Областной семинар

  

27 ноября 2013 года гимназия принимала участников областного семинара специалистов  и методистов, курирующих организацию образовательного процесса на 1 ступени общего среднего образования общего среднего образования по теме «Формирование познавательной активности  младших школьников: организационно-методический аспект».

Вниманию участников семинара было предложено выступление заместителя директора по учебно-методической работе Л.И. Омельянчук по теме: «Содержание, формы и методы стимулирования познавательной активности и интеллектуального развития младших школьников». В своем выступлении Людмила Ивановна поделилась опытом работы педагогов начальной школы, СППС по развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся начальной школы в гимназии.

Также участники семинара посетили открытое заседание научного общества младших школьников гимназии по теме «Умение задавать вопросы», которое провела руководитель научного общества младших школьников О.Н. Сенина.

Учитель начальных классов Казачек Т.З. вниманию участников семинара представила фрагмент стимулирующего занятия в 4 классе по математике по теме «Решение логических и комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Задачи на переливание», которое  было проведено  с использованием интерактивной доски.

  

  

 

[wpspoiler name=”

Омельянчук Л.И., заместитель директора по учебно-методической работе ГУО «Гимназия г.Пружаны»
«Содержание, формы и методы стимулирования познавательной активности и интеллектуального развития младших школьников»” ]

В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»  (немецкий педагог Фридрих Адольф Дистервег). Именно в этом мы видим ценность труда современного учителя начальных классов, который стремится использовать познавательные интересы младших школьников как стимуляторы их интеллектуального и творческого развития. В нашей гимназии постоянно проводится целенаправленная работа по оптимизации образовательного процесса в начальной школе, по созданию условий для личностного развития каждого ученика. Наш педагогический коллектив имеет богатые традиции, большой практический опыт по развитию познавательной активности учащихся и  достиг существенных результатов в работе с одаренными детьми.

Наряду с традиционными методами обучения наши педагоги начальной школы сегодня отдают предпочтение активным методам познания,  когда учитель не просто дает готовые знания, а помогает ребенку учиться и развиваться, создаёт такие условия, при которых ученик сам исследует учебный материал, формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Среди которых   в первую очередь следует отметить применение исследовательских методов обучения, игровых технологий, проблемного обучения, развивающего обучения, информационно-коммуникативных технологий.  Все педагоги начальной школы гимназии имеют высокий уровень  ИКТ-компетентности и достаточно успешно применяют их в своей практике, что содействует повышению эффективности обучения за счёт изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов. Средства ИКТ, обоснованно применяемые нашими педагогами в урочной и внеурочной деятельности младших школьников, способствуют реализации принципов личностно-ориентированного обучения, а значит и росту  их познавательного интереса.

В гимназии сложилась эффективная система работы с учащимися начального звена во внеурочное время, которая является важным звеном в развитии их творческого и интеллектуального потенциала.

Факультативными занятиями в начальной школе охвачены 100% учащихся. Начиная с 1 класса, ведется факультативный курс «Введение в мир иностранного языка», что позволило сформировать устойчивый интерес у ребят к изучению иностранного языка, а это в свою очередь стало основой высокого качества знаний в этой области. Подтверждением этому является то, что гимназия лидер в районе по количеству призовых мест на районных и областных олимпиадах по немецкому и английскому языкам.

Все педагоги начальной школы стремятся сделать факультативные занятия интересными, занимательными для своих учеников. Применяемые ими методы работы направлены на стимулирование мыследеятельности, развитие внутренней мотивации и  познавательных интересов. И в первую очередь это нестандартные формы проведения занятий: игры-путешествия, ролевые игры, дидактические игры, театральные постановки, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, разработка и презентация мини-проектов.

