ЛИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Консультация для родителей

 

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Учителя, как правило, уверены, что дети с высоким умственным развитием должны успевать по всем предметам школьного курса. Бытует стереотипное представление о том, что одаренные дети – лучшие во всем, поэтому мнение о том, что одаренные дети могут сталкиваться с трудностями в учебе, часто кажется парадоксальным. Специальные исследования подтверждают, что очень высокий уровень развития той или иной сферы у одаренных детей может сосуществовать с низким уровнем развития другой сферы. Такая несогласованность может при определенных условиях вызывать различные трудности.

 

Американский психолог Л. Силвермен предлагает следующий список признаков одаренности и часто сопутствующих им признаков отсутствия способности к учению (а точнее, слабости), которые могут отмечаться во всех возрастах.

 

  • Блестящая долговременная память, свойственная большинству одаренных детей и позволяющая им овладевать огромной и сложной информацией, может сочетаться со слабостью кратковременной памяти, из-за которой им часто трудно сразу повторить только что сказанное.
  • Недостатки кратковременной и оперативной памяти связаны также с тем, что им требуется время, чтобы осмыслить, привести в систему, связать новое с уже имеющимся опытом, тогда как механическое запоминание происходит с трудом.
  • Превосходное понимание смысла прочитанного может сочетаться у одаренных детей с трудностями в декодировании букв и слов, которые могут проявляться даже в среднем и старшем школьном возрасте. Им часто легче уловить суть сложной абстрактной концепции, чем справиться с фонетическим и буквенным анализом.
  • Одаренные дети с легкостью осваивают компьютер, но часто не могут научиться писать разборчиво. Неисправимый ужасный почерк для многих из них становится препятствием, если для продолжения обучения необходимо представлять письменные работы.
  • Вообще многие одаренные дети гораздо лучше справляются со сложной и напряженной работой, обеспечивающей вызов их способностям. Рутинная деятельность, простое запоминание, упражнения на повторение выполняются ими с трудом.
  • Они экстремально любознательны, задают много вопросов, но могут быть неспособны к заучиванию неинтересного для них материала.
  • Развитая речь и богатый словарный запас, характеризующие таких детей, могут проявляться только в устной речи, тогда как их письменная речь может быть скудной и отставать не только от устной, но даже и от письменной речи их менее способных сверстников. Поэтому они могут блистать в дискуссиях, но отказываться делать письменные работы.
  • Одаренные дети часто хорошо рассуждают, но их могут так захлестывать эмоции от желания высказать свои идеи, что они теряют нить рассуждений или нужные слова, и их речь кажется сумбурной и непродуманной.
  • Их превосходное математическое мышление может не замечаться учителем из-за того, что даже несложные вычисления выполняются ими с трудом. Часто одаренные дети с большим усилием запоминают таблицу умножения и математические формулы, порой им легче выводить эти формулы самим.
  • Восприимчивые и сообразительные, иногда даже мудрые не по годам, эти дети могут быть безнадежно неорганизованными.
  • Обладая острой наблюдательностью и развитым воображением, они могут быть крайне невнимательными на уроках. Часто обладая острым слухом, они имеют слабую слуховую память и не умеют внимательно слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям.
  • Одаренные дети часто очень энергичны, активны, способны к длительной и интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени (тесты, контрольные, экзамены).
  • Они имеют блестящее чувство юмора, находчивы, умеют манипулировать людьми, поэтому часто находят умные способы избегать областей, в которых не сильны.
  • Трудности в учении многих одаренных детей трудно обнаружить, поскольку они умеют их хорошо маскировать. В результате, однако, весьма часто одновременно с проблемами остается скрытой и их одаренность.
  • Многие одаренные дети, блистающие в естественных науках, геометрии, механике, технике, музыке, искусстве, испытывают неудачи в освоении иностранных языков и тех предметов, где велико значение слушания и последовательного запоминания.

 

Проблемы одаренных детей.

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму (линия поведения, которая предполагает уподобление окружающим, отсутствие личного, индивидуального, пассивное принятие существующего мнения), особенно если стандарты идут вразрез с их интересами.
  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

 

Добавить комментарий