Елена Васильевна Аладова

Елена Васильевна Аладова – собирательница художественных сокровищ.

Елена Васильевна Аладова

Музей – ее судьба.

Елена Васильевна Аладова (22.05.1907 – 29.05.1986). Заслуженный деятель искусств Беларуси, заслуженный деятель культуры Польши, собирательница художественных сокровищ.

Елена Аладова – женщина, без которой невозможно представить историю Минска и историю белорусского искусства. Основательница Национального художественного музея и его коллекции, страстная собирательница, авантюристка, готовая на невероятные приключения ради искусства, руководительница, которую до сих пор с придыханием вспоминают все, кто хоть сколько-нибудь интересуется искусством.

Наша землячка Елена Васильевна Аладова пятьдесят лет своей жизни посвятила сбору, сохранению, изучению и пропаганде изобразительного искусства. Странная судьба этой женщины. В 1937 году Елена Васильевна стала научным сотрудником группы по созданию первой в Беларуси Государственной картинной галереи, которая официально открылась в 1939 году. И ровно через 40 лет, в 1977 году, она ушла на заслуженный отдых с поста директора этого учреждения – уже Государственного художественного музея БССР.


Родилась А. В. Аладова в Пружанах 22 мая 1907 г. в семье учителей городской четырехклассной школы Василия Исаевича Пука (1882-1931) и Елены Сильвестравны Пук (1885-1925). В Пружанах прошло раннее детство Аладовой. В 1916 года семья переехала в городок Паричи под Бобруйском, куда на должность заведующего школой был переведен отец Елены Васильевны. В 1922г. Елена закончила Паричскую школу. В 1925г. умерла ее мать. Отец женился второй раз, и семья переехала в Жлобин.

В 1922 году Елена Васильевна стала одной из первых студенток Белорусского государственного университета. С посещений вечерней рабочей студии при Доме художника началось ее знакомство с художниками и восхищение изобразительным искусством. В 1925г. впервые попробовала себя в качестве экскурсовода и консультанта на Первой Всебелорусской художественной выставке, начала печататься в белорусской прессе.

В 1928 году, после окончания университета, Елена Васильевна вышла замуж за композитора Николая Аладова, будущего народного артиста республики, одного из создателей и руководителей белорусского консерватории. Этому браку был приготовлена долгая счастливая судьба.

Елена Пук (Аладова) и Николай Аладов. 1928

Николай Ильич в послевоенный Минск заманивал лучших преподавателей, чтобы возродить консерваторию. Аладов был потомкам старого дворянского петербургского рода. На всю жизнь его “зацепил” яркий и сильный характер девушки. Регистрации брака в 1920-е годы не придавала значения – считали ее буржуазным пережитком; официально они зарегистрировали брак только в 1943 году. Но со дня свадьбы Елена Васильевна стала называть себя Аладовой.

В 1937 А. Аладова начала работать научным сотрудником организационной группы по созданию Государственной картинной галереи БССР. Она работала рядовым сотрудникам музея и заочно училась в Институте философии, литературы и искусства в Москве. Однако диплом не получила – началась война.

Во время Великой Отечественной войны Елена Васильевна оказалась в Саратове, где работала заместителем директора по научной части и одновременно главным хранителем Государственного художественного музея имени А.Н. Радищева. В подвалах местного музея лежали сотни картин, эвакуированных из разных музеев Беларуси. Аладова добилась выделения денег на реставрацию и по сути спасла их от разрушения.

После освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков А. Аладова вернулась сначала в Гомель, а потом в Минск. В 1944 г. она принимала участие в работе Комиссии по убыткам, нанесенных немецко-фашистскими захватчиками музеям БССР. Директорская карьера А.В. Аладовой началась с Музея истории Великой Отечественной войны (1944). В том же году она возглавила восстановленную Государственную картинную галерею, которую возродила практически с нуля. Некоторое время управляла обоими музеями, собрав за считанные годы уникальную коллекцию. Минск лежал в руинах, но уже функционировал первые выставки.

Главной целью Елены Васильевны было восстановление утраченной коллекции и пополнение новой. Довоенная галерея – это национализированные произведения искусства, которые доставляли в Минск из усадеб и замков. Как правило, эти коллекции включали в себя западное, русское и местное искусство.

