Заседание №1 мастер-класса учителя начальных классов Строк Т.Т. по теме «Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников как основа успешного обучения русскому языку»

На заседании коллегам представлен опыт работы данного учителя по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка, который оформлен в виде информационно-методического журнала.

Рассмотрено на заседании методического совета             Утверждено

Директор ГУО «Гимназия г.Пружаны»

_____________ Л.Г.Козорез

Протокол № ____от _________

 

План работы мастер-класса

учителя начальных классов

ГУО «Гимназия г.Пружаны»

Строк Татьяны Тадеушевны

по теме «Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку»

в 2012/2013 учебном году.

 

Цель:

Повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетенции учителей начальных классов

Задачи:

  1. Оказание  методической  помощи учителям начальных классов в овладении технологией развивающего обучения, в формировании индивидуальной программы самообразования.
  2. Передача учителям начальных классов своего опыта в области использования технологии путём показа методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
  3. Повышение методического уровня учителей через использование в учебном процессе технологии развивающего обучения.
  4. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

 

 

Занятие №1                                                              октябрь 2012 года

Тема: Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку

Вопросы для обсуждения:

  1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте.
  2. Методика интеллектуального развития младших школьников на различных этапах русского языка:

а) проведение мобилизующего этапа урока,

б) проведение минуток чистописания,

в) проведения словарно-орфографической работы,

г) проведение физкультминуток.

 

Занятие №2                                                          декабрь 2012 года

Тема: «Методика использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка».

Вопросы для обсуждения:

  1. Технология развивающего обучения в традиционной классно-урочной системе.
  2. Роль учителя на уроке с использованием технологии развивающего обучения.
  3. Моделирование и самоанализ урока по русскому языку с использованием технологии развивающего обучения.
  4. Посещение и анализ открытого урока по русскому языку.

 

Занятие №3                                                          февраль 2013 года

Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения».

Вопросы для обсуждения:

  1. Моделирование и самоанализ урока по русскому языку с использованием технологии развивающего обучения.
  2. Разработка методов и приёмов развивающего обучения в целях развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
  3. Посещение и анализ открытого урока по русскому языку.

 

 

Список используемой литературы:

1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка (1-2 класс) – М.: ВЛАДОС, 2001. – 144 с.
2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка (2-3 класс) – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
3. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка/ Г.А. Бакулина, Е.А. Обухова, Н.В. Дембицкая. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 216
4. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.

Мастер-класс учителя начальных классов Строк Т.Т.

Занятие №1 по теме «Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку»

 

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином”.                          Ш.А. Амонашвили

Современная школа – школа развивающая. Только такая школа нужна, чтобы выполнить заказ общества и государства по формированию действительно разносторонне развитой личности, широко образованной, деятельностной и духовной. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению.

Программа развивающего обучения по системе академика Л.В. Занкова, впрямую направленная на развитие младшего школьника, предоставляет прекрасные возможности учителю для эффективного развития интеллектуальной сферы детей. Надо только этими возможностями умело воспользоваться. Причем задача по развитию интеллекта каждого ребенка должна решаться постоянно и через всю систему работы педагога (через целеполагание, содержание, используемые технологии, формы, методы, взаимоотношения).

По данным учёных интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сразу затем сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.

К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;

По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и учащихся 11-х классов существенно не отличаются.

Интеллект – это совокупность умственных способностей человека.

Интеллектэто мыслительная способность, умственное начало человека.( Ожегов)

Интеллект – общая познавательная способность, определённая готовность человека к усвоению, использованию знаний и опыта, также к разумному поведению в проблемных ситуациях. (психолог Домашенко И.А).

Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека и развивает:

· эрудицию: сумма знаний из области науки и искусства;

· способность к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;

· способность к логическому мышлению, умению устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

· внимание, память, наблюдательность, сообразительность, различные виды мышления: наглядно-действенное, наглядноообразное, словесно-логическое, речь и т.д.

Всё это тесно связано с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности младшего школьника к той или иной деятельности.

