УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ И ЕГО РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ И ЕГО РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебный кабинет является основой в организации учебно-воспитательного процесса в школе. В условиях каби­нетной системы преподавание предмета ведется более целенаправленно и эффективно: учителю легче организовать учебную деятельность школьников, удобнее использовать различные средства обучения. Одновременно кабинет является и лабораторией учителя, помогает ему в подготовке к урокам, стимулирует поиски новых эффективных приемов обучения, облегчает накопление и систематизацию методических материалов.

Работа в условиях кабинета во многом зависит от его оборудования, от рационального решения организационно-технических вопросов. Оформление кабинета должно отражать специфику учебного предмета, вводить учащихся в его мир. Аппаратура и приспособления, обеспечивающие использование экранно-звуковых пособий (экран, под­ставка для проекционной аппаратуры, магнитофон, телевизор, DVD-плеер, проектор, лингафонные устройства и т. д.), должны быть установлены в каждом учебном кабинете.

Главная дидактическая функция лингафонных устройств — расширение возможностей для организации речевой практики каждого ученика, что очень важно в условиях классно-урочного группового обучения на уроках белорус­ского, русского и иностранного языков.

Эффективность групповой и индивидуальной работы учащегося с книгой во многом зависит от того, насколько оперативно появятся книги на партах в нужное время и в необходимом количестве. Речь идет не только о словарях и хрестоматиях, но и о раздаточном материале. Не менее важна возможность дать индивидуальное задание.

Необходимо сформировать в каждом учебном кабинете книжный фонд, приобрести звуковые и экранные посо­бия, создать учебные пособия.

Книжный фонд кабинета позволит учителю показать приемы работы со справочными и библиографическими изданиями, энциклопедией, словарями, печатным дидактическим материалом, литературой для внеклассного чте­ния, а также периодическими изданиями, предложить учащимся задания, закрепляющие навыки такой работы. Допол­нительные возможности создаются и для формирования навыков конспектирования, для организации самостоятельной работы школьников как на уроке, так и во внеурочное время (например, для работы над сообщением, рефератом).

Каталог всех имеющихся в кабинете книг (к его составлению можно привлечь школьников) облегчит их поиск и рациональное использование. Необходимо предусмотреть распределение литературы по рубрикам: разделители с названиями, постоянное место хранения книги в соответствии с шифром. Научно-методическая литература для учителя хранится в специальном шкафу.

Фонд аудиовизуальных средств обучения комплектуется в соответствии с «Типовым перечнем учебно-наглядных пособий по учебным предметам». В кабинете целесообразно иметь:

—  средства обучения для национальной школы, изданные в Республике Беларусь (наглядные пособия, учебно-методические комплексы, программно-методические комплексы и др.);

—  средства обучения, изданные для школ с русским языком обучения (видео- и аудиокассеты, раздаточный материал, программно-методические комплексы и др.);

—  экранные пособия (видеофильмы, кинофильмы);

—  методические рекомендации к учебным пособиям и учебникам.

Размещение и хранение печатных, экранных, звуковых пособий должно быть удобным для работы и соответство­вать требованиям НОТ. Так, таблицы и демонстрационные карточки должны быть наклеены на картон или плотную бумагу, пронумерованы и расставлены в определенной последовательности; демонстрационные карточки распреде­лены по классам и темам (хранить их следует в специальных коробках или папках). Грампластинки хранятся в специ­альных коробках в вертикальном положении, распределены по классам и темам, пронумерованы. Материалы на электронных носителях также хранятся в специальных коробках, каждая ячейка пронумерована в соответствии с номе­ром хранения пособия, аудио- и видеозаписи хранятся в пронумерованных коробках.

Создание учебных материалов в кабинете обусловлено, во-первых, тем, что многие предметы учебного оборудо­вания, предусмотренные «Типовым перечнем…», находятся еще в стадии разработки; во-вторых, необходимостью учитывать уровень подготовки конкретного класса.

Задачу учебно-познавательной деятельности школьников помогут решить картотеки индивидуальных заданий, составленные с учетом разного уровня подготовленности учащихся и наиболее характерных для них ошибок. Ежегод­ное пополнение ранее составленных картотек индивидуальных заданий — одно из главных направлений работы учителя в кабинете независимо от количества изданных и приобретенных школой дидактических материалов.

В-третьих, выпущенные пособия не могут предусмотреть ту информацию, которая появляется уже после их издания. Поэтому сбор, систематизация, оформление материалов из периодической печати, методическое осмысле­ние их также требуют постоянного внимания учителя-предметника. Газетные и журнальные статьи целесообразно группировать по темам. К сбору материалов учитель, конечно же, должен привлекать школьников.

Дидактический раздаточный материал для работы в парах представляет собой комплект карточек с упражнениями для двух учеников. В каждой карточке предусмотрен ключ, по которому ученик может проконтролировать правиль­ность ответа товарища. В ходе работы каждый выступает в роли ученика, контролирующего задание. Обеспечение взаимного контроля — одно из главных; требований к дидактическому материалу. Другое требование — ситуативная обусловленность задания. С этой целью в задание можно включать краткое описание ситуации, составление характери­стики, вопросы-ответы.

В технически оснащенном кабинете можно использовать не только печатные, но и звуковые материалы периодики, пополнять фонотеку кабинета. Основным источником ее пополнения являются радиопередачи: научно-популярные, учебные, художественные.

 

Цветные репродукции картин русских и белорусских художников и иллюстрации, периодически печатающиеся в иллюстрированных журналах и различного рода календарях, — богатый источник изобразительного материала, который может быть успешно использован в учебных целях (к его сбору можно привлекать школьников). Здесь важны и отбор, и систематизация материала. Но главное — система заданий для учащихся, когда иллюстрация ис­пользуется в качестве зрительной опоры (как раздаточный материал). Для работы с иллюстрациями к изученному материалу учитель может составить несколько карточек с заданиями, причем это могут быть два-три задания к одной иллюстрации или задание на сопоставление нескольких иллюстраций.

Постепенно разрабатывая новые задания, создавая различные варианты сочетаний карточек-иллюстраций и тек­стовых заданий, учитель сможет накопить наборы раздаточного материала по основным темам курса любого учеб­ного предмета.

Иллюстративный раздаточный материал разного формата может быть использован учителем также в качестве демонстрационного для работы со всем классом (к его изготовлению можно привлекать школьников).

Наиболее удобной организационной формой использования пособий является экспозиционный стенд. Целенап­равленное оформление экспозиции является важнейшим показателем методической работы в кабинете. Именно для экспозиции многих кабинетов характерны такие распространенные недостатки, как украшательство, перегружен­ность экспонатами.

Необходимо предусмотреть на стендах информацию о новых книгах, пособиях, статьях в периодических изданиях, приобретенных для кабинета. Причем аннотацию надо составлять таким образом, чтобы она вызывала интерес, жела­ние познакомиться с материалами. Не следует забывать и об обучающем характере экспозиции. В известной мере стенд можно рассматривать и как средство управления познавательной деятельностью школьников. Прежде всего эту фун­кцию выполняют рабочие стенды, тесно связанные с программными темами, облегчающие их изучение, а также юбилейные, посвященные важнейшим общественно-политическим, литературным и научным событиям.

Ориентироваться в учебном фонде, имеющемся в кабинете (в том числе и в экспозиционных материалах), учителю поможет систематический каталог, в котором все средства обучения распределены по видам. На каждое приобретен­ное или изготовленное пособие составляется аннотированная карточка.

