесты), умения и навыки в конце обучения (итоговые тесты)

2.5. Умение организовать обучение соответственно уровням усвоения знаний учащимися в зоне их ближайшего развития

2.6. Диагностичное определение причин ошибок и пробелов в своей деятельности и деятельности учащихся, самостоятельное нахождение путей их устранения и коррекции

2.7. Применение и умелая адаптация к своей деятельности передовых методов обучения. Разработка на их основе новых методических приемов

3 Деятельность ученика:3.1.Уровень внутренней мотивации на познание3.2. Познавательная активность, работоспособность

3.3. Владение рациональными приемами и навыками самоконтроля

3.4. Умение применять знания в нестандартных и проблемных ситуациях

3.5. Умение проводить микроисследования

3.6. Умение делать выбор, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, явлениям

4 Структура и организация урока:4.1. Соответствие структуры урока его целям и типу4.2. Взаимосвязь и логическая последовательность этапов урока. Переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемной связки (проблемный вопрос, проблемная ситуация, и т.д.)

4.3. Оптимальность распределения времени между этапами урока

4.4. Оптимальность темпа урока

4.5. Оптимальность выбора форм, методов и средств обучения

4.6.Организация «обратной связи» с учащимися с использованием диагностического инструментария

4.7. Организация ситуации успеха на уроке

5 Содержание урока:5.1. Соответствие учебной программе и целям урока5.2. Соответствие уровню знаний учащихся

5.3. Связь с потребностями и интересами учащихся

5.4. Наличие деятельностного содежания урока

5.5. Включение материала по самоанализу и самодиагностике деятельности учащимися

6 Результаты урока:6.1. Степень достижения целей урока6.2.Осознание учащимися собственных ошибок и пробелов в знаниях на основе самодиагностики

6.3. Осмысление учащимися продуктивности собственной деятельности

6.4. Самостоятельное планирование учащимися своей дальнейшей работы по теме

6.5. Знание учителем степени усвоения каждым учащимся учебного материала

6.6. Оценка учителем эффективности использованных методов и средств обучения

 

Микроисследование «Выявление ведущей деятельности учащихся на уроке»

Ваша деятельность на уроке

Предметы

математ.

 русск.яз.русск.лит.

 бел.яз

 бел.лит.

 ин. яз.

 физика

 химия

 история

 биология

 география

 1.

 

 

 

 

 

 

 

Во время объяснения учителя:

слушаю

механически делаю записи в тетрадь           обдуманно делаю записи в тетрадь           задаю вопросы в непонятных местах           включаюсь в обсуждение           выдвигаю гипотезы           привожу свои примеры           сижу, думая о своем           занимаюсь другим делом           2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время ответа других учащихся:

слушаю

готовлюсь к другому вопросу, по которому могут вызвать отвечать           делаю записи в тетрадь непонятных ранее моментов           задаю вопросы в непонятных местах           включаюсь в обсуждение           выдвигаю гипотезы           привожу свои примеры           сижу, думая о своем           занимаюсь другим делом           работаю по индивидуальному заданию           3.

При выполнении общего для всего класса задания:

списываю с доски

обсуждаю с соседом           работаю самостоятельно в своем темпе           работаю с классом, участвуя в обсуждении           работаю по индивидуальному заданию           сижу, думая о своем           занимаюсь другим делом

4.

Во время работы в группах:

           участвую в обсуждении           выполняю свою часть задания           беру ответственность на себя по принятию решения от всей группы           выступаю с защитой принятого решения от имени группы                 сижу, думая о своем,

 

занимаюсь другим делом           слушаю других           5.

Выполняя тестовое задание:

анализирую каждое задание, выполняю самостоятельно

ищу подсказки у соседа           стараюсь списать           угадываю           6.

При проведении дискуссии:

—          высказываю свою точку зрения

—          слушаю           —          обсуждаю с соседом           —          сижу, боясь, что меня спросят           —          сижу, думая о своем           —          занимаюсь другим делом

 

Диагностика «Оценка исследовательских умений педагога»

Уважаемый коллега!

Просим Вас проанализировать свою педагогическую деятельность, ответив на вопросы анкеты согласно следующим критериям:

5 – умение ярко выражено, проявляется постоянно,

4 – проявляется в конкретных педагогических ситуациях,

3 – средний уровень выраженности,

2 – минимальный уровень,

1 – умение отсутствует.

