ПАМЯТКА
Подготовка к диагностическому обследованию учащихся ПМПК
(психолого-медико-педагогической комиссией)
Диагностика – выявление индивидуальных особенностей ребёнка, его способностей, интереса и проблем, уровня интеллектуальных и речевых возможностей.
Задания, которые предлагаются учащимся в период обследования помогают получить информацию о сформированности у ребят учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей и др.
Педагогическое обследование предполагает:
-выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
-определение уровня сформированности учебных навыков;
-определение уровня развития познавательной деятельности.
Задания, которые предлагаются учащимся в период обследования
- I. Исследование фонематического восприятия, состояния фонематического анализа и синтеза (1 класс):
-Определение первого звука в словах: «Какой первый звук в слове?»
-Определение последнего звука в словах.
-Определение последовательности звуков в словах: «Какие звуки в словах?»
-Определение количества звуков в словах: «Сколько звуков в слове?»
-Назови общий звук в словах (дом – окно) и др.
2 класс:
-Выдели гласные звуки из названий картинок.
-Выдели предпоследний звук из названий картинок.
3 класс:
-Выдели 3 звук из названий картинок.
-Назови звуки, стоящие между И – У.
-Выдели все мягкие согласные звуки из названий картинок, если они есть.
-Выдели звук, встречающийся в названии картинок несколько раз
4 класс:
–Выдели 4-й звук из названий картинок.
- II. Исследование лексики и грамматического строя речи.
- Образование названий детёнышей животных, игра «Кто у кого?»
У курицы – цыплята, у утки – утята
у гуся – … у кошки –
у собаки -… у козы –
у овцы – … у коровы –
у лошади -… у лисы –
у зайца –… у белки –
у ежа –… у волка –
у медведя –…
у моржа – … 1 кл.
у слона – … у свиньи – 2 кл.
у льва – … у аиста – 3 кл.
- Образование прилагательных от существительных: притяжательных,
игра «Чей? Чья? Чьё?»
Сумка мамы – мамина
Кофта бабушки – бабушкина
Газета папы –…
Нора лисы – …
Хвост зайца –…
Лапа медведя –…
Шерсть волка – …
Напиток из кофе – …
Голова рыбы –…, осла – …, петуха – …, лошади – … (1 кл.)
Хвост волка -…, зайца –…, лисы – …, тигра – … ( 2 кл.)
Лапа гуся – …, льва – …, медведя – …, лягушки – (3 кл.)
- Образование относительных прилагательных от существительных:
игра «Из чего сделано?»
Из дерева – деревянный (стол)
из бумаги – бумажный (кораблик)
из соломы (крыша) – …, из меха (шуба) –…,
из пуха (подушка) –…, из кирпича (дом) –…,
из резины (сапоги) –…, из металла (кружка) –…,
из снега (крепость)–…, из брусники (варенье) –…,
из черники (напиток) – …, из шерсти (платок) –…,
из железа (ведро) -…, из стекла (бутылка) -…, (1 кл.)
из вишни (варенье) -…;
изо льда (сосулька) -…, из дуба (бочка) -…, (2 кл.)
из картона (коробка) -…;
из шёлка (блуза) -…, из кожи (туфли) -…; ( 3 кл.)
из бумаги (корова) -…, из чугуна (батарея) -…,
из камня (мост) – … .
III. Исследование состояния связной речи.
Предлагается рассказ по серии сюжетных картин, пересказ текста.
- IV. Исследование языкового анализа и синтеза
- Анализ состава предложения.
-Определение количества, последовательности и места слов в предложении.
- Слоговой анализ и синтез.
-Определение количества слогов в слове.
- Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений)
Задания:
-Назвать слова, в которых есть звук Ш.
-Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.
-Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.