Пути формирования учебной мотивации. Консультация для педагогов.

Главными побудительными силами в процессе  учебы для ребенка являются:

–       интерес к изучаемому;

–       собственные успехи на уроке;

–       хорошие отношения с учителем.

Рекомендации по развитию  интереса к предмету.

  1. Ставьте перед учениками понятные и привлекательные для них цели.
  2. Старайтесь сделать урок более привлекательным и    интересным:

– используйте загадки, головоломки и игры связанные с темой урока;

– обеспечивайте урок музыкальным сопровождением или используйте

плакаты, относящиеся к изучаемому материалу;

– приглашайте на уроки гостей.

  1. Связывайте учебную информацию с жизненным опытом школьников. При введении новой темы, спросите учеников, что они знают об этой проблеме, что они слышали или читали по предложенной теме, какие идеи  и  ассоциации у них возникают и т.п.
  2. Старайтесь представить  новую информацию в форме проблемы или  проблемного вопроса, для чего представляйте различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, говорите о сомнениях и неясностях в отдельных аспектах темы.
  3. В решении поставленной перед учащимися проблемы  учитывайте все  идеи и соображения детей: поощряйте догадки, вопросы и критику;  позволяйте им доказывать и проверять даже явно ложные идеи; учите спорить друг с другом и опровергать уже имеющиеся версии.

 

Рекомендации по созданию ситуации успеха для учащихся на уроке

 

  1. При развитии мотива достижений ориентируйте учеников на самооценку деятельности.

– Спрашивайте у ученика: «Ты удовлетворен результатом?» вместо оценочного предложения «Ты хорошо справился с работой».

– Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

  1. Сделайте ситуацию успеха достижимой.

– Выбирайте такие задания, при выполнении которых ученик чаще достигал бы успеха, чем терпел неудачу.

– Если у ребят возникают трудности при изучении темы, разбейте ее на более мелкие разделы.

– Выбирайте адекватную методику преподавания предмета, опирающуюся на возрастные особенности учащихся, старайтесь держать в центре внимания не предмет, а ребенка.

  1. Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели.

– В начале изучения темы информируйте учеников о том, чему они   должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий  с   вариантами выбора.

– Предложите ученикам самим выбрать способ достижения цели.

– Предлагайте ученикам самим выбрать для себя уровень сложности заданий.

  1. Помогайте ученикам ставить перед собой реалистические цели.

– Поощряйте учеников, которые ставят перед собой достижимые цели, попробуйте вместе усложнять их со  временем.

– В ситуациях, когда ученик ставит перед собой нереально высокие   цели, предложите ему альтернативу.

– Помогите ученикам составить план действий по достижению поставленной цели.   Расспросите учеников о том, когда и где они   будут работать над достижением своих целей, что им  для этого понадобится,   и когда они предполагают закончить.

  1. Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатом труда.

– После выполнения задания попросите учеников рассказать, что было     особенно трудным, и как они с этим справились.

– Обсуждайте причины не только успехов, но и неудач.

– Старайтесь избегать быстрых выводов о причинах успехов и неудач   подростков.

 

Рекомендации для учителя по эффективному взаимодействию с учащимися на уроке

 

  1. Демонстрируйте уважение к ребенку как личности, уважайте индивидуальность каждого ребенка.
  2. Отказывайтесь от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других, от прямого противопоставления детей друг другу.
  3. Старайтесь обращаться к детям только по имени.
  4. Замечайте даже маленькие успехи «слабых», но не подчёркивайте это как нечто неожиданное.
  5. Настраивайте каждого ребенка на успех: внушайте мысли не о препятствиях, а об удаче.
  6. Никогда не сравнивайте ребенка с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня написал лучше, чем вчера; быстрее решил и т.д.);
  7. Создайте условия для демонстрации детьми их успехов одноклассникам.

 

Добавить комментарий