Организации научно-методической деятельности педагогов в учреждении образования нового типа

Омельянчук Людмила Ивановна,

заместитель директора по учебно-методической работе

ГУО «Гимназия г.Пружаны»

 

«Организации научно-методической деятельности  педагогов  в учреждении образования нового типа»

 

«Учитель учится всю жизнь» – это известная истина.  Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать  репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут,  вносят что-то новое в свою профессиональную практику.  Это, на самом деле, и является важным показателем истинного профессионализма.

Автор многих  методических пособий для педагогов В.М. Лизинский высказал непреложную истину «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

Приоритетным направлением деятельности нашего педагогического  коллектива является   формирование  позитивного  имиджа  гимназии как учреждения  образования нового типа в регионе. Важнейшей составляющей позитивного имиджа гимназии является личность учителя.

Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Основным  средством повышения педагогического мастерства учителей была и остается методическая работа.  Именно методическая работа – это путеводитель по стране под названием «Профессионализм». Суть методической работы – поиск, помощь, организация, творчество и опять поиск… Поэтому методическая служба гимназии работает под девизом «Творчество и поиск».

Как одну из сильных сторон нашего педагогического коллектива  можно выделить: сложившуюся  эффективную систему научно-методической работы с педагогами.

Структура научно-методической работы в гимназии выстраивалась на протяжении не одного года, она вытекает из проблемы, над которой работает наш  коллектив, из целей и задач нашего учреждения образования. Задачи методической работы   в гимназии традиционно определяются исходя из политики государства в области образования, программы  развития гимназии  – с одной стороны, и результатов диагностики и анализа работы педагогического коллектива – с другой. Достоинством структуры методической службы  гимназии является простота и целостность, возможность эффективного управления, взаимосвязь и одновременно независимость структурных элементов. НМР осуществляется по двум направлениям:  информационно-методическое и научно-исследовательское.

На сегодняшний день в гимназии создана действенная и единая методическая система, которая взаимоподчиняет и включает в себя педагогическую проблему года – единую методическую тему – тематику педагогических советов.

Роль идеолога, лидера, аналитика и координатора методической работы  принадлежит методическому совету. На его заседаниях  рассматриваются вопросы, определяющие стратегию развития гимназии: единая методическая тема и направления научно-методической деятельности,  координация работы  всех структурных элементов методической сети, разработка планов подготовки к тематическим педагогическим советам, методическим неделям, НПК, организация  исследовательской деятельности учащихся и учителей. Причем часто практикуются нетрадиционные активные формы проведения его заседаний, такие как методический мост, творческая лаборатория, методический фестиваль, что позволяет  в процессе коллективного взаимодействия с привлечением родителей и общественности находить наиболее рациональные и конструктивные решения по актуальным проблемам.

В основу деятельности методических формирований педагогов  гимназии положен принцип системной интеграции, который предполагает одновременное  изучение одной и той же проблемы всеми структурными подразделениями, но с разных сторон. Такой подход обеспечивает высокий уровень подготовки к педагогическим советам, всестороннее изучение вопросов, выработку единых взглядов на педагогические проблемы. Это дало возможность существенно повысить качество и эффективность проводимых в гимназии методических мероприятий, а также педагогических советов. Практически удалось уйти от такой ситуации, когда педагогический совет готовит только директор либо его заместители, а само заседание проводится  в форме чтения доклада и его обсуждения. В процессе  подготовки тематических педсоветов задействованы все методические формирования, социально-психолого-педагогическая служба. Творческие группы педагогов проводят микроисследования среди учителей, учащихся и родителей, выпускают методические газеты, буклеты, разрабатывают памятки и рекомендации для педагогов. В процессе подготовки к педсоветам проводятся недели педмастерства, панорамы открытых уроков, организуются методические   выставки. Наиболее результативно проходят педагогические советы, на которых организована работа проектно-аналитических групп педагогов. При  этом практически все члены коллектива вовлечены в диалог, высказывают свою точку зрения, вносят интересные предложения и идеи. Часто используются такие приемы как рефлексивный диалог и рефлексивный анализ,  что позволяет видеть отношение педагогов к обсуждаемой проблеме,  знать их позицию, вырабатывать и принимать конструктивные решения.

