ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Родители часто жалуются на нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Анализ ситуации выводит на нарушение психологических норм взаимодействия с компьютером, в частности, нарушение временного режима пребывания за компьютером.

Попробуйте получить  информацию о степени компьютерной зависимости с помощью простейшего теста: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи. Для ориентировки в степени “застревания” ребенка необходимо пройти несколько уровней обращения:

1-й уровень – просьба формулируется просто, например: “Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло”. Способ реагирования:

А. Ребенок  легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься и забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от  компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со  второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.

В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит Вас, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2 – 3-й степени.

2-й уровень –  в случае, если ребенок вел себя по схеме Б  или В, необходимо через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: “Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне”. Если реакция на просьбу будет аналогичной предыдущей, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ  НЕОГРАНИЧЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

 

  1. Вместо живого общения, в процессе которого человеком примеряются различные роли,  вырабатывается модель поведения,  общение с компьютером учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение. Личность ребенка при этом не развивается. Существует лишь иллюзия общения.
  2. Человек в Интернете просматривает, например, электронные энциклопедии, именно просматривает, а не изучает – так формируется поверхностное отношение к познавательной информации. Эта деятельность не требует усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет.
  3. Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в компьютерные игры, сайты, Интернет, ребенок не учится никаким другим способам решения проблем – так формируется эмоциональная зависимость от компьютера и инфантильный стиль отношения к жизни.
  4. Долгое пребывание за компьютером – это гарантированные проблемы со зрением. Глаза страдают от нечеткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в одну точку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность и со временем отказываются работать с прежним успехом. Если ребенок в возрасте 14 – 15 лет ежедневно проводит у компьютера около двух часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована. Изначально человеческий глаз привык воспринимать преломленный свет: читая с листа, мы видим отраженные буквы. Однако работая за монитором, мы смотрим на сам источник света, а не на его отражение. К тому же изображение на дисплее дрожащее и мелькающее, что создает дополнительную нагрузку на органы зрения. Долгое нахождение у экрана сильно напрягает глаза, так как они расслабляются только тогда, когда мы смотрим вдаль. Нужно не забывать об этом и делать перерывы в работе, а также выполнять специальную гимнастику для глаз.
  5. При длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают позвоночник, мышцы шеи, плечевого пояса, спины.
  6. Нагрузка приходится также на ноги: сидячая работа ведет к застою крови. Поэтому также нужно обязательно выполнять упражнения для ног – ходьбу на месте, приседания и т.п.

Уважаемые родители! Помните о том, что чрезмерное увлечение компьютером может нанести серьезный вред здоровью Вашего ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.

Добавить комментарий