На базе гимназии 12 декабря 2013 года проведено заседание районного методического объединения педагогов психологов по теме «Работа педагога психолога по обеспечению адаптации учащихся к условиям обучения». Педагог психолог гимназии Ирина Андреевна Гарус поделалась с коллегами опытом работы по обеспечению успешной адаптации учащихся в гимназии. Вниманию педагогов психологов района было предложено открытое мероприятие: развивающее занятие с элементами тренинга «Искусство строить отношения с окружающими». На данном занятии учащиеся 5 класса, которые посещают кружок «Я познаю себя» приобрели навыки межличностного общения, учились работать в команде. Ребята работали в группах, создавали коллажи «Я и мое окружение», выполняли групповые упражнения «Каменистая дорога», «Ожерелье пожеланий», «Интервью-презентация». В ходе занятия ребята на практике познакомились с основными правилами построения отношений с окружающими.
[wpspoiler name=”Из опыта работы педагога психолога ГУО «Гимназия г.Пружаны» Гарус И.А.” ]
Адаптация – процесс присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз. Один из таких моментов это переход из начальной школы в среднюю. В нашем случае это переход в гимназию. Основная цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с учителями, с новой учебной ситуацией, правилами. Кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение. Отсюда возникает еще одна проблема – умение строить отношения с окружающими, общаться. Этому искусству ребят необходимо учить. Одно из таких занятий предлагаем вашему вниманию.
«Искусство строить отношения с окружающими».
Развивающее занятие с элементами тренинга.
( адаптация обучающихся при переходе из начальной школы в гимназию).
Цель: адаптация обучающихся при переходе на II ступень обучения
Задачи:
Развитие коммуникативных навыков
Сплочение группы, формирование команды
Накопление положительного эмоционального опыта
Активизация процесса познания себя и окружающих
Гармонизация внутреннего состояния
Необходимые материалы: листы бумаги по количеству участников, ножницы, клей, ручки, карандаши, глянцевые журналы, веревка, клубок ниток, магниты.
Кол-во участников: 10-12 человек, возраст 10-11 лет
Ход:
1.Разогрев: участники рассаживаются на стулья по кругу.
Упражнение «Поздороваться как…»
Пс.: добрый день ребята. Я рада вас видеть на нашем сегодняшнем занятии. Я предлагаю начать занятие с приветствия. Но приветствия необычного. Давайте поздороваемся как..
-индейцы племени «Тумба-Юмба»
– как капитаны дальнего плавания
-как машинисты поезда
-как добрые старые друзья
2. Основная часть:
Пс.: Каждый раз, когда утром выходим из дома в школу мы попадаем в разные миры: живые и неживые, встречаем разные вещи и разных людей. Иногда в этих мирах нам все понятно. Вот растет цветок. Растет, чтобы радовать глаз, чтобы было уютно и красиво вокруг. Вот летит пчела. Тоже все понятно. Летит, чтобы собирать пыльцу, из которой потом будет мед. А вот встретили друга, протягиваем ему руку, говорим «Привет». И понимаем, что счастливы.
А иногда ничего не понятно. Мы идем быстро, глядя себе под ноги, не замечая ничего, кроме дороги. Словно убегаем от самих себя. Пока однажды споткнувшись, мы останавливаемся и понимаем, что пришло время перемен. Что мир изменился. И тогда хаотично мы начинаем менять мир вокруг себя. Разрываем старые отношения, строим новые.
В этом году вам пришлось столкнуться с этим, когда вы пришли в 5-й класс. Вы заново постигаете искусство строить отношения с окружающими. В этом искусстве есть свои правила, которые мы с вами будем постигать.
Сейчас я вам предлагаю создать мир вокруг себя, в котором вам будет удобно.
Коллаж: «Я и мое окружение» (10-15 минут)
Участники берут листы, на которых в центре изображен контур человека. При помощи вырезок из журнала создают коллаж на заданную тему.
По окончании беседа-опрос:
-Дайте название вашему миру
– Что или кто окружает вас
-Что или кто из окружающего вас мира поможет вам строить отношения с окружающими
По завершении беседы –опроса устраивается выставка работ.
(если кто-то хочет поделиться своими мыслями с нами, это можно сделать)
Первое правило искусства строить отношения с окружающими: У каждого свой мир и его нужно уважать, принимать таким, какой он есть.
На пути построения отношений с окружающими могут возникнуть преграды, которые нужно преодолеть. Иногда эти препятствия очень трудные и сложные. Но преодолевая, их мы учимся понимать себя и строить отношения с другими людьми. Чтобы легче было в пути, мы подстрахуем себя веревкой. Нить соединяющая нас с другими дает, возможность быть сильным и не одиноким.
Упражнение: Каменистая дорога»
Участники берутся за веревку и выполняют команды ведущего: образовать кольцо, квадрат, треугольник и другие геометрические фигуры. (Каждая команда выполняется с закрытыми глазами, затем участники открывают глаза. Если считают необходимым проводят корректировку выполненной команды.) Последний шаг – участники опускают веревку и необходимо одновременно перешагнуть через нее, оказавшись за пределами.
Пс.: какие чувства вы испытали, работая в одной команде?
Второе правило искусства строить отношения с окружающими: Неважно, где ты находишься, важно, что всегда есть люди, которые хотят быть рядом с тобой, дружить, общаться. Не отвергай их.
После сложного путешествия необходимо отдохнуть.
Релаксация. «Огонь и лед»
Пс.: По команде «огонь» вы представляете, что вам очень жарко, показываете как вам жарко. По команде «лед» представляете, что очень холодно, вы дрожите от холода, пытаетесь согреться.
Следующее правило искусства строить отношения с окружающими: Разговаривайте с окружающими вас людьми. Вы научитесь понимать не только их, но и себя.
Следующее упражнение: «интервью –презентация». (10-12 минут)
Участники работают в парах. Нужно попросить партнера рассказать о его жизни, интересах, планах, мечтах. А затем изобразите на рисунке наиболее важное из того, что он вам рассказал. Затем поменяйтесь ролями. Представьте друг друга.
Пс.: Желание добра всем и всему живому – очень важный и необходимый шаг к умению строить отношения с окружающими. И когда, мы делаем этот шаг, мир становится светлее и понятнее. Это и есть еще одно правило искусства построения отношений с окружающими.
Правило четвертое: желай добра всем и всему живому.
У вас есть возможность пожелать добра друг другу, поблагодарить друг друга.
Упражнение: «Ожерелье пожеланий»
Участники берут в руки по отрезку нити и завязывают на шее в виде ожерелья. Затем берут в руки маленькие ниточки. Подходят друг к другу завязывают их на «ожерелье» с пожеланиями.
В конце рефлексия:
-что вы унесете с собой с занятия?
– какие правила вы приняли для себя?
Спасибо большое за работу. До новых встреч.
Педагог-психолог: Ирина Андреевна Гарус
[/wpspoiler]