Важное место в системе методической работы гимназии отводится предметным кафедрам и методическим объединениям. То, что эти формирования работают эффективно, на высоком организационно-методическом уровне, творчески было подтверждено во время прохождения государственной аккредитации в феврале 2012 года. Все методические формирования работают под девизом «От творчества учителя – к творчеству учащихся», что они и доказали во время презентации кафедр перед членами комиссии  по аккредитации. Свое творчество  и  мастерство педагоги представляли в тесном сотрудничестве с воспитанниками   с применением информационных технологий и разнообразных форм. Руководители кафедр и МО – это высокопрофессиональные педагоги, которые обладают организаторскими способностями, творчески и ответственно подходят к выполнению  своих обязанностей.

С момента становления гимназии функционируют творческие и проблемные группы педагогов с целью поиска и апробации прогрессивных идей, практической разработки форм и средств организации образовательного процесса в современных условиях. Результатом их работы являются методические и практические материалы, которые рекомендуются для дальнейшего использования в практике учителями гимназии. В 2011/2012 учебном году очень продуктивно работала творческая группа учителей английского языка  под руководством Капицы Л.В. , ими разработан и издан «Сборник текстов по чтению для подготовки к сдаче выпускного экзамена по английскому языку». Творческая группа учителей математики, возглавляемая Величко С.Н., работала над  составлением и изданием  «Сборника тематических тестовых  заданий по математике (геометрия) для учащихся 10 класса (физико-математическое направление)».  Творческая группа учителей начальных классов (руководитель Кривальцевич Е.А.)  работала над созданием «Сборника материалов для организации занятий по подготовке учащихся 2-4 классов к олимпиадам по русскому языку, белорусскому языку и по математике». Проблемная группа учителей начальных классов под руководством Каменевой Т.Н. работала над темой  «Контроль и оценка результатов учебной деятельности  на уроках изобразительного искусства и трудового обучения в период безотметочного обучения». Членами группы были разработаны тестовые задания для контроля и оценки результатов учебной деятельности  в период безотметочного обучения и изданы в виде брошюры.  Все выше названные материалы представляют большую ценность не только для наших укчителей, но и для педагогов района. Поэтому хотелось бы, чтобы при содействии районного методического кабинета эти материалы получили распространение в районе и за его пределами.

Формы НМР в гимназии чрезвычайно разнообразны, что позволяет каждому учителю проявить свои способности, поделиться опытом, найти и перенять рациональное в опыте коллег. Наилучшим образом этому способствуют традиционные методические недели, недели педмастерства, панорамы открытых уроков и внеклассных мероприятий.

Ежегодно, исходя из запросов педагогов,  с целью оказания им методической помощи,  проводятся семинары-практикумы, семинары-тренинги, спецкурсы, психолого-педагогические семинары.

С целью повышения уровня мотивации к саморазвитию у педагогов мы практикуем  вовлечение учителей в деятельность по развитию как их профессиональных, так и творческих качеств. А это достигается  благодаря использованию нетрадиционных форм организации методической работы, таких как конкурс педмастерства «Призвание», методические фестивали, праздники успехов учителей. Данные мероприятия  требуют больших усилий от коллектива при их подготовке  и проведении. Но как говориться, результат целиком и полностью оправдывает затраченные усилия. Такие мероприятия содействуют сплочению коллектива, т. к. в их проведении задействованы практически все педагоги независимо от возраста, педстажа и категории. И каждый раз мы с гордостью отмечаем: какие талантливые у нас педагоги, как они несмотря ни на что умеют работать творчески, с огоньком, с энтузиазмом. И в этом плане с учителем не могут сравниться представители ни одной из даже самых престижных профессий.