При подготовке к работе над темой, в отборе средств обучения для конкретного урока наиболее удобно обраще­ние к тематической карточке. В ней указаны все имеющиеся в кабинете книги по данной теме программы, методичес­кий материал учителя, экранные и звуковые средства обучения. Аннотированные карточки на каждое учебное пособие могут дублировать содержание карточки систематического каталога (простейший вариант), но в практических целях значительно полезнее включить в них дополнительные сведения о материале, конкретизировать их.

Подобные сведения не только ускоряют подготовку к уроку, но и помогают шире использовать различного рода сопоставления.

Составление поурочных карточек (наиболее трудоемких и вместе с тем наиболее ценных в методическом отно­шении), осуществляемое коллективом учителей, работающих над оснащением кабинета по единому перспективному плану и плану развития кабинета, предполагает тщательный анализ содержания изучаемого вопроса, возможных методов и приемов обучения, мотивированный отбор тех средств, которые в наибольшей степени обеспечат реше­ние образовательных, развивающих и воспитательных целей урока. Для научной организации труда учителя это дело очень перспективное и нужное.

Рекомендации по оформлению учебного кабинета

В решении актуальных задач совершенствования учебно-воспитательной работы школы немаловажную роль сыграл переход на кабинетную систему обучения. Кабинеты оснащают в основном учителя-предметники. Им активно помогает администрация школы, шефы школы, а также сами учащиеся и их родители. Задания распределя­ются по интересам: одни оборудуют кабинет, другие изготовляют или реставрируют учебные пособия, третьи ведут учет и каталогизацию кабинетного имущества и т. д. Вся деятельность по оборудованию кабинета проводится в соответствии с современными научно-педагогическими, эстетическими и другими требованиями.

Работа организуется в пяти направлениях:

I Оборудование и художественное оформление кабинета

Речь фактически идет о приспособлении обычного класса под кабинет. С этой целью одна часть классной доски отводится под магнитную доску, другая — под наборный щит для словарных карточек, таблиц, наглядных пособий, центр доски в случае необходимости используется в качестве экрана, вторая доска—для выполнения заданий. Доски могут быть: аудиторная (многофункциональная, мобильная, текстильная, интерактивная), доска-мольберт. На доску прикрепляются приспособления для подвешивания наглядных пособий. Согласно санитарным нормам и правилам оборудуются рабочие места учителя и учащихся. Расставляется необходимая мебель для хранения, демонстрации и экспонирования учебных пособий: секции, полки, книжные шкафы, столики-подставки и т. п. На передней демон­страционной стене кабинета вывешиваются портреты классиков, ученых, писателей и т. п. Рядом помещается стенд со словами выдающихся деятелей науки и культуры. На боковых, экспозиционных стенах вывешиваются темати­ческие стенды и стенды для выставочных материалов. На передней стене вывешивается стенд для поурочного оформления учебного материала.

В отборе экспозиционного материала учителя стремятся придерживаться правила: стен наглядностью не пере­гружать, чтобы не отвлекать внимания учащихся на уроке. Для настенной экспозиции используются стенды («Изу­чайте русский язык», «О чем не успел рассказать учебник?», «В мире интересного», «Читай — думай — спорь», «Знаешь ли ты?», «Сегодня на уроке», «Литературный календарь»), предметная газета и т. п., а также специальный материал по развитию речи: программно-тематический набор картинок или иллюстраций с определенными заданиями.

 

Экспонируемый материал можно подбирать из специальной научно-популярной литературы, методических жур­налов, он носит не столько теоретический, сколько практический характер. Кроме того, в кабинетах экспонируются лучшие тетради учеников, творческие работы школьников, материалы клубов, кружков, книжные новинки и др.

П. Оснащение кабинета техническими средствами обучения (ТСО)

В современных условиях обеспечить каждый учебный кабинет полным комплектом звукозаписывающей, звуко­воспроизводящей и оптико-проекционной аппаратуры, лингафонным устройством, компьютерами еще не представ­ляется возможным. В школах практикуется сосредоточение ТСО в отдельном кабинете или размещение их в смежных кабинетах определенного цикла предметов. Обеспечение школ ТСО производится централизованно за счет бюджетных средств и внебюджетных (спонсорской помощи). При наличии денежных средств учреждения пользуются услугами специализированных магазинов, в которых по наложенному платежу приобретают демонстрационную аппаратуру, наборы пособий, видео- и аудиозаписи, программно-методические комплекты и др.

Многое из экранных и звуковых пособий изготовляют сами ребята (в частности, производят записи радио-и телепередач, разрабатывают проекты, готовят альбомы, кинофрагменты и т. д.).

10. Комплектование книжных фондов кабинета

Во избежание перегруженности в кабинете сосредотачивается лишь самая необходимая учителю в повседневной работе литература. Это научно-популярная литература по отдельным программным темам, новейшие справочные издания, художественная, учебная, критическая и др.

Значительное место в кабинете занимает методическая литература как общетеоретического характера, так и по вопросам частных методик: указания к учебникам, методические разработки, предметно-методические журналы, учебно-методические пособия, пособия для внеклассной работы, сборники задач и др.

Большую часть книжных фондов кабинетов составляют комплекты учебников, печатный дидактический матери­ал, сборники диктантов и изложений, упражнения, словари и справочные пособия, литература для внеклассного чтения, а также газеты. Здесь же в шкафах находятся учебные программы, нормативные документы и инструктивно-методические письма по вопросам преподавания учебных предметов.

IV; Накопление учебно-наглядных пособий

Большое внимание учителя уделяют обеспечению наглядности в процессе обучения. Фонды учебно-наглядных пособий кабинета составляют: крупноформатные демонстрационные таблицы, раздаточный дидактический материал, комплекты изобразительного материала с рисунками и заданиями к ним, программированный материал, схемы, карточки, портреты писателей, исторических деятелей, деятелей культуры и науки, иллюстративные и хронологические таблицы, репродукции картин-иллюстраций к программным произведениям, карты, альбомы, самодельные альбомы, наборы открыток по программным темам, комплекты раздаточных картинок, игровой материал, средства предметной наглядности, тематические коллекции и др.

Значительное количество пособий изготовляется силами учителей и учащихся с учетом новейших программных требований и специфики преподавания учебных предметов.

V Учет и каталогизация имущества кабинета

Учителя понимают, что задача кабинета заключается не только и не столько в накоплении разного рода пособий, сколько в умелом и своевременном их использовании на практике. Важнейшим условием успешного применения наглядности в обучении является рациональное размещение, бережное хранение, четкая классификация и каталоги­зация всех ТСО и учебно-наглядных пособий. Единообразия в этом вопросе нет. Однако школьная практика подсказы­вает ряд наиболее целесообразных вариантов упорядочения кабинетного материала. Совершенно очевидно, что наличие в кабинете систематизированного каталога (литературы, технических средств, наглядных и учебных пособий) по каждой программной теме во многом облегчит работу учителя по подготовке к уроку и его проведению.

Существенную помощь учителю оказывают и отдельные картотеки аудиовизуальных средств с указанием назва­ния пособия, класса и программной темы, продолжительности использования (в минутах) звуковых пособий.

В некоторых школах имеются картотеки дидактического материала, письменных упражнений, творческих работ, тематических бесед, занимательных заданий и т. д.

Несомненную помощь учителям оказывают тематические каталоги аннотированных карточек с выпиской из книг и журналов, необходимых для работы цитат и изречений. Разделы таких каталогов составляют темы учебных программ.

Большую ценность в практике работы учителей представляют материалы, собранные в тематические папки. В них даются: библиография по теме, список имеющихся учебно-наглядных пособий, календарно-тематическое планирование, поурочные планы-конспекты, обобщающие уроки, материал для внеклассной работы и т. д.

