“Классный руководитель – ключевая фигура воспитательного процесса”. 2011/2012

Педсовет

 

“Классный руководитель – ключевая фигура воспитательного процесса”


      Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе 
Королюк Татьяны Анатольевны

Дата проведения: 29 декабря 2011 года

Время проведения: 2 часа

Эпиграф педсовета: «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…» (А.А. Захаренко)

Задачи:
1. Определить основные проблемы, возникающие в процессе воспитательной деятельности классного руководителя;
2. Выявить возможности развития воспитательного процесса и поиск новых путей, средств для дальнейшего совершенствования воспитания учащихся;
3. Обмен опытом классных руководителей;
4. Определение эффективности влияния личности классного руководителя на ход воспитательной работы и отношений в классном коллективе.

План педсовета:
I этап (введение)
1. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательном процессе – КоролюкТ. А. зам.директора по воспитательной работе
2. Результаты анкетирования “Классный руководитель глазами детей и их родителей” – педагог-психолог СнопковаЕ.Н.
II этап (практический)
Проблемный штурм по группам (1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы, группа независимых аналитиков – учителя-предметники) Вопросы для обсуждения:
1. Проблемы, выявленные в результате анкетирования (каждая группа определяет проблемы)
2. Поиск путей решения выявленных проблем (каждая группа предлагает свои варианты ответов)
III этап (из опыта работы)
1. Из опыта работы классного руководителя 9 “А” класса – Левчук Т.С.
2. Из опыта работы классного руководителя 6 “Б” класса – Коробко В.Ф.
3. Воспитательная система 10 “А” класса – Момлик А.К.

IV этап (практическая часть)
Задание группам: Создание модели классного руководителя, отвечающей современным требованиям (сформулировать продолжение фразы)

V этап (советы и рекомендации)
1. Рекомендации классному руководителю – Снопкова Е.Н.
2. Кодекс чести классного руководителя – Ануфриенко В.Л.
VI этап (Принятие педагогическим советом решения)
VII этап (Рефлексия) 

Ход педсовета:
I этап (введение) 
Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
Тема педагогического совета “Классный руководитель – ключевая фигура воспитательного процесса”. Цели, которые мы должны достичь в ходе педсовета:
– определить основные проблемы, возникающие в процессе воспитательной деятельности классного руководителя;
– определить пути к взаимопониманию между классным руководителем и его воспитанниками;
– обмен опытом классных руководителей;
– определение эффективности влияния личности классного руководителя на ход воспитательной работы и отношений в классном коллективе.
Предлагаю вам правила педсовета:

  • БУДЬ АКТИВНЫМ
  • ПРЕДЛАГАЙ ИДЕИ
  • УМЕЙ СЛУШАТЬ
  • НЕ ПЕРЕБИВАЙ
  • ГОВОРИ КРАТКО И ПО ТЕМЕ
  • УВАЖАЙ СОБЕСЕДНИКА
  • НЕ ЗАСЫПАЙ!

1. Выступление заместителя директора по воспитательной работе Королюк Татьяны Анатольевны
“Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…” А.А. Захаренко
Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому-то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.
Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.
Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятий классный руководитель активно взаимодействует с педагогом-организатором. При поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.
Классный руководитель также должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.
Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом, и психологическом смысле довольно сложная процедура.
Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать огонь в каждом ребенке.
2. С целью определения основных проблем, возникающих в процессе воспитательной деятельности классного руководителя, педагогом-психологом было проведено анкетирование“Классный руководитель глазами детей и их родителей”. Результаты анкетирования вам представит педагог-психолог гимназии Снопкова Екатерина Николаевна. Прежде, чем вы узнаете результаты, вам дается следующее задание: каждая группа определяет основные проблемы, вытекающие из анкетирования. Слово предоставляется Екатерине Николаевне.

(Выступление психолога)

II этап (практический) 
1. Итак, вы ознакомлены с результатами анкетирования “Классный руководитель глазами детей и их родителей”. Представители групп через 1 минуту должны озвучить вытекающие из анкетирования проблемы.

(обсуждение в группах классных руководителей – 3 минуты,
озвучивание проблем)

2. Проблемы мы определили. А сейчас нужно найти и предложить пути решения выявленных проблем.

