Районное методическое объединение педагогов-психологов

  

На базе гимназии 12 декабря 2013 года проведено заседание районного методического объединения педагогов психологов по теме «Работа педагога психолога по обеспечению адаптации учащихся к условиям обучения». Педагог психолог гимназии Ирина Андреевна Гарус  поделалась  с коллегами опытом работы по обеспечению успешной адаптации учащихся в гимназии. Вниманию педагогов психологов района было предложено открытое мероприятие: развивающее занятие с элементами тренинга «Искусство строить отношения с окружающими». На данном занятии учащиеся 5 класса, которые посещают кружок «Я познаю себя» приобрели навыки межличностного общения, учились работать в команде. Ребята работали в группах, создавали коллажи «Я и мое окружение», выполняли групповые упражнения «Каменистая дорога», «Ожерелье пожеланий», «Интервью-презентация». В ходе занятия ребята на практике познакомились с основными правилами построения отношений с окружающими.

[wpspoiler name=”Из опыта работы педагога психолога ГУО «Гимназия г.Пружаны»  Гарус И.А.” ]

Адаптация – процесс присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз. Один из таких моментов это переход из начальной школы в среднюю. В нашем случае это переход в гимназию. Основная цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с учителями,  с новой  учебной ситуацией, правилами. Кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение. Отсюда возникает еще одна проблема – умение строить отношения с окружающими, общаться. Этому искусству ребят необходимо учить. Одно из таких занятий предлагаем вашему вниманию.

«Искусство строить отношения с окружающими».

  Развивающее занятие с элементами тренинга.

( адаптация обучающихся при переходе из начальной школы в гимназию).

 

 Цель: адаптация обучающихся при переходе на II ступень  обучения

Задачи:

Развитие коммуникативных навыков

Сплочение группы, формирование команды

Накопление положительного эмоционального опыта

Активизация процесса познания себя и окружающих

Гармонизация внутреннего состояния

 

Необходимые материалы: листы бумаги по количеству участников, ножницы, клей,  ручки,   карандаши, глянцевые журналы, веревка, клубок ниток, магниты.

 

Кол-во участников: 10-12 человек, возраст 10-11  лет

 

Ход:

1.Разогрев: участники рассаживаются  на стулья по кругу.

Упражнение «Поздороваться как…»

Пс.: добрый день ребята. Я рада вас видеть на нашем сегодняшнем занятии. Я предлагаю начать занятие с приветствия.  Но приветствия необычного. Давайте поздороваемся как..

-индейцы племени «Тумба-Юмба»

– как капитаны дальнего плавания

-как машинисты поезда

-как добрые старые друзья

2. Основная часть:

Пс.: Каждый раз, когда утром  выходим из дома в школу мы попадаем в разные миры: живые и неживые, встречаем разные вещи и разных людей.  Иногда в этих мирах нам все понятно. Вот  растет цветок. Растет, чтобы радовать глаз, чтобы было уютно и красиво вокруг. Вот летит пчела. Тоже все понятно. Летит, чтобы собирать пыльцу, из которой потом будет мед. А вот встретили друга, протягиваем ему руку, говорим «Привет». И понимаем, что счастливы.

А иногда ничего не понятно. Мы идем быстро, глядя себе под ноги, не замечая ничего, кроме дороги. Словно убегаем от самих себя.  Пока однажды  споткнувшись, мы останавливаемся и понимаем, что пришло время перемен. Что мир изменился. И тогда хаотично мы начинаем менять мир вокруг себя. Разрываем старые отношения, строим новые.

В этом году вам пришлось столкнуться с этим, когда вы пришли в 5-й класс. Вы заново постигаете искусство строить отношения с окружающими.  В этом искусстве есть свои правила, которые мы с вами будем постигать.

Сейчас я вам предлагаю создать  мир вокруг себя, в котором вам будет удобно.

Коллаж: «Я и мое окружение» (10-15 минут)

Участники берут листы, на которых в центре изображен контур человека. При помощи вырезок из журнала создают коллаж на заданную тему.

По окончании беседа-опрос:

-Дайте название вашему миру

– Что или кто окружает вас

-Что или кто из окружающего вас мира поможет вам строить отношения с окружающими

По завершении беседы –опроса устраивается выставка работ.

(если кто-то хочет поделиться своими мыслями с нами, это можно сделать)

Первое правило  искусства строить отношения с окружающими: У каждого свой мир и его нужно уважать, принимать таким, какой он есть.

На пути построения отношений с окружающими  могут возникнуть преграды, которые нужно преодолеть. Иногда эти препятствия очень трудные и сложные. Но преодолевая, их мы учимся понимать себя и строить отношения с другими людьми. Чтобы легче было в пути, мы подстрахуем себя веревкой. Нить соединяющая  нас с другими дает,  возможность быть сильным и не одиноким.

 

Упражнение: Каменистая дорога»

Участники берутся за веревку и выполняют команды ведущего: образовать  кольцо, квадрат, треугольник и  другие геометрические фигуры. (Каждая команда выполняется с закрытыми глазами, затем участники открывают глаза. Если считают необходимым проводят корректировку выполненной команды.)   Последний шаг – участники опускают веревку и необходимо одновременно перешагнуть через нее, оказавшись за пределами.

Пс.: какие чувства вы испытали, работая в одной команде?

Второе правило искусства строить отношения с окружающими: Неважно, где ты находишься, важно, что всегда есть люди, которые хотят быть рядом с тобой, дружить, общаться. Не отвергай их.

После сложного путешествия необходимо отдохнуть.

Релаксация. «Огонь и лед»

Пс.: По команде «огонь» вы представляете, что вам очень жарко, показываете как вам жарко. По команде «лед» представляете, что очень холодно, вы дрожите от холода, пытаетесь согреться.

Следующее правило искусства строить отношения с окружающими: Разговаривайте с окружающими вас людьми. Вы научитесь понимать не только их, но и себя.

Следующее упражнение: «интервью –презентация». (10-12 минут)

Участники работают в парах.  Нужно попросить партнера рассказать о его жизни, интересах, планах, мечтах. А затем изобразите  на рисунке наиболее важное из того, что он вам рассказал.  Затем поменяйтесь ролями. Представьте друг друга.

Пс.: Желание добра всем и всему живому – очень важный и необходимый шаг к умению строить отношения с окружающими. И когда,  мы делаем этот шаг,  мир становится светлее и понятнее. Это и есть  еще одно правило искусства построения отношений с окружающими.

Правило четвертое:  желай добра всем и всему живому.

У вас есть возможность пожелать добра друг другу, поблагодарить друг друга.

Упражнение: «Ожерелье пожеланий»

Участники берут в руки по отрезку нити и завязывают на шее в виде ожерелья. Затем берут в руки маленькие ниточки. Подходят друг к другу завязывают их на «ожерелье» с пожеланиями.

В конце рефлексия:

-что вы унесете с собой с занятия?

– какие правила вы приняли для себя?

 

Спасибо большое за работу. До новых встреч.

 

Педагог-психолог: Ирина Андреевна Гарус

[/wpspoiler]

Добавить комментарий