Кружки и клубы по интересам, которые посещают ребята 1-4 классов, имеют богатый опыт работы по развитию их внутреннего мира, природных задатков, их интересов и склонностей. На занятиях ребята  изучают окружающий мир и основы компьютерной грамотности, приобретают практические умения и навыки, постигают мир музыки, знакомятся с историей и традициями родного края. Богатую и очень интересную историю имеет фольклорный клуб «Крынічка», который совсем недавно отметил свой 20-летний юбилей. И все это время его работой руководит воспитатель ГПД В.С. Лелекина. Этот педагог в полной мере  заслуживает звания «мастер своего дела». Клуб «Крынічка»  по праву можно назвать визитной карточкой Валерии Сергеевны, нашей начальной школы, да и всей гимназии. Грамотно организованное сотрудничество с детской библиотекой, с родителями ребят, с фольклорным клубом «Купалінка», который работает у нас в среднем звене – это слагаемые успеха его деятельности. Ребята, которые посещают клуб, не только приобщаются к родному языку, литературе, к прошлому своего народа, но и сами с увлечением проводят народные праздники, обряды, играют в народные игры, поют народные песни, танцуют народные танцы,  участвуют в конкурсах, викторинах, выставках.

Еще хочется отметить кружок «Инфомышка», он уже работает 5-ый год, его посещают учащиеся 3-4 классов. Занятия проводит учитель информатики Г.Г.Локтева, они нацелены на привитие интереса к учебному предмету “информатика”, формирование умений работы с компьютерной техникой. Занятия часто проводятся в игровой форме, это такие игры как “Восстанови слова”, “Найди пару”, “Найди спрятанное слово”, “Допиши пословицу”, “Вставь по аналогии”.

Со строны педагогов начальной школы и адинистрации гимназии много внимания уделяется эффективности проведения стимулирующих занятий с высокомотивированными учащимися, т.к. это очень важный элемент в системе работы по подготовке учащихся к предметным олимпиадам, интеллектуальным и творческим конкурсам. Поэтому в 2011/2012 учебном году творческая группа учителей начальной школы гимназии  работала над созданием  сборника материалов для организации занятий по подготовке учащихся 3-4 классов к олимпиадам. Сборник содержит очень ценный для учителей начальных классов  материал по организации работы с одаренными и способными  учащимися, он размещен на сайте гимназии и доступен для пользования педагогами района. Также изменена система проведения стимулирующих занятий в начальной школе. На одном из заседаний МО было решено проводить стимулирующие занятия в 3- 4 классах не одному педагогу по всем предметам, а определить учителей, которые постоянно с ребятами будут заниматься математикой, русским языком и белорусским языком. Таким образом, у нас ежегодно функционирует 6 групп для проведения  стимулируюших занятий: в 3 классе – по трем предметам, и аналогично в 4 классе. В состав этих групп входит от 5 до 8 ребят, занятия проводятся еженедельно и даже в каникулярное время, педагогами разрабатывается тематическое планирование данных занятий, в соответствии с которым и организуется работа. Как только мы изменили систему проведения стимулирующих занятий, сразу заметно повысилась результативность  выступления наших ребят на районных олимпиадах, что вы видите на диаграмме. Если ранее у нас не было 1 мест, то в прошлом году наши ребята показали очень хороший результат в районе по математике и по белорусскому языку, заняв 1 места с большим отрывом по баллам от других школ.

Педагог психолог гимназии  И.А. Гарус не только оказывает содействие педагогам начальной школы в выявлении способностей и склонностей учащихся, в формировании банка одаренных и способных детей, но и оказывает им практическую помощь в развитии их природных задатков, в  их интеллектуальном развитии. Уже второй год с ребятами 2-3 классов проводятся развивающие занятия по программе «Путешествие в страну Вообразилию» и «Учусь творчески мыслить». Как показывает диагностика, эти занятия содействуют развитию креативности, внимания, памяти ребят, формированию умений нестандартного решения задач, умений применять эти навыки в учебной деятельности. И что очень важно, занятия способствуют выработке у них коммуникативных навыков.

