Педагогическая мастерская “Режим дня школьника” 

Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме, связанной с соблюдением режима дня школьника. Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня. Показать важность и необходимость подчинения жизни ребенка строгому распорядку.

Ваш ребёнок — школьник. Это его детская «работа», и не менее, а может и более напряжённая, чем у взрослых. Правильный распорядок дня, учёт индивидуальных (физических и психических) особенностей ребёнка, следование режиму — вот залог его хорошего самочувствия и успеваемости. О том, как правильно составить режим дня для ребёнка — школьника, мы и поговорим.

Режим дня – это определённый ритм жизни, когда чередуются различные виды вашей деятельности: учёба; отдых; труд; питание; сон. Он помогает школьнику становиться волевым, дисциплинированным. Сейчас мы проанализируем некоторые режимные моменты.

Прежде, чем составить режим дня школьника, каждый родитель должен усвоить ряд правил:

1. Чётко и неотступно следовать заведённому распорядку дня (с поправкой на выходные, о которых поговорим чуть ниже).

2. Не менее 2–3 часов ребёнок должен проводить на воздухе, вне зависимости от погоды.

3. Не всё свободное время дома надо проводить за выполнением домашнего задания (более подробно расскажем об этом ниже).

4. Не более двух дополнительных занятийЖелательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями.

5. Выходные только для отдыха!

6. Ориентируйтесь только на индивидуальные особенности вашего ребёнка.Не заставляйте ребёнка делать что-то насильно. Отвлеките его игрой или другим делом, а потом вместе с ним продолжите. Скорее всего, с мамой или папой малыш уже сделает то задание, на которое раньше даже не хотел смотреть.

Вот и все правила. Их немного, но если их придерживаться, режим вашего ребёнка станет наиболее рациональным.

Из каких элементов должен складываться режим дня школьника?

Утренняя гигиеническая гимнастика. Начинать день следует с утренней гигиенической гимнастики. Она помогает ребенку быстрее включиться в работу, создать бодрое настроение. Удачно составленные комплексы упражнений хорошо сочетаются с эмоциональным бодрым музыкальным сопровождением, полезными гигиеническими советами. Зарядку следует делать в спортивной форме (трусы, майка и тапочки) при открытой форточке или на воздухе (во дворе) и заканчивать ее водной процедурой.

Выполнение домашнего задания.

Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 часов. Тратить много времени дома на уроки нецелесообразно, ребёнок устаёт, и занятия идут во вред. Для каждого возраста существует своё время,которое не должно превышать санитарно-гигиенические нормы:

– В 1 классе, начиная со второго полугодия, — не более одного часа.

– Во 2 классе — до полутора часов.

– В 3–4 классах — до двух часов.

Также необходимы и перерывы во время работы (как в школе — перемены),работать без отдыха ребёнок может недолго, от 8 до 15 минут, смотря, каким видом деятельности он занимается. Через 30–40 минут имеет смысл сделать большой перерыв — перекусить,поиграть, немного прогуляться; при этом желательно проветрить комнату.Только не стоит опять же смотреть телевизор или играть на компьютере —ведь должны отдохнуть глаза, поработать другие группы мышц.

Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают,спорят, включено радио. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят идезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребёнка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы,он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами.

С каких предметов начинать выполнять домашнее задание, надо определить индивидуально. Начинать лучше всего с чтенияоно «включает» ребёнка в работу. Потом стоит выполнить задание по письму, далее — математика,«на закуску» оставьте самые лёгкие предметы. Однако если ребёнок хочет изменить порядок выполнения — дайте ему свободу, пусть он сам решит, что он будет делать сначала.

Питание. Рационально сбалансированное питание, когда затраты организма вполне восполняются энергией, получаемой от пищи, оказывает большое влияние на растущий организм ребенка. Голодный ребенок не только плохо слушает, но и плохо понимает объяснение учителя, без нужды отвлекается, теряет интерес к учению, скорее устает.

Большое значение имеет режим питания, его регулярность. Лучше всего принимать пищу 4 раза в день в одно и то же время, через каждые 3—4 ч. Ни в коем случае не следует отпускать детей утром в школу без завтрака. Это понижает рабочий тонус школьника и сопротивляемость организма к заболеваниям. В школе (на большой перемене) ребенок должен обязательно получать второй небольшой (горячий)  завтрак.

Основная  еда  в течение дня — обед, который  составляет 40—45%  общего дневного рациона. Обедать школьнику нужно днем, после прихода из школы. Ужинать лучше всего в 7—8 ч вечера, не менее чем за  1,5—2 ч до сна. Завтрак должен быть плотный  (30%  дневного рациона), а ужин — легкий. Обильный ужин перегружает желудок и мешает нормальному сну. На  ужин  следует избегать  большого    количества    легко усвояемых  углеводов   (сладкого), так  как они возбуждают нервную систему и ребенок плохо засыпает. Молоко, простокваша, кефир, творог, небольшое количество хлеба, несладких сухариков или хрустящего хлеба — лучшая диета для детей перед сном.

Следует приучать ребенка есть за чистым столом, не спеша, хорошо пережевывая пищу. Есть надо обязательно чистыми руками, и у ребенка с ранних лет должна быть воспитана привычка мыть руки перед едой. Нельзя детям разрешать читать во время еды, громко разговаривать и смеяться. Если приучить детей ежедневно есть в определенное время, то они не будут жаловаться на отсутствие аппетита.

Сон. Глубокий и полноценный сон — абсолютно необходимая функция человеческого организма. Во время сна нервные клетки восстанавливают все те компоненты, которые они расходуют во время бодрствования. При бодрствовании в клетках преобладает процесс распада клеток и тканей, во время сна, наоборот, — процессы восстановления. Достаточная продолжительность сна обеспечивает нормальную деятельность днем не только мозга, но и всего организма в целом. Невыспавшийся ребенок невнимателен, плохо слушает учителя, рассеян, раздражителен. Продолжительное недосыпание может привести к нервным заболеваниям (неврозам), малокровию и т. п. Продолжительность нормального сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 9—11 ч.

Ребенок должен иметь отдельную, удобную и чистую, не слишком мягкую постель. Комнату, где спит ребенок, надо чаще проветривать. Необходимо создать в комнате спокойную, тихую обстановку, зашторить окна, выключить яркий свет, радио и т. п.

После ужина (перед сном) нельзя разрешать детям веселые развлечения, шумные игры, надо ограничить просмотр телевизионных передач. Следует приучать детей к элементарным гигиеническим навыкам перед сном: умываться, чистить зубы, мыть ноги и т. п.

Примерный режим дня младшего школьника:

  • Подъем: 7.00.
  • Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30. Утренний завтрак: 7.30-7.50.
  • Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50- 8.20. Занятия в школе: 8.30-12.30.
  • Горячий завтрак в школе около: 11 ч.
  • Дорога из школы или прогулка после занятий в школе: 12.30-13.00.
  • Обед: 13.00-13.30.
  • Послеобеденный отдых или сон: 13.30-14.30
  • Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе: 14.30-16.00.
  • Полдник: 16.00-16.15.
  • Приготовление домашних заданий: 16.15-17.30.
  • Прогулки на свежем воздухе: 17.30-19.00.
  • Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.): 19.00-20.00.
  • Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия – чистка одежды; обуви, умывание): 20.00-20.30.
  • Сон: 21.00-7.00.

Добавить комментарий