В 1945 родилась дочь Радослава.

Уже в 1946 году Аладова организовала научную экспедицию по розыску памятников древнего белорусского искусства. Всего в 1950-1980-е годы произошло более ста таких экспедиций, в результате которых были обнаружены и спасены более двух тысяч памятников древнего белорусского искусства. Задачей экспедиции было выявление и взятие на учет произведений белорусского искусства до XIX века, находящихся в культовых зданиях и музейных собраниях в разных регионах Беларуси. Все произведения, включенные в опись экспедиций, были взяты на государственный учет. Ею были обнаружены и спасены такие шедевры, как Шерешевское Евангелие XVI века, Иконостас Шерешевской церкви XVII века, царские врата из церкви деревни Ворониловичи и многие другие.

Аладовой, по сути, была восстановлена коллекция Национального художественного музея Беларуси, разграбленная в 1941 г.
В 1957 г. на базе картинной галереи был создан Государственный художественный музей БССР, А.В. Аладова возглавляла до 1977 г., а потом еще некоторое время была его научным консультантом. В этот период особенно ярко раскрылись незаурядные организаторские способности А. В. Аладовой. Она создала сплоченный коллектив специалистов, на плечи которого легли трудности музейного строительства и собирательской деятельности послевоенного периода.

В Аладовой раскрылся необычный талант собирательницы произведений. Она обладала чутьем коллекционера. Елена Васильевна доставала адреса и доступ в крупнейшие частные собрания Москвы и Ленинграда и сама вела переговоры с владельцами. Это были коллекции еще дореволюционных времен, и пожилые хозяева коллекций или их наследники обычно после переговоров уступали ту или иную картину настойчивой гостье. За денежным расчетом задержки не было: Елена Васильевна умела убедить правительство республики выделить средства на приобретение экспонатов для нового музея.

Елена Аладова старалась покупать те работы, которые были написаны в Беларуси, или тех художников, в биографии которых был «белорусский след».

За Аладовой вскоре закрепилось легенда, что она ездит по стране с большим чемоданом денег. И ей стали писать коллекционеры со всех концов СССР. Она ездила, смотрела, отбирала, покупала … Авторитет Елены Васильевны был так велик, что, бывало, некоторые отдавали ей картину “на хранение”, соглашаясь подождать, пока музей перечислить деньги.

Елена Аладова собирала коллекцию русского искусства, которой сегодня по праву гордятся сотрудники Художественного музея, составлены настоящие легенды. Во время войны практически вся коллекция художественной галерее исчезла. Елена Васильевна ездила, ходила по домам коллекционеров, выкупала у них картины. В Третьяковской галерее говорили: “Где Аладова пройдет, нам уже делать нечего”.

Благодаря неустанным поиском Елены Васильевны, были приобретены настоящие шедевры русских художников Аргунова, Левицкого, Вишнякова, Ге, Перова, Маковского, Шишкина …

Фонд музея, восстановленный усилиями работников музея, в 1977 г. насчитывал 15 тысяч экспонатов
На посту директора Национального художественного музея Елена Васильевна работала вплоть до 1977 года, после чего передала бразды правления своему преемнику Карачуну Юрию Александровичу в возрасте 70 лет. Она вышла на пенсию, во время которой работала консультантом музея. По сути, музей стал делом всей ее жизни.

В кругу друзей, коллег и единомышленников. Празднование 70-летия Е.В. Аладовой (в центре, с букетом цветов). 1977

На здании музея была открыта мемориальная доска в ее честь

С 1966 года Аладова — член правления Союза художников Белорусской ССР. Она награждена званием заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР, орденами «Дружба народов», «Знак почёта» (дважды), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть», «30 лет победы в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», а также двумя Почётными грамотами Верховного Совета БССР, Почётными грамотами Верховных Советов Украины и Литвы, медалью «За заслуги перед польской культурой».

Дети Е. В. Аладовой:

                 Вальмен Аладов
    Гельмир Аладов
Радослава Аладова

Елена Васильевна ушла из жизни 29 мая 1986 года.

К 100-летию со дня рождения Аладовой Е.В. выпущен памятный художественный почтовый конверт с изображением здания Национального художественного музея Беларуси
На конверте марка с портретом Аладовой Е.В

 

Добавить комментарий