Коллектив гимназии всегда является участником районных методических мероприятий: районные конкурсы методических материалов, методических разработок, предметных кабинетов,  школьных методических объединений,  конкурсы  педагогического мастерства, научно-практические конференции. Эти мероприятия содействуют выявлению образцов лучшей педагогической практики в нашем районе. Мы и в дальнейшем планируем активное участие в подобных мероприятиях. Но хотелось бы обратиться к районному методическому кабинету с пожеланием: чтобы результаты таких мероприятий находили дальнейшее развитие и применение. Так, например, по результатам районного конкурса определен лучший методический кабинет или лучший кабинет физики, целесообразно на базе именно этих учреждений образования организовать семинары для педагогов района с целью ознакомления с позитивным опытом работы коллег. Или же имеет смысл лучшие методические разработки уроков, факультативных занятий, воспитательных мероприятий  по итогам районных конкурсов рекомендовать для публикации в республиканский научно-методических изданиях, издавать тематические сборники методических разработок опытных педагогов района, чтобы в последующем  учителя могли в своей практике использовать передовой опыт своих коллег.

Основным источником повышения уровня профессиональной компетентности педагогов гимназии является самообразовательная деятельность. Вопросы результативности  самообразования рассматриваются на заседаниях кафедр, методических объединений, методического совета, педагогического совета, где заслушиваются отчеты педагогов по самообразованию, осуществляется презентация наработанных по теме самообразования материалов. Регулярно проводятся методические выставки «Итоги самообразовательной деятельности».

Самообразовательная работа у наиболее опытных педагогов трансформируется  в научно-исследовательскую. Организация исследовательской деятельности педагогов направлена на углубление научно-педагогических знаний, совершенствование их профессиональной компетентности, на изучение и апробирование ими современных методик и технологий. Всего в научно-исследовательскую деятельность включено 23% педагогов. Ежегодно на итоговом заседании методического совета представляются результаты работы учителей над темами исследования, даются рекомендации по их практическому применению, по публикации материалов в научно-методических изданиях.

Создание единой информационной среды  является осознанной необходимостью для нашей гимназии, так как позволяет расширить образовательное пространство, способствует развитию коммуникативных умений и навыков, научно-исследовательских компетенций учащихся и учителей. Информационно-методическое обеспечение  образовательного процесса осуществляется через работу  информационно-аналитического центра, методического кабинета, предметных кабинетов, кабинета СППС и библиотеки. Весомый вклад  в повышение эффективности научно-методической работы  вносит гимназический сайт, который включает более 15 разделов, среди которых такие как «Методическая служба», «Парад  уроков», «Гимназическая пресса», «Учителям», «После уроков».

Эти разделы содержат богатый материал из опыта работы наших учителей. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что сайт гимназии – это своеобразная визитная карточка нашего учреждения образования, которая способствует распространению позитивного педагогического опыта наших учителей.

Осуществлению выявления, обобщения и распространения эффективной педагогической практики учителей гимназии уделяется большое внимание,  как на уровне администрации, так и на уровне методических формирований. Обобщение опыта работы учителей  носит неформальный характер: это творческие отчеты,  размещение материалов на сайте, выступления в педагогической печати и размещение материалов в информационно-методическом журнале  «Поиск», выступления на различных НПК, создание учительских портфолио и т.д.  Банк данных «Опыт лучших – достояние всех» учителей гимназии насчитывает 14 тем.

Как очень продуктивную форму презентации и  распространения положительного педагогического опыта учителей можно рассматривать информационно-методический журнал «Поиск», который издается с момента организации гимназии. Его выпуски за последние годы стали очень содержательными, посвящены актуальным вопросам организации образовательного процесса. В последнее время практикуется выпуск журнала «Поиск» с электронным приложением. Но коллективу гимназии, администрации в плане распространения позитивной педагогической практики наших учителей необходимо более активно пропагандировать данный опыт за пределами гимназии, на уровне района, области и республики, что в свою очередь внесет весомый вклад в укрепление имиджа нашего учреждения образования. Мы уже делаем определенные шаги в этом направлении: методические разработки уроков наших учителей уже второй раз принимают участие в республиканском конкурсе «Открытый урок», материалы из опыта работы наших педагогов размещаются на страницах предметных научно-методических журналов, мы принимаем участие в областных и республиканских научно-практических конференциях.

