Учитесь выступать перед аудиторией. Консультация для учащихся

ЖИЗНЬ меняется таким образом, что людям для достижения тех или иных результатов приходится не столько действовать, сколько говорить о своих целях и стремлениях. Многие рутинные формы деятельности человека ныне переданы машинам. Мозг частично освобождается для решения более важных задач, а речь служит выражением его работы в процессе общения людей. Речь — это, по сути дела, сигналы о наших предполагаемых намерениях и действиях.

Говоря о важности умения выступать перед аудиторией, нельзя не привести важную цитату из книги Д. Карнеги: “Никакая другая способность, которой может обладать человек, не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить”. Об огромном воздействии слова знают психологи и психотерапевты, особенно те из них, кто работает в области гипнотерапии. Оратор, вызывающий мощное сопереживание у слушателей, является, по сути дела, тем же гипнотизером, причем нередко испытывает такое же ощущение “магического действия”. Не случайно один из американских мультимиллионеров признался на склоне лет, что предпочел бы скорее быть знаменитым оратором, чем знаменитым капиталистом.

Умение хорошо выступать перед аудиторией не передается по наследству; оно скорее достигается умелой тренировкой и практикой. Именно личность человека, его страстное желание хорошо научиться говорить являются, как показали исследования, даже более важными факторами, нежели уровень интеллекта. Причем надо помнить, что чем выше “ранг” вашей аудитории, тем меньше времени вам будет отпущено для завоевания ее внимания и расположения своим докладом. Уметь сообщить все самое важное, заинтересовать и при этом не надоесть — большое искусство. Не случайно у некоторых народов оратору разрешают говорить ровно столько времени, сколько он простоит на одной ноге.

С чего же начинать речь? Если задачу несколько утрировать, то с эмоционального подъема, который должен появиться у вас еще до выступления. Это чувство, свидетельствующее о готовности организма к физическим и моральным нагрузкам, хорошо знакомо, в частности, всем спортсменам. У неопытных ораторов перед началом речи нередко ощущается страх, однако при хорошей предварительной подготовке он проходит практически у всех в первые минуты. Сами же переживания до начала выступления помогают придать речи большую эмоциональность. Ведь когда мы выступаем перед аудиторией, то не только делимся мыслями, но и выражаем свои чувства, или, как модно сейчас говорить, “транслируем эмоцию”.

Существует несколько простых приемов для преодоления своего страха и приобретения чувства уверенности. Карнеги, например, в связи с этим предлагает даже культивировать в себе некоторую “агрессивность” по отношению к слушателям посредством представления, что каждый из присутствующих в зале является вашим финансовым должником. Даже если с волнением справиться не удалось, желательно хотя бы внешне вести себя так, будто вы полностью уверены в себе. Это значит, что не нужно выражать свою тревогу: сбиваться на скороговорку, делать суетливые движения головой, руками, часто переминаться с ноги на ногу. Наоборот, если в начале выступления вы намеренно снизите темп речи, то уровень вашего возбуждения также вскоре уменьшится по механизму обратной связи. За внешней сдержанностью оратора может просматриваться его богатый внутренний мир.

Другим хорошим средством для преодоления страха может служить то, что у спортсменов называется разминкой. В укромном месте перед выступлением можно сделать несколько энергичных приседаний, нанести боксерские удары воображаемому противнику или просто глубоко несколько раз вздохнуть.

Самое главное для преодоления неуверенности — хорошая предварительная подготовка. Это значит, что оратор перед выступлением имеет достаточный багаж мыслей, фраз, а также невербальных средств (жестов, интонации), которые позволяют ему не только следовать в фарватере развиваемой им темы, но и, следя за реакцией аудитории, развернуть рассматриваемый предмет под другим углом зрения. Многие из вас замечали, когда хороший оратор (например, опытный политик) начинает иногда по “конспекту”, подготовленному его помощником, а затем круто меняет стиль речи и начинает излагать интересующую его проблему “своими словами”. Если вы, уважаемый читатель, считаете это импровизацией, то глубоко ошибаетесь. Подавляющее большинство подобных приемов готовится заранее, поскольку политик, начиная выступление, “кожей” чувствует преобладающее в зале настроение и может тотчас перестроиться. Подобная “естественная” гибкость и спонтанность в процессе общения с аудиторией является высшим пилотажем и сразу поднимает оратора на достаточно высокой уровень, даже независимо от содержания выступления. Вопрос гибкости речевого поведения при одновременном сохранении эмоционального воздействия на аудиторию является чрезвычайно перспективным направлением исследований и в чем-то близок к методам недирективного (косвенного) гипноза. Создается подобный запас прочности, прежде всего, использованием избыточного материала при подготовке к выступлению. Если оратор подготовит лишь тот минимальный объем материала, который необходим для освещения запланированной темы, его речь может показаться слушателям бедной или “неадекватной” обстоятельствам. Ведь в процессе подготовки невозможно наверняка знать, какой интеллектуальный багаж будет у слушателей, нельзя и прогнозировать эмоциональную обстановку в аудитории: устанут ли слушатели, какие проблемы их будут волновать, наконец, будет ли светить солнце за окном, какими будут цены и  т.д. Конечный успех вашей речи будет более результативным, если в процессе выступления вы начнете как бы спонтанно импровизировать на интересующую вас и слушателей тему, нежели, сразу уставясь в доклад, монотонно его озвучите.

Одним из важных элементов успеха оратора является его внешний облик, манера держаться, поза. Вот какие рекомендации дает в своей книге П. Сопер: “Ноги слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания”. Кстати, дышать во время выступления надо довольно часто, чтобы произносимые звуки как бы подпирал и выталкивал воздушный столб. Так что воздух при говорении должен выталкиваться не весь сразу, а в зависимости от значения и смысла произносимых фраз. Если вы держите себя спокойно и уверенно, то и легкие будут в достаточной мере наполняться воздухом за время естественных пауз. В конце концов, для ваших слушателей важны не слова сами по себе, а те мысли и чувства, которые вы с их помощью передаете. Жесты, которые используются для усиления излагаемых мыслей, должны всегда немного опережать саму мысль.

Определенное значение имеет также внешний вид оратора. Его одежда должна быть достаточно скромной и аккуратной, чтобы не вызывать возможного удивления либо зависти слушателей. Желательно в связи с этим заранее продумать свой “стиль” с учетом вашей темы и зрительской аудитории.

В процессе выступления необходимо также учитывать психологические мотивы, важные для большинства людей, к которым можно при необходимости апеллировать (но не злоупотреблять ими). Вкратце перечислим их: стремление к физическому благополучию, экономические интересы, чувство собственного достоинства, стремление к любви и наслаждению. Следует сказать, что прямое или косвенное обращение к этим мотивам должно органично вплетаться в общую структуру речи.

Особое внимание следует уделить так называемым иррациональным доводам, основа которых может заключаться в использовании предрассудков людей, их возможном преклонении перед авторитетами, воздействии на чувства жалости или симпатии собравшихся. Подобные способы общения, относящиеся фактически к числу “недозволенных приемов”, широко использовались во всевозможных публичных выступлениях прошлого. Пример: “Как было подчеркнуто в речи Генерального Секретаря ЦК КПСС…”.

Таким образом, умение выступать перед слушателями может явиться для вас очень важным фактором профессионального роста и личного развития.

Добавить комментарий