«Особенности перехода детей в среднее звено образовательного учреждения»

«Особенности перехода детей в среднее звено
образовательного учреждения»

Готовность младших школьников к обучению в среднем звене школы.

“Что вы ждёте от обучения в 5-м классе?”, “Кто и как вам поможет плыть по волнам новых знаний и достижений?” (попросить собственного ребенка ответить на эти вопросы).
1 сентября – день, когда 4 года назад вы привели своих малышей в 1-й класс. Какими они были робкими, несмышлеными. Как вы старались их подбодрить, помочь в первые трудные дни и недели в школе. Потом дети взрослели, переходили из класса в класс, привыкли к школе и втянулись в учебный процесс. Но не забывайте, что в течение школьной жизни будет ещё немало подводных камней. Один из таких трудных периодов – переход из начальной школы в среднее звено.

Прежде чем мы остановимся на основных компонентах готовности к переходу в среднее звено школы, обратим внимание на особенности младшего школьника, которые должны сформироваться к 10 годам.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Этот возраст оптимален для развития устойчивых познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. Развиваются навыки общения со сверстниками, что способствует установлению прочных дружеских контактов.
Это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее, что потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Трудности, возникающие при переходе младших школьников в среднее звено школы.
1.Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности определённых учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции и т.п. Однако этот уровень развития далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

2.Встреча с новыми учителями потребует умения контактировать и налаживать отношения с взрослыми.
3.“Разочарование” школьников в своей позиции ученика: отрицательное отношение к школе в целом, к обязательности её посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и особенно дома, конфликты с учителями, нарушение правил поведения в школе.
4.На эмоциональное самочувствие ребёнка в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителями. Формируется достаточно устойчивый статус ученика в системе деловых и личных взаимоотношений в классе, причём, как показывают многие исследования, в дальнейшем в большей степени имеет тенденцию сохраняться именно неблагополучный статус.
5.В этот переходный период возникает кризис самооценки: от 4-го к 5-му классу резко возрастает количество негативных самооценок, равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых. Появляется потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.
6.Неуспеваемость связана с недостаточным развитием психических процессов, с особенностями личности (характера, темперамента, эмоциональной устойчивости).
7.Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учёбы – всё это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может и негативно отразиться на характере самоуважения, стать препятствием к полноценному формированию личности.

Взрослые часто не замечают межличностных проблем детей-школьников. Об этом дети говорят сами (“Со мной не дружат”, “Я не нравлюсь…” и т.п.).

Пример. (Вы в роли ученика 5- го класса).
Не могу подобрать проверочных слов в упражнении на правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Комментарий Психолога. На психологическом языке эта проблема может звучать так: у ребёнка низкий уровень развития произвольности, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).

Родители. Испытываю трудность в решении задачи разными способами.

Психолог. Каковы же здесь возможные психологические причины трудностей? Низкий уровень развития общего интеллекта; несформированность умения ориентироваться на систему признаков; низкий уровень развития образного мышления.

Родители. Испытываю затруднения при пересказывании текста.

Психолог. Причинами этого можно назвать несформированность умения планировать свои действия; слабое развитие логического запоминания; низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации); низкий уровень речевого развития.

Родители. Не понимаю задания.

Психолог. Возможно, у вашего ребёнка слабая концентрация внимания или низкий уровень развития восприятия, произвольности.

Родители. Допускаю ошибки при сложении, умножении многозначных чисел.

Психолог. Такая проблема может возникнуть, если у школьника низкий уровень развития механической памяти, а также долговременной памяти; развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы; слабая концентрация внимания; низкий уровень развития произвольности; несформированность приёмов учебной деятельности.

Примечание. Такой практикум помогает родителям из школьной трудности ученика, которую он видит ежедневно, вычленить психологическую проблему.

По каким же показателям можно судить о том, насколько учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю? Можно выделить следующие составляющие понятия “готовность к обучению в средней школе”:

1.Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2.Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах).
3.Качественно иной, более “взрослый” тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Как же узнать, будут ли проблемы именно у вашего ребёнка, возникнут ли у него трудности? Некоторые игры для проверки.

Методика “Счёт”.
Инструкция: необходимо быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Эта работа продолжается 10 минут (для родителей – 2 минуты). За это время каждый ученик должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами. Первый способ: сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строку ставят предыдущее верхнее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут только число единиц.

Пример:

5 4 9 3 2 5
9 5 4 9 3 2 и т.д.

 

Второй способ:  сумму ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.

Пример:

5 9 4 3 7 0
9 4 3 7 0 7 и т.д.

В течение 1 минуты (родителям – по 30 секунд) должны действовать по первому способу, а потом, по сигналу, – по второму способу,

поставив вертикальную черту, а затем через минуту опять перейти к первому способу и т.д. (родители выполняют задание).

Кому-то это задание показалось трудным, кому-то смешным или, наоборот, утомительным. С помощью этой методики выявляется ряд сторон учебной деятельности и особенностей психического развития, прежде всего такой важный параметр, как “ориентировка на систему требований”. Несформированность этой способности к концу обучения в 4-м классе служит препятствием для успешной учёбы и в более старших классах. Успешное выполнение этого задания требовало от четвероклассников определённого уровня развития памяти, устойчивости, переключения, концентрации внимания, так как им нужно было не только “принять” инструкцию, т.е. правила, но и удержать их в уме в течение некоторого времени. Общая успешность результатов по методике “Счёт” связана также со степенью сформированности и чисто учебного умения – качества устного счёта.

“Найди ошибку (эта игра тренирует внимание, развивает орфографическую зоркость). Предлагается текст, в котором допущены ошибки на изученные правила.

“Логические задачи” (развивает логическое мышление, формирует способность к рассуждению). Предлагается за определённый отрезок времени решить как можно больше задач на логическое мышление.

Игра со счётными палочками (развивает практическое мышление, пространственное воображение). На столе восемь спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников. Как надо переместить четыре спички, чтобы получить:
1) один квадрат и четыре треугольника;
2) два квадрата и четыре треугольника;

Эти игры и упражнения можете найти в детских журналах, развивающей литературе и поиграть со своим ребёнком и его одноклассниками.

Рекомендации родителям:
1.Формировать познавательный интерес и положительную мотивацию учения через систему поощрений успехов, умений, знаний, достижений ребенка;

2.Внимательно относиться к школьной жизни ребёнка, ненавязчиво оказывать посильную помощь;

3.Помогать в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций с ровесниками и взрослыми.

4.Необходимо обратить внимание на развитие следующих мыслительных операций: обобщение, теоретический анализ, выявление существенных признаков предметов и явлений, установление логических отношений между понятиями.

5.Использовать специальные развивающие упражнения для коррекции устойчивости, концентрации и переключения внимания.

6.Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно-политического содержания, давать им пояснения, многократно повторять; при необходимости совместно с ребёнком обратиться за помощью к семейной библиотеке.

7.Использовать различную популярную развивающую литературу для занятий с детьми (детские утренники, семейные традиционные праздники, совместные занятия по выходным и т.п.); различные игры и упражнения можно взять у психолога.

8.Обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу.

9.Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

Добавить комментарий