(обсуждение в группах – 5 минут,
каждая группа предлагает свои варианты ответов)

Пауза

(Видеопрезентация “Портрет творческого учителя”)

III этап (из опыта работы) 
1. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Классный руководитель, у которого каждое мероприятие с классом построено на этих принципах, мастер своего дела Левчук Тамара Степановна.
Вашему вниманию фрагмент открытого классного часа в 9″А” классе “Чти отца своего” (видео)
Слово Вам, уважаемая Тамара Степановна.

Выступление Левчук Т.С.(презентация)

      2. Всю свою душу, сердце и знания отдает своим воспитанникам классный руководитель 6 “Б” класса Коробко Валентина Федоровна. Непростой класс достался Валентине Федоровне. Что ни ученик, то индивидуальность. Но классный руководитель находит подход к каждому. Вашему вниманию фрагменты открытого классного часа “На пути к здоровью” в 6″Б” классе. (видео)
Слово Валентине Федоровне.

      2. Всего лишь 2-й год в должности классного руководителя работает Момлик Александр Константинович. Причем в течение этих двух лет почти полностью поменялся состав класса. Но, несмотря на это, проблем в классном руководстве у него не возникает. Сегодня Александр Константинович поделиться опытом работы в своем непростом коллективе.

      В воспитательном процессе нашей гимназии немаловажную роль играет начальное звено. Учитель начальных классов – и учитель-предметник, и классный руководитель. Учителя начальных классов гимназии очень хорошо справляются с обязанностями классного руководителя.
Представляю вашему вниманию фрагменты праздничного семейного вечера в 1″А” классе “Дом, который построили мы”. Классный руководитель опытный, творческий и талантливфый педагог Казачёк Татьяна Зеноновна. (Видео)
IV этап (практическая часть) 
Задание группам: создание модели классного руководителя, отвечающей современным требованиям. Вам необходимо сформулировать продолжение фразы.

(обсуждение в группах классных руководителей – 5 минут)

      Выступление представителей групп по категориям:
1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2. НУЖНО ОБЛАДАТЬ
3. НУЖНО УМЕТЬ
4. НУЖНО УМЕТЬ:
5. САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ:
6. САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ:
7. БЫТЬ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ – ЗНАЧИТ:
V этап (советы и рекомендации) 
1. Рекомендации классному руководителю – Снопкова Е.Н.
2. Кодекс чести классного руководителя – Ануфриенко В.Л.:

Кодекс чести учителя

      1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию.
2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.
3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся – один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, – такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность.
4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости – важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье.
5. Помощь детям в трудные моменты – одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его долг – чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю душевную боль.
6. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.
7. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не “активизировать” окликом или угрозой.
8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности – одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.
9. Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.
10. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.
11. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее – обязательное правило для учителя.
12. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.
13. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.
14. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.
15. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.
16. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но, не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.
17. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход – один из основных элементов и требований педагогической тактики.
18. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, – одно из важнейших требований этики настоящего учителя.
19. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей.
Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Основополагающие принципы работы преподавателей:

      – сделать человека способным жить полной жизнью – вот твоя обязанность;
– стремись стать совершенным учителем, соединяя в себе любовь к делу и к ученикам;
– учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится;
– лучшее средство быть любимым детьми – самому любить их;
– хороший пример старших – лучший проводник нравственных начал в ученической среде. Будь во всём примером для учеников;
– опыт и профессионализм, смелость и поиск – составные творчества учителя;
– относись к себе критически. Чаще подводи итоги своей работы. В оценках стремись к объективности;
– относись к окружающим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе;
– воспитанного человека может воспитать только воспитанный человек;
– не забывай, что принятая тобой обязанность.
3. Заключительное слово – Королюк Т.А.:
Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Что для этого необходимо, я думаю, сегодня мы все вместе определили. И если мы будем руководствоваться этими (слайд) принципами, то многие наши проблемы будут решены.
VI этап (Принятие педагогическим советом решения) 
VII этап (Рефлексия)

  • САМАЯ ВАЖНАЯ МЫСЛЬ ПЕДСОВЕТА ДЛЯ ВАС?
  • САМАЯ СПОРНАЯ МЫСЛЬ ПЕДСОВЕТА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ?
  • ВОЗНИКЛА ЛИ УВАС ИДЕЯ, КОТОРУЮ ХОЧЕТСЯ ОПРОБОВАТЬ?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

План подготовки и проведения педагогического совета
Лист рефлексии
Презентация к педсовету

Добавить комментарий