«Мы учимся тому, что видим у себя в дому»

Задачи собрания:

  • Определить влияние семьи на формирование личности ребёнка.
  • Рассмотреть, каким должен быть родительский дом, в котором растёт ребёнок.
  • Выявить особенности взаимоотношений между детьми и их родителями.
  • Осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей.
  • Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.
  • Способствовать развитию умению общаться и формированию культуры взаимодействия.

Форма проведения: информационно-аналитический лекторий с элементами  практикума.

Предварительная подготовка к собранию: памятка для родителей по проблеме собрания, анкеты.

  • Ребенок, что тесто,  как замесил, так и выросло.
  • Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
  • Верная указка не кулак, а ласка.
  • Засиженное яйцо всегда болтун,
    занянченный сын всегда шатун.
  • Хорошему надо учиться три года, а плохому и часа хватит.
  •  «Счастлив  тот,  кто  счастлив  дома».
  • «На  что  и  клад,  коли  в  семье  лад».
  • Какими  дети  рождаются,  это  ни  от  кого  не  зависит,  но  чтобы  они  путём  правильного воспитания   сделались  хорошими  —  это  в  нашей  власти». (Плутарх)
  • Наши  дети  — это  наша  старость. Правильное  воспитание  —  это  наша  счастливая старость,  плохое  воспитание  —  это  наше будущее  горе,  это  наши  слёзы,  это  наша  вина перед  другими  людьми,  перед  всей  страной. (А.С. Макаренко).

 Ход собрания:

«Все мы родом из детства…» 1 этап

Собрание начинается с прослушивания песни « Родительский дом».

Учитель: Уважаемые родители, сегодня тема родительского собрания

«Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому». 

Вступительное слово учителя.

Эпиграфом нашего собрания будут слова персидского поэта Саади, который жил в 13 веке:

Покинут счастьем будет тот,

кого ребёнком плохо воспитали,

Побег зелёный выпрямить легко,

сухую ветвь один огонь исправит.

Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы. Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.

Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть  от них.

А.С. Макаренко пишет в своей « Книге для родителей»:

«Ваше собственное поведение — сама решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Личность развивается в семье и все хорошее и плохое ребёнок несёт из семьи.

 этап.

«Свою жизнь я вычерпал из родникового колодца опыта семьи, в которой я рос». 

Из радуги постройте дом,

Основу заложите в нём:

Любовь, радушье и добро.

В нём будет радостно, светло. 

Строительство дома из основных понятий.

(на доске вывешены основные понятия)

Любовь,  дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложьрукоприкладство, лень, безделье.

(Родители выбирают хорошие понятия, отрицательные остаются).

Учитель показывает дом, который построили. Идёт обсуждение.

Учитель: Как найти пути выхода от вредных привычек? Как организовать свой семейный досуг?

Ожидаемый результат.

В ходе работы родители изучают понятия  для строительства своих домов.

Тренинговое задание «Ребенок».

— Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Петя. Проживите день с этим маленьким Петей.

— Утром мама подошла к Пете и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание… Пете стало так грустно, что его не понимают…

— Оторвите кусочек от мальчика.

— Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его наряд. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Петю, закричав на него, что тот не садится завтракать… На душе у Пети стало еще грустнее…

— Оторвите кусочек от мальчика.

— Позавтракав, Петя собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Пете не прибавило…

— Оторвите кусочек от мальчика.

— На крыльце школы Петя встретил своего друга Ваську. Васька шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Пети так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Петя мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.

— Оторвите кусочек от мальчика.

— А на уроке сегодня была контрольная работа. Петя так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало…

— Оторвите кусочек от мальчика.

— Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Петя домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома.   Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира… Дверь была открыта, Петя страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама…

— оторвите кусочек от мальчика. А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики, толчки и пинки.

 3 этап «Коль видят нас и слышат дети мы за дела свои в ответе».

К сожалению, в наших домах бывают и те понятия, которые вы не выбрали.  Ребёнок берёт для себя, и хорошее,  и плохое от своих родителей.

Дети — это наши зеркала. Все  плохие привычки, которые есть у нас  со временем будут и в наших детях. Вы сами должны отказаться от вредных привычек, чтобы не быть примером для своих детей.

Обсуждение ситуаций, которые могут встречаться в семьях.

ситуация. Папа или мама курит в комнате при ребёнке.

ситуация. Отец пришёл домой в нетрезвом состоянии.

Что видит ребёнок? Какой пример дают родители своим поведением?

В семье растет ребенок. С первых лет жизни он усваивает нормы общения, человеческих отношений, впитывает в себя и хорошее, и плохое.

Если спросить родителей, что является самым главным в их жизни , ответ будет один- вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но подчас у родителей возникает столько неотложных «взрослых» дел, что в повседневной жизни теряется это самое главное, откладывается «на потом».