Так, благодаря планомерной, целенаправленной и систематизированной работе учителей по оборудованию ка­бинетов, их постоянному совершенствованию и модернизации, в школах района создаются благоприятные условия для успешного использования материалов кабинета в организации учебно-воспитательного процесса.

 

НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА

1. Нормативно-правовое обеспечение.

  1. Охрана труда (инструкции, правила безопасного поведения на уроке).
  2. Санитарно-гигиенические требования к помещению кабинета.
  3. Программы по учебным предметам и факультативным занятиям, календарно-тематическое планирование по предмету и факультативным занятиям.
    1. Материалы по подготовке к итоговой аттестации (экзаменам и централизованному тестированию).
    2. Работа с одаренными детьми.
    3. Олимпиадные задания.
    4. Творческие работы учащихся.
    5. Мониторинг качества знаний учащихся.

 

  1. Материалы по самообразованию учителя.
  2. Современные образовательные технологии.
  3. Материалы для обобщающих и заключительных уроков.
  4. Нетрадиционные формы уроков.
  5. Внеклассная работа по предмету.
  6. Картотека литературы.

ДОКУМЕНТАЦИЯ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ

Нормативно-правовое обеспечение

  1. Выписка из протокола заседания методического совета «О готовности учебного кабинета».
  2. Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете.
  3. Выписка из приказа «О назначении заведующего кабинетом».
  4. Примерные рекомендации по оформлению кабинета (Приложение).
  5. Инструкция о должностных обязанностях заведующего кабинетом.
  6. Правила пользования кабинетом.
  7. Инструкция по охране труда.
  8. Санитарные нормы и правила.
  9. Схема размещения мебели в кабинете.

 

  1. Характеристика помещения кабинета.
  2. Опись имущества кабинета.
  3. Инвентарная ведомость на ТСО.
  4. Перспективный план работы кабинета.
  5. План развития кабинета на учебный год.

Учебная работа

  1. Занятость кабинета.
  2. Расписание факультативных занятий.
  3. График проведения стимулирующих и поддерживающих занятий.
  4. График консультаций по подготовке к экзаменам.
  5. Измерители выполнения образовательного стандарта.
  6. Учебно-методический материал.
  7. Учебная и справочная литература.
  8. Художественная литература по предмету.
  9. Методические разработки.

Внеклассная работа

  1. Совет актива кабинета.
  2. План индивидуальной работы с учащимися по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям, центра­лизованному тестированию.
    1. Информация о результатах работы со способными и одаренными детьми.
    2. Банк данных о способных и одаренных детях по предмету.
    3. График работы кружков, клубов, секций.
    4. Перечень олимпиадных заданий.
    5. Творческие работы учащихся.
    6. Перечень тем рефератов и сообщений.

 

НОРМАТИВНОПРАВОВОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ,

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОМЕЩЕНИЯ КАБИНЕТА

 

ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА КАБИНЕТА

 

Наименование Количество
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

ИНВЕНТАРНАЯ ВЕДОМОСТЬ НА ТСО

 

№ п/п Наименование ТСО Кол-во Марка, год приобретения Инвентарный   номер
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
      j  
         
         

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КАБИНЕТА НА 20____________ /20____ гг.

Раздел   I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

 

№ п/п Содержание   работы Участники Сроки выполнения Ответственный за выполнение
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Раздел   II. ОФОРМИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

№ п/п Формы деятельности и содержание работы Участники Сроки выполнения Ответственный за выполнение
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Раздел   III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

№ п/п Формы деятельности и   содержание работы Участники Сроки выполнения Ответственный   за выполнение
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Раздел  IV. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

 

п/п Содержание работы Участники Сроки выполнения Ответственный   за выполнение
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

ПЛАН РАЗВИТИЯ КАБИНЕТА НА 20               /20          гг.

 

Раздел плана

Содержание   мероприятия

Форма   проведения

Участники

Сроки   выполнения

Ответственный за выполнение

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Раздел плана Содержание мероприятия Форма проведения Участники Сроки выполнения Ответственный за выполнение
           
           
бота          
еская ра          
кіетодйч          
Лчебно-л          
III. ^          
           
           
           
           
бота          
сная ра          
інеклас          
IV.]          
           
           

 

______________ УЧЕБНАЯРАБОТА ,______________

ЗАНЯТОСТЬ КАБИНЕТА

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТОСТИ КАБИНЕТА НА I ПОЛУГОДИЕ

(уроки, факультативные занятия, стимулирующие и поддерживающие занятия,

заседания совета актива кабинета)

I   смена

 

  ПОНЕДЕЛЬНИК   ВТОРНИК   СРЕДА
п/п Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя
             
             
             
             
             
             
             
             
  ЧЕТВЕРГ   ПЯТНИЦА   СУББОТА
п/п Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя ^Класс ФИО учи геля
             
             
             
             
             
             
             

II    СМЕНА

  ПОНЕДЕЛЬНИК   ВТОРНИК   СРЕДА
п/п Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя
             
             
             
             
             
             
             
             
  ЧЕТВЕРГ   ПЯТНИЦА   СУББОТА
п/п Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя
             
             
             
             
             
             
             

 

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТОСТИ КАБИНЕТА НА II ПОЛУГОДИЕ

(уроки, факультативные занятия, стимулирующие и поддерживающие занятия,

заседания совета актива кабинета)

I   смена

 

  ПОНЕДЕЛЬНИК   ВТОРНИК   СРЕДА
п/п Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя
             
             
             
             
             
             
             
             
  ЧЕТВЕРГ   ПЯТНИЦА   СУББОТА
п/п Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя
             
             
             
             
             
             
             
      II    СМЕНА    
  ПОНЕДЕЛЬНИК   ВТОРНИК   СРЕДА
п/п Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя
             
             
             
             
             
             
             
             
  ЧЕТВЕРГ   ПЯТНИЦА   СУББОТА
п/п Класс ФИО учителя Класс ФИО учителя Класс ФИО у читсл я
             
             
             
             
             
             
             

 

РАСПИСАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

 

№ п/п Предмет Название факультатива Класс Кол-во уч-ся День недели Время проведения ФИО

учителя

    20_ / 20___ учебный год    
               
               
               
             
               
               
               
               
               
               

20____/ 20 ____учебный   год

               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
    20___ / 20___ учебный год    
               
               
 

 

             
               
               
               
               
               
               
               

 

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ СТИМУЛИРУЮЩИХ И ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ

ЗАНЯТИЙ

 

№ п/п Предмет     ФИО учителя День недели Время проведения
    20_ _/20_ _учебный   год    
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
    20_ _/20__ _   учебный год    
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
    20_ _/20_ _   учебный год    
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

ГРАФИК КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

 

№ п/п Класс Предмет   Дата проведения Время проведения   ФИО учителя
    20___ / 20__ _  учебный год  
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
    20____/ 20____ учебный год  
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
    20____/20____учебный год  
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

ИЗМЕРИТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

(предмет)

 

№   п/п

Класс

Вид контроля

Тема

Кол-во КР

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

(программно-методические комплексы, учебно-методические комплексы, методические пособия, карты, карточки, атласы, раздаточный материал, альбомы, схемы, картины, таблицы, видеоматериалы, дидактический материал, задачники, учебники, спортивное оборудование и инвентарь и др.)

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

(наименование учебно-методического материала)

 

№ п/п

Наименование

нование

Кол-во экз.