 

Поэтому целью своей работы я ставлю развитие интеллектуальных и творческих способностей детей на уроках русского языка.

 

Ведущей педагогической идеей моей работы  можно считать идею о том, что совершенствование технологии организации структурных компонентов урока позволит успешно решать задачу  развития  интеллектуальных умений младших школьников.  Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно мыслить, решать нестандартные задачи.

Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал “умнее”, “способнее”, “одареннее”? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях – результат обязательно будет. От этого зависит обучение в целом. Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда им дается что-то новое, более сложное, когда надо придумать, догадаться, выбрать, сделать вывод.

Какова же методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка?

Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка  направлена на: достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника, мобилизацию интеллектуальных ресурсов личности обучаемого, с целью повышения эффективности обучения. В основу методики положено представление об интеллекте как о совокупности определенных качеств индивида, обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности. К ним относятся способность к анализу, синтезу, обобщению и абстрагированию, наличие которого означает, что интеллект обладает достаточной гибкостью мышления и творческим потенциалом; способность к логическому мышлению, проявляющаяся в умении видеть причинно-следственные связи между событиями и явлениями реального мира, устанавливать их последовательность во времени и пространстве; а также восприятие, внимание, память, воображение, речь индивида.  К числу важных предпосылок успешного интеллектуального развития детей младшего школьного возраста следует отнести их наивно-игровое отношение к окружающему миру. Оно позволяет им безболезненно, не боясь трудностей, на определенном эмоциональном подъеме постигать жизнь и быть ее непосредственными участниками. Умело используемое родителями и педагогами, это естественное детское качество расширяет возможность тренировки формальной стороны мышления.

  1. В течение ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку по технологии профессора Галины Александровны Бакулиной. (книга, Бакулина Г.А.  «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»   Москва 1999г.)

Данная технология направлена на повышение качества устной и письменной речи детей, обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач.

Новизна данной методики заключается, прежде всего, в том, что в качестве системообразующего фактора в основу положена субъективизация, под которой понимается качественно новый уровень осознанной активной деятельности учащихся на уроке русского языка, их участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов.

 

Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.

Изменение содержания осуществляется за счет:

•  введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобще­ния изученного;

• увеличения масштаба использования пословиц, погово­рок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

• расширения объема работы с понятиями и терминами;

•включения в содержание уроков различных видов тек­стов воспитательно-познавательного характера.

 

Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников используются традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие уроки, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов (чистописание, словарно-орфографическая работа, физкультминутки). Однако меняется методика проведения каждого этапа урока.

 

Изменения в организации процесса обучения русскому языку связаны с реализацией ряда принципов проведения уроков.

Наряду с общепринятыми принципами используются следующие принципы:

  1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка;
  2. Принцип действенного подхода к обучению;
  3. Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения;
  4. Эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Методика проведения мобилизующего этапа. В структуру урока вводится мобилизующий этап урока, который проводится сразу после организационной части в течение 3-4 минут.

Задачи, решаемые на мобилизующем этапе:

  1. Обеспечить введение учащихся в новую учебную тему.
  2. Повторить не в традиционной форме ранее изученный материал, необходимый для изучения новой темы.
  3. На основе этого материала сформировать тему урока.

В его содержание входят ряд упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образцы). Упражнения призваны совершенствовать мышление ребенка; развивать  внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевую способность.

На этом важном этапе происходит актуализация и углубление знаний учащихся по конкретной теме, а также совершенствование важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.), их дальнейшее развитие. Для решения данных задач школьники осуществляют указанные учителем мыслительные операции с заложенным мыслительным материалом и в результате приходят к нужному выводу.

При отборе материала для работы учащихся на данном этапе надо учитывать то, что задания, предложенные учащимся, должны быть развивающего характера, оказывать воздействие на развитие соответствующих лингвистических способностей, орфографической зоркости, совершенствование внимания, памяти.

 

Для  решения упражнений мобилизирующего этапа  школьники выполняют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставления, нахождение общего и различий, группировку, классификацию, подведение под понятие и т. д.) и в результате приходят к нужному выводу.