Во внеурочное время развитие интеллектуального потенциала младших школьников реализуется также через организацию и проведение тематических и предметных недель, через проведение мероприятий в рамках шестого школьного дня. У нас получила развитие следующая практика: если в гимназии проводится тематическая неделя, то в ее включаются все обучающиеся с 1 по 11 класс. То есть начальные классы являются полноправными активными участниками недели иностранного языка, информатики,  экологии, русского языка, трудового обучения и т.д. Творческий подход к их подготовке и проведению со стороны учителей начальной школы позволяет сделать проводимые мероприятия яркими, насыщенными, запоминающимися. Наши педагоги практикуют такие активные формы проведения внеклассных мероприятий: игра «Звездный час», конкурсы творческих работ, конкурс-презентация, мини-конференция, фестиваль детского творчества, заочное путешествие, интеллектуальные турниры, аукционы. Все это позволяет учесть различные потребности и возможности младших школьников, а значит, позволяет стимулировать их интеллектуальное и личностное развитие.

Гимназия была первопроходцем в нашем районе в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся начального звена. В 2007 году у нас была проведена І конференция учебно-исследовательских работ  младших школьников “Маленькие академики”, а в этом году мы планируем проведение  уже VIII конференции. С того же 2007 года организована в соответствии с Положением работа учебно-исследовательского общества младших школьников, в которое входят ребята 3-4 классов, проявляющие интерес к исследовательской деятельности. С целью оказания помощи учителям в организации учебно-исследовательской деятельности была организована работа спецкурса для педагогов начальной школы   «Исследовательская деятельность младшего школьника: поиск, проблемы, перспективы». Это позволило повысить уровень компетентности наших педагогов в данной области,  и учебные исследования наших воспитанников перестали носить только реферативный характер, стали отличаться актуальностью выбранных тем, практической направленностью. Работой данного общества руководит О.Н. Сенина, педагог который имеет позитивный опыт работы в этой сфере, учебные исследования ее ребят неоднократно становились победителями районных конференций и напечатаны на страницах журнала «Пачатковая школа». То, что исследовательское общество эффективно работает, подтверждается успехами наших маленьких академиков на районном уровне. И на экране, уважаемые коллеги, вы видите тематику исследований наших ребят и их достижения.

Своеобразной визитной карточкой начальной школы гимназии является организация работы “Школы будущего первоклассника” и “Школы будущего гимназиста”, которые стали неотъемлимой часть образовтельной среды нашего учреждения образования. “Школа будущего первоклассника”  позволяет подготовить детей к поступлению в 1 класс гимназии, занятия проводят опытные педагоги, поэтому родители с большим желанием стремяться попасть в эту школу. Чтобы занятия проводились эффективно, творческая группа нащих педагогов под руководством Каменевой Т.Н. разработала программу занятий по подготовке к школе , а также в помощь педагогам разработаны пособия “Изучаем буквы: подготовка к школе” и “Изучаем цифры: подготовка к школе”.

Работать учителем начальных классов в гимназии очень ответственно, и в первую очередь, потому что наши четвероклассники сдают вступительные экзамены в гимназию. А это экзамен не только для детей, но и для их учителей. Педагоги прикладывают немало усилий для того, чтобы обеспечить качественную подготовку ребят к экзаменам. Чтобы повысить уровень знаний по математике, русскому и белорусскому языкам у выпускников начальной школы, начиная с 2008/2009 учебного года работает “Школа будущего гимназиста”. Об эффективности ее работы можно судить по результатам вступительных испытаний, и как вы видите на диаграмме, проходной балл в 5 класс гимназии за последние 3 года заметно вырос с 34 до 42.

Таким образом,  в начальной школе закладывается  надежный фундамент для того, чтобы  уже поступив в гимназию, наши ученики могли на высоком уровне не только усваивать пограмму гимназических классов, но и реализовать свой интеллектуальный, творческий и личностный потенциал.  Наши учителя  начальной школы – это грамотные, креативные педагоги, имеющие высокий уровень профессиональной компетентности, идущие в ногу со временем, имеющие активную жизненную позицию. И это главный фактор успеха наших  ребят начальных классов, главное связующще звено в системе работы по развитию познавательной и творческой активности учащихся.[/wpspoiler]

Добавить комментарий