Класс

Тема по программе

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

(наименованиеучебно-методического материала)

 

№ п/п Наименование Кол-во экз. Класс Тема по   программе
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

УЧЕБНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(словари, справочники, сборники, учебники, учебные пособия, предметные журналы и газеты)

СЛОВАРИ

(наименованиеучебной или справочной литературы)

 

№ п/п

Название

Автор

Издательство

издания

Кол-во экз.

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

(наименованиеучебной или справочной литературы)

 

№ п/п Название Автор Издательство

і издания

Кол-во экз.
         
           
           
         
         
         
         
         
           
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
           
           
           
           
           
           
           
           
           
         

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ПРЕДМЕТУ

 

№ п/п Название Автор Издательство Год издания Кол-во экз.
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

ФИО учителя

                                               

Класс

                                               

Тема по программе

                                               

Название разработки

                                               

п/п

                                             

 

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

СОВЕТ АКТИВА КАБИНЕТА

 

№ п/п

ФИ учащегося

Обязанности

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
 

 

   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

ПЛАН   ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО   ПОДГОТОВКЕ К  ОЛИМПИАДАМ, КОНКУРСАМ, КОНФЕРЕНЦИЯМ,   ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ

Коррекция

результатов учебной

деятельности

             
Результат              
Само подготовка учащегося              

Работа

над практическим

материалом

             
Изучение теоретиче­ского материала              
Тема              
Дата              

 

РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

КОНФЕРЕНЦИЯМ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ

 

Коррекция

результатов учебной

деятельности

             
Результат              
Самоподготовка учащегося              

Работа

над практическим

материалом

             
Изучение теоретиче­ского материала              
Тема              
Дата              

 

ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ   РАБОТЫ СО СПОСОБНЫМИ И ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

‘частие^ междуна­родный                
т

ШОСТЬ ИЛИ ‘

республи­канский

               
Результа 1, благодаі област­ной                
и, грамот; район­ный                
_______ (дипло

школь­ный

               
ФИО учителя                
ФИО ученика, класс                
Подготовительная работа                
Название мероприятия                
Год уча­стия                

 

СО СПОСОБНЫМИ И ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

участие) меяедуна-родный                
т

(НОСТЬ   ИЛИ ‘

республи­канский

               
Результа и благодаі област­ной                
ч, грамот

район­ный

               
(дипло школь­ный                
ФИО учителя                
ФИО ученика, класс                
Подготовительная работа                
Название мероприятия                
Год уча­стия                

 

БАНК ДАННЫХ О СПОСОБНЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЯХ ПО ПРЕДМЕТУ

 

№ п/п ФИО ученика Класс Направление   деятельности
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКОВ, КЛУБОВ, СЕКЦИЙ

 

№ п/п Название кружка, клуба, секции Кол-во   уч-ся День  недели Время проведения ФИО

руководителя

  20 /   20      учебный год  
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
  20_ /   20      учебный год  
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
  20 /   20      учебный год  
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
      1    

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

 

 

 

 

№ п/п

Год   составления

Класс

Олимпиада (кол-во экз.)

І этап II этап III этап IV этап
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
 

 

           
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

ЗАДАНИЙ

 

 

 

Год составления Класс   Олимпиада   (кол-во экз.)  
п/п Іэтап П этап ІП этап IV этап
             
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
             
             
           
           
           
           
           
             
           
           
           
           
           
           
             
             
             
             
             
             
           

 

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

(проект, реферат, сообщение, рисунок, стихотворение, легенда, рассказ, сочинение, аппликация, кроссворд, плакат, газета, фотоматериал, видеоматериал и др.)

 

ФИО ученика Класс Тема работы Тема по   программе
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

УЧАЩИХСЯ

аппликация, кроссворд, плакат, газета, фотоматериал, видеоматериал и др.)

 

ФИО ученика Класс Тема работы 1 Тема по программе
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1. Общие требования

1.  Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование кабинета:

— приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета.

  1. Учебные занятия в начальных классах по всем учебным предметам следует проводить в классных комнатах, в которых сосредотачивается необходимое учебное оборудование. Уроки физической культуры, трудового обуче­ния, музыки и изобразительного искусства могут проводиться в соответствующих кабинетах.
    1. Учебное оборудование начальных классов складывается из следующих компонентов:

 

—  комплект мебели, аппаратуры, приспособлений, необходимых для организации занятий, хранения и показа (экспозиции) пособий;

—  комплект учебного оборудования (картины, таблицы, натуральные объекты и их модели, макеты; раздаточный материал);

—  аудиовизуальные средства обучения (кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, материалы на электронных носителях), фонохрестоматии к урокам чтения, музыки, физической культуры и здоровья;

— учебное оборудование, изготовленное учащимися, учителями и родителями.
Планировка классов

1.  В помещениях для 1—4-х классов передняя стена оборудуется классной доской, в нескольких комнатах — экраном, щитом
с подводкой электрического тока и телевизионной антенны. В классах используются распашные или створчатые доски длиной 2 м

и высотой ] м. Распашные доски имеют две двухсторонние, а створчатые – – четырехсторонние створки. Площадь каждой створки

равна 1 м2. Створки передвигаются влево и вправо в пазах. Одна створка обивается листом мягкой стали и окраншвается белой краской, что дает возможность применять ее в качестве магнитной доски и экрана. Типы и размеры классной доски должны соответствовать требованиям действующего стандарта «Доски классные». Высота подвеса нижнего края доски должна быть 85 см для учащихся младших классов и 95 см — для учащихся средних и старших классов. Коробка доски окрашивается в белый цвет, поверхность для письма — в темно-зеленый. Часть доски разлиновывается для письма светло-желтыми или белыми линиями. На верхней кромке доски укрепляются приспособления для подвешивания таблиц, репродукций картин, карт. Классные доски должны иметь лоток для задержания меловой пыли, хранения мела, ветоши, держатель для указки и чертежных принадлежностей (угольни­ка, циркуля, линейки и т. п.). Под доской устанавливаются ящики для пособий, подготовленных к уроку, ящики с аппликациями и принадлежностями для рисования. У задней стены располагаются один-четыре шкафа для хранения пособий. В одном из шкафов хранится комплект учебников, методическая литература, диафильмы, диапозитивы. В другом шкафу можно поместить раздаточный материал, гербарии, коллекции, макеты. Рядом со шкафом можно расположить зеленый уголок.

  1. Рабочее место учителя находится на расстоянии не менее 80 см от классной доски. Рабочие места учащихся (двухместные столы или парты, поставленные в три ряда, или одноместные столы, поставленные в четыре ряда) желательно располагать на расстоянии не менее 1,6—2,0 м от доски и так, чтобы проходы между окнами и столами учеников, между рядами столов и между столами учеников и боковой стеной были не менее 60 см.
    1. Рабочие места учащихся у задней стены должны быть отделены от шкафов проходом не менее 65 см.
    2. В кабинете необходимо иметь приспособления для демонстрации лучших детских поделок. На планшетах можно предста­вить наборы инструментов для работы с бумагой, картоном или тканью, оформить правила обращения с этими инструментами, правила работающего человека, пословицы о труде, плакаты для детей о труде родителей учащихся. В соответствии с изучаемым материалом периодически можно устраивать выставки книг для детей, детских поделок и т. д.

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

  1. 1.     Правила безопасного поведения на уроке.
  2. Уголок по идеологии (национальная символика, материалы по изучению истории РБ и своего региона).
  3. Уголок родной природы.
  4. Классный уголок.
  5. Наличие папок:

 

—   нормативно-правовая база организации образовательного процесса;

—   государственные программы;

—   методическое обеспечение программ;

—   дидактический материал;

—   тематические проверочные и контрольные работы;

—   тесты, разноуровневые задания;

—   материалы к внеклассным занятиям;

—   материалы по преемственности;

—   материалы по охране здоровья и формированию навыков ЗОЖ;

—   паспорт кабинета;

—   рекомендации для детского чтения.