 

Задание 1 Перестановка букв.

Двумя перестановками получить образец. Определите тему урока, для этого сравните буквы, найдите среди них лишнюю.

Задание 2 Установление смысловой связи в словах; нахождение в них общего; осуществление группировки, исключение лишнего слова, построение умозаключения.

«Третье склонение имён существительных»

Р..синка, л..сник, тр..пинка, м..рковь,  м..ряк.

Вставьте пропущенные буквы. Найдите общее в словах. Определить среди этих слов лишнее и определите, склонению каких существительных будет посвящена тема.

Задание 3 Подведение слов под понятие, нахождение общего, построение умозаключения.

«Склонение прилагательных во множественном числе»

Минск, Москва- ?
Соловей, канарейка -?

Трудолюбивый, щедрый – ?

К каждой паре слов подберите общее понятие в виде словосочетаний или фразы. Найдите общее в словосочетаниях и скажите о склонении какой части речи будем говорить на уроке.

1.столичные города

2.певчие птицы

3.положительные качества человека

Задание 4: Нахождение общего и различия, альтернативная группировка, построение рассуждения и умозаключения.

«Правописание местоимений с предлогами»

(Без) обложки, (для) него, (у)тебя, (с) ней, (к)колодцу, (для)успеха, (к ) нему.

Разделите слова на возможное количество групп. Найти неизвестную орфограмму и сформулировать тему урока.

Задание 5: Нахождение общего и различия, группировка, построение рассуждения и умозаключения.

«Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода».

Интересный рассказ, глубокое озеро, литературный журнал, новое правило.

Найдите в данных словосочетаниях различия и в связи с этим скажите, склонению каких имен прилагательных будет посвящена тема сегодняшнего урока?

Задание 6: Нахождение общего и различия, группировка по четырем признакам одновременно, построение рассуждения и умозаключения.

«Правописание не с глаголами».

пословицы:

Дело лени (не) любит.

Ласковым словом и камень растопишь.

Лень добра (не) делает.

Объедините две из них не менее, чем по четырем признакам. (В первой и третьей пословицах говорится о трудолюбии. В этих предложениях есть подлежащее и сказуемое. В них отсутствуют имена прилагательные. При глаголах имеется не.)

Задание 7: Нахождение общего и различия, группировка, построение рассуждения и умозаключения.

«Склонение  имен прилагательных в единственном числе»

Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий.

Что объединяет эти слова, о склонении какой части речи будет идти речь на уроке. Можно предложить задания связанные с орфограммами.

 

Структура и методика проведения минуток чистописания.

Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном этапе выделяют две части:

определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;

составление плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов.

На первом году обучения используются  простые речемыслительные упражнения.

Эта буква встречается чаще других (упр 1)

Определите лишнюю букву (упр 2)

Расшифруйте данную запись и определите букву (упр 3)

Вторая часть подготовительного этапа тоже требует постепенного усложнения активной и сознательной деятельности учащихся. Учащиеся предварительно в процессе речемыслительной деятельности, осваивают порядок записи букв. Определяют и формулируют ее закономерность. Закономерность записи систематически меняется с постепенным нарастанием трудности. / а //а///а….

Второй вариант  предполагает поиск буквы с одновременным введением поиска объектов, связанных с изученными темами русского языка.

Например, на доске слова: ЛАМПА, ВЕТКА, ОТЛЕТЕЛ. Буква, которую мы будем писать, находится в корне глагола и обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится?

Третий вариант предполагает использование поиска буквы элементов шифра, кодирования и т.д.

Четвертый вариант обеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы. Например, даём установку, ориентируя детей на запись на доске.

«Если  мы правильно сформулируем и выполним задание к данной записи, то узнаем букву для минутки чистописания.

Война – мир. Сухой – … Старый – …

Таким образом, на втором году обучения минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока. Во время ее проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слов по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается формирование качеств интеллекта.

Методика проведения словарно-орфографической работы.