СИТУАЦИЯ.

Папа читает газету. Мама готовит ужин. А ребенок? Он ждет общения со взрослыми.

Знаешь, папа, Коля говорит, что «Жигули» лучше, чем «Москвич». Правда?

После папиного молчания опять следует вопрос:

А почему?

— Потому, отвечает папа, не отрывая глаз от газеты. –Не мешай, дай мне спокойно почитать. Спроси у мамы.

Мама, а Миша говорит…

Не мешай мне, я вам с папой ужин готовлю. Спроси у папы.

И так ежедневно. Задумайтесь, взрослые! Вы даете ребенку уроки невнимания и безразличия. Он ищет вашей помощи в решении вопросов, его волнующих. Вы лишаете его так нужного ему общения с вами. Через некоторое время ваш ребенок будет обращаться с вопросами не к вам, а к своему другу. Между вами вырастет стена непонимания, возникнут конфликты.

СИТУАЦИЯ.

Ребёнок: Мам, я принёс новый диск, сяду за компьютер поиграть.

Мама: Сначала выучи уроки, а потом играть будешь. Я хочу видеть тебя образованным человеком.

Папа. Да кому надо это образование. Я всю жизнь был троечником, а зарабатываю побольше любого профессора. Иди, сынок, играй.

Мама: А я сказала, что он будет сначала учить уроки, а уж потом играть.

Папа: Слушай, ты, кто в доме хозяин?!

Мама: Муж — голова, жена — шея. Куда захочу, туда поверну.

Папа: Да пошла ты! Иди, сын, играй! Не слушай свою глупую мамашу.

Мама: Ещё не известно, кто глупее — ты или я!

Вопросы по ситуации:

— Кто из родителей прав?

-В чём ошибка каждого родителя?

-Что может из этого выйти?

Вывод по вопросу: «У обоих родителей должны быть единые требования к ребёнку.

Ожидаемый результат.

Учитель обобщает высказывания родителей и делает вывод:

 «Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому». 

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители — первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

Семья — школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве — положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем становлении личности человека.

Будет ли первоначальный опыт общения ребёнка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Если же ребёнок не получает необходимого внимания, ласки, понимания, он может начать добиваться этого, используя разные способы, в том числе упрямство, капризы. Там, где ребёнок равноправный член семьи, причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной позиции.

К сожалению, современное состояние семьи можно охарактеризовать как кризисное. Растёт число неблагополучных семей, в которых родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни.

Более того, появились так называемые «семьи риска», где родители пьют, бьют детей. Не уменьшается волна детской преступности, жестокости, агрессии. Истоки этого прискорбного факта можно наблюдать уже в дошкольном возрасте.

В семье, которая испытывает житейские сложности, родители раздражены, и это раздражение, как волна, накрывает душу ребёнка. Закручивается некая пружина, и в какой-то момент раскручивается, ударяет. Этот удар может прийтись по отношению к сверстникам и по самим родителям — так ребёнок протестует против негатива, его окружающего.

Растёт число неполных семей. Очень болезненно отражается на воспитании ребёнка, если родители не живут вместе, разошлись. Бывает, дети становятся предметом распри между родителями, которые не скрывают своей неприязни друг к другу от детей. Чаще семейная жизнь не складывается из-за пьянства отца. Трудно сказать, что лучше для ребёнка -жить в постоянной атмосфере напряжённости или отдельно от отца. Наверное, из двух зол надо выбирать наименьшее.

Велика роль матери в жизни и воспитании ребёнка. От неё во многом зависит создание эмоционально-психологической атмосферы в семье (уют, теплота, взаимопонимание и т.д.).

К сожалению, увеличивается, и число одиноких матерей, которые оставляют своих детей на попечение бабушек. Молодые мамы уезжают в города, чтобы найти достойно оплачиваемую работу и устроить личную жизнь, а бывает, что просто не хотят заниматься воспитанием собственного ребёнка. А ведь нужда в родительской, материнской любви -поистине жизненно необходимая потребность. Не по этой ли причине повзрослевшие дети порой утрачивают с родителями душевную и психологическую связь? 

Ребёнок учится тому,

что видит у себя в дому,

родители пример тому!

Кто при жене и детях груб,

кому язык распутства люб,

пусть помнит,

Что с лихвой получит он всё то,

чему их учит.

Теперь вести себя прилично

не в моде стало, И обычно,

и женский пол себя позоря,

стал самословить в разговоре.

Мужья — пример для жён своих,

и дети учатся у них.

Когда родители умны

и добродетельно скромны,

то благонравны и сыны!

Коль видят нас и слышат дети:

мы за слова свои в ответе!

Легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтобы не каяться потом.

        Себастьян Брант-немецкий сатирик  конца 15 века.

Добавить комментарий