3. Критерии оценки работы кабинета

  1. 1.      Документация кабинета.
  2. Оформление кабинета (эстетика, информационная наглядность, актуальность, сменяемость материалов, экс­позиций, их хранение, систематизация учебно-наглядного оборудования).
    1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса (наличие материально-технической базы, использование имею­щихся средств обучения в учебно-воспитательном процессе, наличие дидактического и раздаточного материала, материалов по самообразованию).
      1. Обновление кабинета за определенный период времени.
      2. Оценка, выводы и предложения.


ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА ГПД

1. Общие требования

1.  Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование кабинета:

— приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета.

2.  Соблюдение санитарно-гигиенических норм и техники безопасности:

  1. Освещенность кабинета.
  2. Мобильность интерьера кабинета.
  3. Условия для соблюдения воздушного режима.
  4. Состояние рабочего места учителя и учащегося, доски.
  5. Наличие аптечки и ее содержание (перечень).

3.  Наличие средств обучения и воспитания:

  1. Паспорт кабинета.

2. Классификация и систематизация дидактического и раздаточного материала.

  1. Наличие ТСО.
  2. Учебно-наглядные пособия.
  3. Эстетическое оформление кабинета.
  4. Творческие разработки воспитателя.
  5. Творческие работы учащихся.
  6. Наличие методической литературы.

2. Требования к оформлению кабинета ГПД

  1. 1.    Уголок по идеологии (национальная символика, материалы по изучению истории Республики Беларусь и своего региона).
    1. Уголок родной природы.
    2. Уголок здоровья.
    3. Игровой уголок.
    4. Уголок для родителей.
    5. Режим дня, утвержденный директором.
    6. График проветривания.
    7. Игротека (сюжетно-ролевые игры).
    8. Календарно-тематический план.

 

  1. Личный план воспитателя.
  2. Тетрадь учета посещаемости.
  3. Журнал ГПД.
  4. Выставка творческих работ учащихся.
  5. Библиотека детских книг.
  6. Документы по кружковой работе.
  7. Методические разработки, сценарии праздников, утренников.
  8. Кабинет должен быть оформлен в едином стиле, с учетом современных требований (компьютерный набор информационных сведений, распределение материала по соответствующим областям).


ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общие требования

Наличие следующих документов, стендов, уголков:

—  приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета;

—  паспорт кабинета;

—  план развития кабинета;

—  санитарно-гигиеническое состояние кабинета;

—  наличие современного оборудования: видеомагнитофона, магнитофона, телевизора, мультимедиа и др.;

—  состояние мебели в кабинете;

—  наличие документации;

—  стенды: «Сегодня на уроке», «Учись учиться», «Используй в своей работе», «Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся», «Информационно-методический экран», «Это интересно»;

—  эстетичность оформления кабинета;

—  правила безопасного поведения на уроке.

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

  1. 1.     Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, его хранение и систематизация с указанием имею­щегося в нем оборудования, ТСО, наглядных пособий, учебников, учебно-методических и программно-методи­ческих комплексов, дидактического и раздаточного материала, комплектов индивидуальных заданий, литературой (книги для внеклассного чтения, газеты, словари, справочники), специальная методическая литература; предмет­ные средства обучения (карточки, тетради); наглядные пособия (таблицы, плакаты); печатные пособия (таблицы, карточки, портреты и др.)
    1. Наличие папок:

 

—  учебные программы, календарно-тематическое планирование по предмету;

—  инструктивно-методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь и другие норма­тивные документы;

—  материалы недели русского языка и литературы;

—  экзаменационные материалы;

—  разноуровневые задания по видам речевой деятельности и по классам;

— мониторинг качества обученности;
…. программа факультативных занятиий.

  1. Стендовый материал: рекомендации по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различ­ным формам учебно-познавательной деятельности (творческая деятельность, подготовка к итоговой аттестации).
  2. Научно-методическая библиотека учителя, методические разработки, материал из опыта работы по изучению и апробации новых образовательных и информационных педагогических технологий, сценарии внеклассных мероприятий.
    1. Творческие работы учащихся.


ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1.  Общие требования

Наличие документов, стендов, уголков:

—  приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета;

—  паспорт кабинета;

—  план развития кабинета;

—  санитарно-гигиеническое состояние кабинета;

— наличие современного оборудования: видеомагнитофона, магнитофона, телевизора, мультимедиа и др.;

—  состояние мебели в кабинете;

—  наличие документации;

—  стенды: «Сегодня на уроке», «Учись учиться», «Используй в своей работе», «Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся», «Информационно-методический экран», «Это интересно»;

—  эстетичность оформления кабинета;

—  правила безопасного поведения на уроке.

2.  Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

1. Наличие папок:

—  предметные средства обучения;

—  учебные программы;

—  инструктивно-методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь и другие норма­тивные документы;

—  план работы МО учителей иностранного языка;

—  экзаменационные материалы;

—  разноуровневые задания по видам речевой деятельности и по классам;

—  мониторинг качества обученности;

—  программа факультативных занятий.

 

  1. Стендовый материал: рекомендации по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различ­ным формам учебно-познавательной деятельности (творческая деятельность, подготовка к итоговой аттестации).
  2. Научно-методическая библиотека учителя, методические разработки, материал из опыта работы по изучению и апробации новых образовательных и информационных педагогических технологий, сценарии внеклассных мероприятий.
    1. Творческие работы учащихся.


ПАМЯТКА ПА АФАРМЛЕННІ КАБІНЕТА БЕЛАРУСКАЙ МОВЬІ І ЛІТАРАТУРЫ

1. Агульныя патрабаванні:

—  наяўнасць загада і акта прыняцця кабінета;

—  пашпарт кабінета;

—  план развіцця кабінета;

—  санітарна-гігіенічны стан кабінета;

—  план работы MA настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры;

—  наяўнасць сучаснага абсталявання: магнітафона, відыёмагнітафона, камп’ютэра, тэлевізара і інш.;

—  стан мэблі;

—  наяўнасць дакументацыі: інструктыўна-метадычныя рэкамендацыі, Інструкцыя аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы, нормы ацэнкі вынікаў вучэбнай дзейнасці вучняў, 10-бальная шкала ацэнкі дасяг-ненняў вучэбнай дзейнасці вучняў;

—  стэнды: «Сёння на ўроку», «Вучыся вучыцца», «Выкарыстай у сваёй рабоце», «10-бальная сістэма ацэнкі вынікаў вучэбнай дзейнасці вучняў», «Тэта цікава»;

—  эстэтычнасць афармлення кабінета;

—  правілы бяспечных паводзін на уроку.

2. Вучэбна-метадычнае афармленне кабінета

1.  Наяўнасць у кабінеце навучальнага абсталявання, яго захаванасць і сістэматызацыя, ТСН, наглядных дапамож-
нікаў, падручнікаў, метадычных дапаможнікаў дыдактычнага і раздатачнага матэрыялу, камплектаў індывідуальных
заданняў, тэстаў, літаратуры (кнігі) для пазакласнага чытання, газет, часопісаў, слоўнікаў, даведнікаў, спецыяльнай
метадычнай літаратуры;

—  прадметныя сродкі навучання (карткі, перфакарты, дыдактычны матэрыял і інш.);

—  наглядныя дапаможнікі (табліцы, схемы, партрэты, плакаты, іншыя друкаваныя дапаможнікі).