Характеристика умения

Самооценка

1

Информационные умения

Отбирать информацию для формирования познавательных интересов учащихся

5   4   3   2   1

2Ранжировать информацию по степени новизны и значимости5   4   3   2   13Логически осмысливать материал, выделяя в нем главное5   4   3   2   14Соотносить, сравнивать факты, концепции, точки зрения5   4   3   2   15Сопоставлять и обобщать новые факты и явления5   4   3   2   16Осуществлять библиографический поиск5   4   3   2   17Владеть пользовательским уровнем работы на компьютере5   4   3   2   1

 

1Аналитические умения

Анализировать причины и условия, породившие педагогическую проблему

5   4   3   2   12Анализировать трудности, которые возникают у учащихся5   4   3   2   13Собирать и обрабатывать статистические данные наблюдений5   4   3   2   14Делать обоснованные выводы, строить умозаключения Изучать и обобщать опыт других учителей5   4   3   2   15Обобщать в виде отчета материалы  эксперимента5   4   3   2   1

1Проектировочные умения

Видеть перспективу развития каждого ученика

5   4   3   2   12Прогнозировать результаты своего труда5   4   3   2   13Видеть проблему и формулировать ее5   4   3   2   14Решать проблему на теоретическом уровне5   4   3   2   15Прогнозировать способ разрешения педагогической проблемы, допуская различные варианты5   4   3   2   16Предвидеть реакцию учащихся5   4   3   2   17Находить оптимальный для данных условий способ решения педагогической проблемы5   4   3   2   18Прогнозировать процесс деятельности и результат5   4   3   2   19Прогнозировать доступность и достаточность информации для учащихся5   4   3   2   110Прогнозировать и оценивать обучающее воздействие5   4   3   2   111Выбирать способы воздействия с учетом динамики развития учащихся5   4   3   2   1

1Конструктивные умения

Принимать оптимальное решение в конкретной педагогической ситуации

5   4   3   2   12Конструировать учебную деятельность школьников5   4   3   2   13Пользоваться вариантными методиками5   4   3   2   14Находить и использовать адекватные педагогической проблеме методы исследования5   4   3   2   15Разрабатывать этапы эксперимента5   4   3   2   16Отбирать, конструировать способы (методы) деятельности в ходе эксперимента5   4   3   2   17Учитывать потребности ученика в его развитии5   4   3   2   18Конструировать решения педагогических задач в условиях складывающихся ситуаций5   4   3   2   1

1Управленческие умения

Поддерживать внимание и интерес во время урока

5   4   3   2   12Проводить коллективное миниисследование5   4   3   2   13Осуществлять обратную связь5   4   3   2   14

Диагностировать результаты педагогического труда и процесс, влияющий на результат или тормозящий развитие учащихся5   4   3   2   1

5Включать учащихся в различные виды деятельности5   4   3   2   16Включать мотивационные механизмы учащихся для достижения педагогического результата5   4   3   2   17

Активизировать познавательную деятельность учащихся, приобщать их к исследовательской деятельности  (элементарному исследованию)5   4   3   2   1

8Проводить эксперимент, педагогическое наблюдение5   4   3   2   19Организовывать исследовательскую работу с учетом необходимых этапов ее осуществления5   4   3   2   110Оформлять итоги исследовательской работы: составлять тезисы, методические рекомендации5   4   3   2   1

1Рефлексивные умения

Обобщать собственный педагогический опыт, с выделением ведущих идей

5   4   3   2   12Заниматься самообразованием5   4   3   2   13Переосмысливать педагогические идеи других учителей и включать их в свою деятельность 5   4   3   2   14Осуществлять самоанализ в процессе работы и корректировать ее5   4   3   2   15

Оценивать уровень развития своих профессиональных способностей и составлять план дальнейшего профессионального развития5   4   3   2   1

6Оценивать эффективность учебно-воспитательного процесса по результатам деятельности учащихся5   4   3   2   1

 

Микроисследование «Исследовательский метод обучения»

1 .Как Вы понимаете высказывания В. А. Сухомлинского «Проблема творчества – один из участков педагогической целины» и Н. Г. Чернышевского «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова»?___________________________________________________________________________________________

2.Известен ли Вам исследовательский метод обучения?    /да, нет/

3.Применяете ли Вы в своей педагогической практике этот метод? /да, нет/

На каком этапе урока?  ___________________________________________________________________________________

Во внеурочной деятельности?________________________________________________ /Свой ответ конкретизируйте./

4.В чем Вы видите преимущество исследовательского метода обучения?________________________________________________________________________________________

5.Если не применяете исследовательского метода обучения, то в чём причина?

________________________________________________________________________________________

6.Считаете ли Вы исследовательский метод  актуальным? Почему? ________________________________________________________________________________________

7.Есть ли среди Ваших учащихся те, кто стремится совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности?____________________________________________________________________________ 

Добавить комментарий