Инновационная деятельность – естественное и необходимое условие развития учебного заведения нового типа. Внутригимназическая инновационная деятельность осуществляется через адаптацию современных педагогических технологий к условиям гимназии. Все 100% педагогов гимназии владеют методологическими основами современных образовательных технологий и используют их, или их элементы в своей практике. С целью более широкого внедрения в практику инновационных технологий организована работа мастер-классов, педмастерских. Их работу возглавляют опытные педагоги-мастера, которые сами владеют теоретическими и практическими аспектами той или иной технологии.

Заметно  активизировалась работа по внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий. По результатам диагностики  можно сделать вывод, что более 90 % педагогов на высоком и среднем уровне владеют   информационными технологиями и применяют их в своей практике. Это подтверждается анализом записей в «Журнале учета использования ЭСО»: за 2011/2012 учебный год проведено 527 уроков и внеклассных мероприятий с использование ИКТ. Активизировалась эта работа при установке в ряде учебных кабинетов компьютеров (кабинет начальных классов, белорусского языка, химии, физики, английского языка, обслуживающего труда).  Проведена результативная работа по созданию виртуального кабинета английского языка (Капица Л.В.), к которому имеется доступ через сеть Интернет. Позитивному сдвигу в плане применения ИТ в образовательном процессе будет содействовать установка интерактивной доски в одном из кабинетов гимназии.

Однако,  в гимназии не осуществляется инновационная работа на уровне экспериментальных и инновационных площадок Министерства образования РБ. Поскольку методическая служба гимназии прошла путь от репродуктивного уровня к частично-поисковому и творческому уровню, то естественным является желание педагогов и администрации что-то изменить в традиционной системе, «активизировать» участников педагогического процесса, чаще всего путем апробирования новых форм и методик. Весь педагогический коллектив  потенциально способен и готов совершить качественный переход от повторения чужого опыта к созданию собственного.  Поэтому,  просьба к районному отделу образования  оказать содействие администрации гимназии по участию нашего коллектива  в реализации инновационных проектов на уровне области и республики.

Методическая работа выполняет роль стимула в  развитии педагога, способствует его самореализации, позволяет достичь большего удовлетворения в труде.  Но вместе с тем, она требует от педагога больших усилий, затрат физических и моральных сил, требует больших затрат времени, и как правило личного времени учителя. Поэтому мы в гимназии  стараемся активнее применять методы материального и морального поощрения с целью  повышения заинтересованности у педагогов в проявлении своих профессиональных качеств. Ведь для учителя важно не только материальное вознаграждение за работу, но он должен непременно получать удовлетворение от проделанной работы, чувствовать поддержку со стороны коллег, администрации, районного отдела образования. Руководители методических формирований гимназии, активные участники методических мероприятий получают постоянные надбавки к заработной плате. Но наиболее эффективным  в этом плане является проведение рейтинговой оценки деятельности педагогов гимназии по итогам учебного года. По итогам рейтинга издается приказ директора о награждении педагогов Почетными грамотами, которые вручаются в торжественной обстановке на Празднике знаний в присутствии родителей, учеников, представителей общественности. Стало уже доброй традицией проводить торжественную церемонию чествования нашей гимназической элиты «Наши интеллектуалы». Непременно в такие торжественные минуты гимназисты говорят слова благодарности, признательности и любви в адрес своих учителей, красной нитью через всю торжественную церемонию проходят слова «Только талантливый учитель может воспитать талантливого ученика». В такие минуты каждый педагог испытывает удовлетворение от своего труда, гордиться своими воспитанниками и, конечно же, несмотря ни на что, убежден, что «Учитель – звучит гордо»!

Анализ образовательной практики показывает, что результативность учебного заведения значительно повышается при условии создания в нем современной системы научно-методической работы. Результаты деятельности гимназии и результаты государственной аккредитации доказывают высокий уровень профессионализма педагогического коллектива, а следовательно и то, что  система научно-методической работы в гимназии вполне эффективна и отвечает современным требованиям.

Презентация «Организации научно-методической деятельности  педагогов  в учреждении образования нового типа»

Добавить комментарий