2.  Наяўнасць папак:

—  вучэбныя праграмы;

—  матэрыялы распрацовак урокаў, пазакласных мерапрыемстваў, планы распрацовак дадатковых заняткаў, заданняў да алімпіяд, да цэнтралізаванага тэсціравання, тыдняў беларускай мовы і літаратуры;

—  экзаменацыйныя матэрыялы;

—  рознаўзроўневыя заданні па відах моўнай дзейнасці і па класах;

—  маніторынг якасці навучання па прадметах і па настаўніках;

—  праграмы факультатыўных заняткаў, дадатковых заняткаў.

 

  1. Стэндавы матэрыял: рэкамендацыі па арганізацыі і выкананні дамашняй работы, па падрыхтоўцы да розных форм навучальна-пазнаваўчай дзейнасці (творчых работ, экзаменаў).
  2. Навукова-метадычная бібліятэка настаўніка, метадычныя распрацоўкі, матэрыялы з вопыту работы па выву-чэнні і апрабацыі сучасных педагагічных тэхналогій, сцэнарыі пазакласных мерапрыемстваў.
    1. Творчыя работы вучняў.


ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ

1. Общие требования

1.  Наличие документов, средств обучения и воспитания:

—  приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета;

—  паспорт кабинета;

—  план развития кабинета;

—  санитарно-гигиеническое состояние кабинета;

—  современное оборудование: классная доска, рабочий стол учителя, комплекты учебного оборудования;

—  состояние мебели в кабинете;

—  наличие комплектов дидактических материалов и карточек с заданиями для проверки знаний и организации самостоятельной работы учащихся, заданий для проведения контрольных работ, библиотечки по математике и биб­лиографической картотеки к ней, комплектов учебно-методических пособий;

—  стенды: «Сегодня на уроке», «Учись учиться» или «НОТ ученика», «Используй в своей работе»;

—  эстетичность оформления кабинета: оригинальность, стилевое единство.

2.  Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и техники безопасности:

—  размещение оборудования в кабинете;

—  освещение учебных кабинетов;

—  воздушно-тепловой режим;

—  правила безопасного поведения на уроке.

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

  1. 1.    Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, его хранение и систематизация с указанием имеюще­гося в нем оборудования, ТСО, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактического и раздаточно­го материалов для работы в парах, комплектов индивидуальных заданий, специальная методическая литература и литература по вопросам психологии, дидактики, средств обучения для учителей.
  2. Все учебные пособия и оборудование систематизируются по темам и классам, должны размещаться и храниться по разделам программы и по классам:

 

—  предметные средства обучения;

—  наглядные пособия;

—  печатные пособия (таблицы, карточки и др.);

—  технические средства обучения (компьютер, графопроектор и др.).

3.  Наличие папок:

—  учебные программы;

—  план работы МО учителей математики;

—  инструктивно-методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь и другие норма­тивные документы и картотека на них;

—  материалы недели математики;

—  экзаменационные материалы;

—  разноуровневые задания по разделам программ и по классам;

—  мониторинг качества обученности;

—  олимпиадные задания;

—  организация работы с одаренными детьми;

—  планы внеклассной работы, программы факультативных занятий.

 

  1. Стендовый материал: рекомендации по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различ­ным формам учебно-познавательной деятельности (творческая работа, экзамены, олимпиады).
  2. Научно-методическая библиотека учителя, методические разработки, авторские программы, материал из опыта работы по изучению и апробации современных образовательных и информационных педагогических техно­логий, сценарии внеклассных мероприятий.


ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА БИОЛОГИИ

1. Общие требования

1.  Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование кабинета:

—  приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета;

—  паспорт кабинета с указанием имеющегося в нем оборудования, приборов, ТСО, наглядных пособий, учебни­ков, методических пособий, дидактических материалов и т. д.;

—  план развития учебного кабинета на учебный год и перспективу;

—  расписание.

2.  Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и техники безопасности:

—  размещение ученических столов (парт) в кабинете;

—  классная доска;

—  освещение учебных кабинетов;

—  отделка учебных кабинетов;

—  воздушно-тепловой режим;

—  противопожарная защита кабинета;

—  правила безопасного поведения на уроке;

—  наличие аптечки и ее содержание (перечень).

3.  Соблюдение учебно-демонстрационного пространства кабинета:

—  наличие обновляемых стендов «Сегодня на уроке» и «Учись учиться»;

—  наличие стендов экологического и регионального назначения;

—  наличие уголка и его информационное обеспечение по здоровому образу жизни.

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

1.  Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, его хранение и систематизация:

— натуральные объекты (живые растения и животные);

— натуральные объекты фиксированные (гербарии, влажные препараты, коллекции, чучела, скелеты и др.);

—  изображения натуральных объектов (муляжи, модели);

—  печатные пособия (таблицы, карты, портреты и др.);

—  аудиовизуальные средства обучения (диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, слайды, дис­ки, дискеты).

 

  1. Наличие комплекта дидактических материалов: типовых заданий, тестов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.
  2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям образовательного стандарта и образовательной программы.
  3. Наличие образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта, материалы выполнения учащимися требований образовательного стандарта.
  4. Научно-методическая библиотека учителя, методические разработки, авторские программы, материалы из опыта работы по изучению и апробации современных образовательных и информационных педагогических техно­логий, материалы внеклассных мероприятий по биологии.
    1. Наличие папок (см. с. 69—70).

3. Наличие уголка живой природы

  1. Размещение уголка живой природы.
  2. Коллекция живых растений, которые наиболее часто используются в практике преподавания биологии, эстети­ческое их оформление, паспортизация.
    1. Наличие аквариумов, террариумов, присутствие в них обитателей.
    2. Эстетика оформления кабинета и лаборантской.


ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА ГЕОГРАФИИ

1. Общие требования

1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование кабинета:

—  приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета;

—  паспорт кабинета.

2. Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и техники безопасности:

—  размещение оборудования в кабинете;

—  освещение учебных кабинетов;

—  воздушно-тепловой режим;

—  правила безопасного поведения на уроке.

3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

—  наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов;

—  наличие стендов экологического и регионального назначения.

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

  1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, его хранение и систематизация, пособия печатные (настенные карты, контурные карты, атласы, раздаточный материал, тетради для практических работ); объекты натуральные (гербарии, коллекции); печатные и наглядные пособия (таблицы, карты, портреты и др.); технические средства обучения, демонстрационные средства обучения (глобусы), приборы, модели, приспособления, аудио­визуальные средства.
  2. Наличие образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта, материалов, фиксирую­щих уровень выполнения учащимися требований образовательного стандарта.
  3. Стендовый материал: рекомендации по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различ­ным формам учебно-познавательной деятельности (практическая работа, семинар, зачет, экзамен).
  4. Научно-методическая библиотека учителя, методические разработки, авторские программы, материал из опыта работы по изучению и апробации современных образовательных и информационных педагогических техно­логий, сценарии внеклассных мероприятий.
    1. Творческие работы учащихся с учетом регионального компонента.
    2. Наличие папок (см. с. 69—70).

ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА ФИЗИКИ

1. Общие требования

1.  Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование кабинета:

— приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета.

2.  Направления в оформлении кабинета:

—  учебно-методическая база кабинета физики;

—  роль и место кабинета в организации учебно-воспитательного процесса;

—  материально-техническая база и эстетическое оформление кабинета.

