ПАМЯТКА для педагогов “Современный урок с позиций здоровьесбережения”

Памятка для педагогов
«Современный урок с позиций здоровьсбережения»

Задачи учителя на уроке, которые имеют непосредственное отношение и к эффективности урока и к задачам здоровьесбережения :

 Связь своих задач и задач самого учащегося.
 Творческий характер урока, определяемый ассоциативной активностью учащихся.
 Предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении.
 Оптимальное использование наглядных средств обучения, методов подключения всех органов чувств учащихся.
 Психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока.
 Преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.
 Представление в начале урока его крупного плана – общей картины того, чему будет посвящён урок.
 Включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.

При построении урока с позиции здоровьесберегающих технологий учителю надо придерживаться основных правил:

Правило 1. Правильная организация урока
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главная цель учителя – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
То учащиеся задают является:
• показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
• проявлением и тренировкой познавательной активности;
• показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Правило 2. Использование каналов восприятия
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
– аудиальное восприятие;
– визуальное восприятие;
– кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
• 5-25-я минута — 80%;
• 25-35-я минута — 60-40%;
• 35-40-я минута — 10%.

Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:
• уроки-игры;
• уроки-дискуссии;
• уроки-соревнования;
• театрализованные уроки;
• уроки-консультации;
• уроки с групповыми формами работы;
• уроки взаимообучения учащихся;
• уроки творчества;
• уроки-аукционы;
• уроки-конкурсы;
• уроки-обобщения;
• уроки-фантазии;
• уроки-концерты;

Правило 4. Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Неудача ученика на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это позволит показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения
Проводить самоанализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обращать внимание на следующие аспекты урока:
• Гигиенические условия в классе (кабинете)
• Число видов учебной деятельности используемых учителем.
• Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.
• Число видов преподавания используемых учителем.
• Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
• Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов.
• Позы учащихся и их чередование.
• Физкультминутки и физкультпаузы.
• Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
• Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке.
• Благоприятный психологический климат на уроке.
• Преобладающее выражение лица учителя.
• Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
• Темп и особенности окончания урока.
• Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Принципы здоровьесберегающей педагогики:
1. Принцип доброты.
2. Принцип успешности.
3. Принцип ненанесения вреда.
4. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся (то есть все происходящее в образовательном учреждении оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье обучающихся и учителей)
5. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).
6. Принцип соответствия обучения возрастным особенностям обучающихся.
7. Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке.
8. Принцип заинтересованности.

Добавить комментарий