Работа по ознакомлению с новым словарным словом обеспечивает осознанную учебно-познавательную активность школьника. В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько частей:

  1. представление учащимися нового словарного слова;
  2. выявление его лексического значения;
  3. этимологическая справка;
  4. освоение написания слова;
  5. введение нового словарного слова в активный словарь детей.

Представление нового словарного слова состоит в самостоятельном определении и формулировании школьниками темы словарно-орфографической работы. Эта деятельность осуществляется с помощью нового типа комплексно-логических упражнений, выполнение которых направленно на одновременное развитие важнейших интеллектуальных качеств ребенка. Все упражнения объединены в группы, у каждой из которых есть свои отличительные, характерные  черты.

В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объём внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление. Например, для определения нового слова надо расположить прямоугольники в порядке увеличения точек.

Е  : . :

Вторую группу составляют упражнения предусматривающие работу с символами, цифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление. Например, два слова зашифрованы с помощью чисел.

1 слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. ( капуста)

В третью группу входят упражнения, связывающие искомое слово с  изучаемым лингвистическим материалом. Например, закрепление знаний по фонетике. Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в цепочке и узнаете слово.

ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА  (береза)

Специфика четвертой группы заключается в применении разнообразных шифров и кодов. Пример задания на использование знаний по математике.

Используя знания таблицы умножения, предложенный шифр и ключ к слову, определи словарное слово.

Шифр:

1 6 7 8 9
2 Л К М Р
3 Ч А В Л
4 Ш Б Я П
5 У Т О Ь

ключ к слову 1: 36, 21, 27, 45, 35, 40.        (пальто)

ключ к слову 2: 14, 40, 18, 21, 28, 27, 45.              (корабль)

В пятой группе упражнений сочетаются разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слов по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа и т. д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется аналитико-синтетическая работа, развиваются объём и  сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, чтобы узнать новое словарное слово, мы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы.

Трамвай

Первая буква слова является согласной в последнем слоге слова комната

Вторая буква – последняя согласная в корне слова север

Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак

Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове малина

С пятой буквы начинается второй слог в слове овес

Шестая буква является окончанием в слове солома

Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук в слове урожай.

Далее по методике Бакулиной Г.А. упражнения последующих групп усложняются. Определение лексического значения слов осуществляется путем совместного поиска рассуждения. Используется этимологический словарь. И новое слово вводится в активный словарь детей за счет использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов.

Методика проведения физкультминуток.

Физкультминутка – не исключение в комплексном интеллектуальном развитии. Во время отдыха физическая нагрузка сочетается с умственной. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу.

Например, тема: «Ударные и безударные гласные».

Я буду называть слова. Если услышите слово, в котором есть только ударный слог, разводите руки в стороны, делаете наклон вперед. Если в слове есть и ударный и безударный слоги – руки вдоль туловища, наклоны влево и вправо.

 

Лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.

 

Даже  физкультминутки  проводятся  с  дидактическим  заданием  по  теме урока,  с  небольшой  мыслительной  нагрузкой.  Её  задание  составляется  не только  учителем.  Периодически  такое  право  предоставляется  детям.  Такие физкультминутки  не  разрывают,   а, наоборот,  соединяют  между  собой структурные  части  урока.  Они  насыщены  положительными  эмоциями, снимают  у  детей  напряжение,  обеспечивают  разрядку,  физическую  нагрузку, не  отвлекая  при  этом  от  темы  урока.

Например: На  доске  слова: делать,  сделать, написать, списать, писать, подписать, вёз,  отвёз,  вывез,  привёз. Внимательно  посмотрите  на  слова,  которые  я  буду  показывать.  Если  покажу  на  слова,  которые  имеют  приставку,  вы  поворачиваетесь  лицом  друг  к  другу  и  обмениваетесь  хлопками.  Если  покажу  на  слово,  в  котором  нет  приставки,  приседаете.

И в заключении хотелось бы вспомнить слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приёмами не заставишь ребёнка сидеть за книгой».

Добавить комментарий