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

—  план развития кабинета;

—  паспорт кабинета;

—  нормативные документы и инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь;

—  средства обучения для прохождения учебной программы по предмету;

—  ТСО;

—  информационные стенды по предмету, по 10-балльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся, по технике безопасности;

—  учебно-методические комплексы;

—  наличие учебно-методической литературы, дидактического и раздаточного материала, материалы с разно­уровневыми заданиями для проведения поурочного, тематического и итогового контроля уровня знаний, умений и навыков учащихся, разработок уроков и мероприятий, экзаменационных материалов, олимпиадных заданий;

—  учебные программы;

—  классификация и систематизация всех учебно-методических комплексов;

—  материалы по итогам проведения предметных недель;

—  творческие работы учащихся;

—  мониторинг качества обученности;

—  материалы по изучению и внедрению современных педагогических технологий;

—  эстетический вид кабинета, состояние лаборантской;

—  соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил безопасного поведения на уроке;

—  требования к стендам: доступность материалов, сменяемость информации, единство стиля;

—  наличие папок (см. с. 69—70).


ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ

1. Направления в оформлении кабинета:

—  учебно-методическая и информационная база кабинетов истории;

—  роль и место кабинета в организации учебно-воспитательного процесса;

—  материально-техническая база и эстетическое оформление.

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

  1. 1.    Приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета.
  2. Паспорт кабинета.
  3. План развития кабинета.
  4. Нормативные документы и инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь.
  5. Средства обучения для прохождения программы (плоскостные наглядные пособия, приобретенные и разрабо­танные учителями и учащимися, настенные карты, атласы, контурные карты, демонстрационные картины, репродук­ции, таблицы, информационные материалы; объемные наглядные пособия (модели, макеты, муляжи и т. д.)).
  6. ТСО (аудио- и видеоаппаратура и материалы, диски, фонотека, диатека, кинофильмы и кинофрагменты, видеофильмы, программированные материалы, дискеты с тестами).
  7. Информационные стенды*: «Сегодня на уроке»; «Учись учиться»; «НОТ ученика»; «Используй в своей рабо­те»; «Информационно-методический экран»; «Наше наследие»; «Страницы истории Мозырщины»; «История учит»; «Для любознательных»; «Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся»; «Это инте­ресно»; «Информационный уголок класса» (обязательно); предметная газета.
    1. Учебно-методический комплекс:

 

—  наличие учебно-методической, художественной литературы, дидактического материала, диагностических и кон­трольных материалов (тестов, карточек-заданий, разработок уроков и мероприятий, проблемных заданий, примерного перечня тем рефератов и сообщений, экзаменационного материала, олимпиадных заданий, материалов для зачетов);

—  учебные программы, программы факультативных занятий, кружков, клубов;

—  классификация и систематизация всех материалов учебно-методического комплекса (картотеки, каталоги);

—  материалы недели истории;

—  творческие работы учащихся;

—  мониторинг качества обученное™ учащихся;

—  материалы по изучению и внедрению современных педагогических и информационных технологий.

9.  Эстетичный вид кабинета (планировка интерьера, состояние мебели, наличие и качество оформления подсоб­
ного помещения, цветы).

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил безопасного поведения на уроке.
  2. Наличие папок (см. с. 69—70).


ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА ХИМИИ

1. Общие требования

1.  Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование кабинета:

—  приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета;

—  паспорт кабинета;

— правила безопасного поведения на уроке;

— план развития учебного кабинета на учебный год и перспективу.

2.  Обеспечение соблюдения санитарно-технических норм и техники безопасности:

—  размещение ученических столов (парт) в кабинете;

—  классная доска;

—  освещение учебных кабинетов;

—  отделка учебных кабинетов;

—  воздушно-тепловой режим;

—  противопожарная защита кабинета;

—  работа вытяжного шкафа;

—  затемнение;

—  наличие аптечки и ее содержание (перечень).

3.  Соблюдение учебно-демонстрационного пространства кабинета: наличие стендов «Сегодня на уроке» и «Учись
учиться», по региональному компоненту, по охране труда; «Периодическая система химических элементов Д. И. Мен­
делеева» (новый, старый образец); «Электрохимический ряд напряжений металлов»; «Таблица растворимости».

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, его хранение и систематизация:

—  лабораторное оборудование;

—  оборудование для эксперимента;

—  приборы, макеты, модели;

—  хранение химических реактивов, стеклянной посуды;

—  экранно-звуковые средства обучения (диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, слайды, дискеты).

 

  1. Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий, тестов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.
  2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения требованиям образовательного стандарта и образовательной программы.
  3. Наличие образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта, материалов выполнения учащимися требований образовательного стандарта.
  4. Научно-методическая библиотека учителя, методические разработки, авторские программы, материалы из опыта работы по изучению и апробации современных педагогических технологий, материалы внеклассных мероприятий по химии.
    1. Наличие журнала по инструктажу.
    2. Эстетика оформления кабинета и лаборантской.
    3. Наличие папок (см. с. 69—70).


ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ

1. Общие требования

1.  Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование кабинета:

—  приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета;

—  паспорт кабинета;

-— план занятости кабинета;

—  план развития кабинета;

—  наличие современного оборудования: компьютера, видеомагнитофона, телевизора и др.;

—  состояние мебели в кабинете;

—  ншшчие документации;

—  эстетичность оформления кабинета: оригинальность, стилевое единство.

2.  Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и техники безопасности:

—  размещение оборудования в кабинете;

—  санитарно-гигиеническое состояние кабинета;

—  воздушно-тепловой режим;

—  наличие инструкций по технике безопасности;

—  правила безопасного поведения на уроке.

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

  1. 1.    Обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием согласно типовому перечню.
  2. Учебно-методическая литература по физической культуре и здоровью (учебники, дидактические материалы, справочная литература).
    1. Дидактические материалы:

 

—  раздаточный материал для упражнений тренировочного характера, направленный на повышение моторной плотности урока;

—  карточки-задания по разделам учебной программы.

 

  1. Материалы для организации внеклассной работы.
  2. Наличие папок:

 

—  проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

—  учебные программы, календарно-тематическое планирование;

—  инструктивно-методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь;

—  план работы учителей физической культуры и здоровья;

—  материалы недели физической культуры и здоровья;

—  экзаменационные материалы;

—  мониторинг качества обученности;

—  организация работы с одаренными детьми;

—  планы внеклассной работы, факультативов.

—  олимпийское образование.

6. Стендовый материал:

—  положение о круглогодичной спартакиаде учреждения образования;

—  календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на учебный год;

—  экран хода круглогодичной спартакиады;

—  контрольные нормативы и тесты учебных программ;

—  нормативы смотра уровня физической подготовленности учащихся «Олимпийские надежды Беларуси»;

—  контрольные нормативы и требования физкультурно-спортивного конкурса «Защитник Отечества»;

—  экран выполнения контрольных нормативов и требований физкультурно-спортивного комплекса «Защит­ник Отечества»;

—  перечень домашних заданий и критерии их оценки;

—  рекорды школы;

—  лучшие спортсмены школы;

—  спортивная жизнь школы;

—  рекомендации по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности.

 

  1. Научно-методическая библиотека учителя, методические разработки, авторские программы, материалы из опыта работы по изучению и апробации современных педагогических технологий, сценарии внеклассных мероприятий.
    1. Творческие работы учащихся с учетом регионального компонента.


ПАМЯТКА

ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА

ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Общие требования

1.  Оборудование кабинета:

—  столы рабочий и компьютерный;

—  столы и стулья на 10—12 посадочных мест (для проведения совещаний с учителями и руководителями (предсе­дателями) методических формирований);

—  шкафы для хранения документации;

—  сейф (если в шкафу нет запирающегося отделения);

—  телевизор, видеомагнитофон с набором видеокассет, дисков (для записи и сопровождения учебных занятий, внеклассных мероприятий по предмету и т. д.), мультимедийный проектор, компьютер;

—  телефон.

2.  Нормативно-правовые документы:

—  инструкции, приказы, нормативные документы Министерства образования Республики Беларусь, управле­ния образования, отдела образования (картотека на них);

—  районные программы;

—  учебные программы;

—  Устав школы;

—  учебный план;

—  образовательные стандарты;

—  план работы школы;

—  программа развития школы;

—  план внутришкольного контроля;

—  графики контрольных, практических и лабораторных работ, тестирования и др.;

—  расписание учебных занятий, факультативных занятий, часов дополнительного образования, часов индивиду­альных занятий;

—  документация по повышению квалификации учителей;

—  копии удостоверений об окончании курсов повышения квалификации;

—  график занятий учителей, обучающихся на курсах повышения квалификации в областном институте развития образования, АПО и др.;

—  график дежурства администрации и учителей по школе;

—  график дежурства классов по школе;

—  правила внутреннего распорядка школы;

—  положения о проведении олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций;

– положения о методическом объединении, кафедре, лаборатории, методическом совете и т. п.;

—  план работы заместителя директора по учебно-воспитательной и учебной работе (на год, на месяц, на неделю);

—  циклограмма заместителя директора по учебно-воспитательной и учебной работе;

—  приказы директора школы;

—   планы работы с одаренными детьми, с учащимися, имеющими низкую, повышенную и высокую мотивацию
к учебно-познавательной деятельности;

—  копии табеля на зарплату (табель учета использования рабочего времени);

—  журнал регистрации замены;

—  материалы по итоговой аттестации;

—  аналитические справки;

—  результаты поступления учащихся 9,11 классов;

—  исследовательская деятельность учащихся, положение о НОУ;

—   планы по преемственности дошкольное учреждение — начальная школа, начальная школа— среднее звено,
базовая школа — средняя школа.

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

1. Программно-методическое и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса:

—  учебные программы, программы факультативных занятий, кружков, клубов, секций;

—  медиатека;

—  информация об использовании учебно-методических комплексов по предметам;

 

—  информация об использовании программно-методических комплексов;

—  список учебников, по которым работает школа, календарно-тематическое планирование по предметам, факультативным занятиям.

2.  Диагностическая работа (рекомендуется по каждому направлению иметь отдельную папку):

— мониторинг аналитической деятельности учителей (результаты самоанализа уроков и анализ уроков своих
коллег, анкетирование разного уровня);

—результаты диагностики педагогического коллектива (анкетирование уровня профессиональных затруднений и т. д.);

—  материалы к аттестации учителей;

—  работа с молодыми специалистами;

—  материалы по изучению адаптации детей.

3.  Школьные мониторинги (рекомендуется по каждому направлению иметь отдельную папку):

—  мониторинг качества образования, уровень обученности учащихся по предметам, классам, за четверть, год и т. д.;

—  мониторинг здоровья учащихся;

—  работа с учащимися с повышенным уровнем мотивации к учебе (результаты олимпиад и интеллектуальных конкурсов — школьных, городских, областных, республиканских, международных);

—  мониторинг результатов выпускных экзаменов, трудоустройство выпускников.

4.  Организация методической работы (рекомендуется по каждому направлению иметь отдельную папку):

—  банк диагностических методик;

—  работа методического совета (план, протоколы, решения, справки по итогам выполнения решений МС);

—  работа МО (все материалы в одной папке): план работы, тарификация учителей, протоколы заседаний, выступления педагогов;

—  программы посещения уроков, методики их анализа;

—  тематические папки:

а) современный урок;

б) современные образовательные и информационные технологии;

в)  ГШО педагогов области, республики;

г)  материалы по организации работы с одаренными детьми;

д) общая методика преподавания;

— работа по эксперименту (теория и практика, справки по вопросам эксперимента);

—использование учителями современных образовательных и информационных технологий (теория и практика).

  1. Рабочие материалы педагогических советов.
  2. Рабочие материалы педагогических консилиумов.
  3. Требования к оформлению предметных кабинетов.
  4. Журналы классов, журналы обучения на дому.
  5. Рекомендации, памятки, советы для педагогов.

10. Обобщение опыта:

—  рекомендации по обобщению опыта;

—  папки, брошюры с материалами по обобщению опыта учителей.

11. Библиотека кабинета (каталог, предметно-тематические разделители на полках для удобства пользования
и поиска книг):

—  сборники нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь;

—  журналы: «Учитель», «Завуч», «Директор школы», «Пачатковая школа», «Пачатковае навучанне», «Народная асвета», «Адукацыя і выхаванне», «Веснік адукацыі», «Кіраванне ў адукацыі», «Минская школа», предметные журналы;

—  газеты: «Настаўніцкая газета», «Образование и право», «Адкрыты урок»;

—  методические материалы районных, областных семинаров педагогических работников;

—  специальная литература.

Документация может храниться в базе данных компьютера, в шкафах.

12. Стенды: «Современный урок» (теория и практика); «Лучшие учителя школы»; «Информация»; «Рекоменда­
ции, памятки, советы»; «В помощь молодому специалисту»; «Результаты учебной деятельности школы в цифрах
и фактах»; «Методическая работа в школе»; «Основные направления мониторинговых исследований в школе»;
«Анализ и самоанализ урока»; стенд, отражающий основные направления развития учреждения, тему школы, задачи
педагогического коллектива на новый учебный год.

По решению администрации школы могут оборудоваться и другие стенды.

13. Эстетичный вид кабинета:

—  аккуратность и современность в оформлении кабинета;

—  наличие определенной системы в хранении документации и рабочих материалов;

—  наличие в кабинете деталей, положительно воздействующих на эмоциональное состояние педагогов, работа­ющих в кабинете;

—  культура оформления рабочего места заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

 

  1. Медиатека.
  2. Архив предыдущих лет (согласно перечню номенклатуры дел).

 

Литература

  1. Закон Республики Беларусь от 23 мая 2000 г. № 397-3 «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».

2. Инструктивно-методические письма об особенностях организации образовательного процесса по каждому учебному предмету в учебном году.

3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

  1. Постановление Министерства здравоохранения РБ от 2 апреля 2008 г. № 62 «О внесении изменений и дополнений в Санитар­ные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству; содержанию и организации учебно-воспита­тельного процесса общеобразовательных учреждений».
  2. Постановление Министерства образования РБ от 26 февраля 2008 г. № 16 «Об утверждении перечней средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений и специальных учреждений образования».
  3. Постановление Министерства образования РБ от 6 октября 2008 г. № 97 «О внесении изменений и дополнений в Постанов­ление Министерства образования РБ от 26 февраля 2008 г. № 16 «Об утверждении перечней средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений и специальных учреждений образования».
  4. Постановление Министерства образования РБ от 7 декабря 2006 г. №115 «Об утверждении Положения о группе продлен­ного дня общеобразовательного учреждения».
  5. Постановление Министерства образования РБ от 8 декабря 2006 г. № 120 «Об утверждении Положения о центре допри­зывной подготовки».
    1. Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, 2006 г.

 

  1. Санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений».
  2. Требования к оформлению учебного кабинета УО «Гомельский государственный областной институт повышения квали­фикации и переподготовки руководящих работников и специалистов», 2006 г.

Добавить комментарий