Родители часто жалуются на нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Анализ ситуации выводит на нарушение психологических норм взаимодействия с компьютером, в частности, нарушение временного режима пребывания за компьютером.
Попробуйте получить информацию о степени компьютерной зависимости с помощью простейшего теста: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи. Для ориентировки в степени “застревания” ребенка необходимо пройти несколько уровней обращения:
1-й уровень – просьба формулируется просто, например: “Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло”. Способ реагирования:
А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься и забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.
Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.
В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит Вас, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2 – 3-й степени.
2-й уровень – в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: “Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне”. Если реакция на просьбу будет аналогичной предыдущей, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕОГРАНИЧЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
- Вместо живого общения, в процессе которого человеком примеряются различные роли, вырабатывается модель поведения, общение с компьютером учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение. Личность ребенка при этом не развивается. Существует лишь иллюзия общения.
- Человек в Интернете просматривает, например, электронные энциклопедии, именно просматривает, а не изучает – так формируется поверхностное отношение к познавательной информации. Эта деятельность не требует усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет.
- Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в компьютерные игры, сайты, Интернет, ребенок не учится никаким другим способам решения проблем – так формируется эмоциональная зависимость от компьютера и инфантильный стиль отношения к жизни.
- Долгое пребывание за компьютером – это гарантированные проблемы со зрением. Глаза страдают от нечеткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в одну точку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность и со временем отказываются работать с прежним успехом. Если ребенок в возрасте 14 – 15 лет ежедневно проводит у компьютера около двух часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована. Изначально человеческий глаз привык воспринимать преломленный свет: читая с листа, мы видим отраженные буквы. Однако работая за монитором, мы смотрим на сам источник света, а не на его отражение. К тому же изображение на дисплее дрожащее и мелькающее, что создает дополнительную нагрузку на органы зрения. Долгое нахождение у экрана сильно напрягает глаза, так как они расслабляются только тогда, когда мы смотрим вдаль. Нужно не забывать об этом и делать перерывы в работе, а также выполнять специальную гимнастику для глаз.
- При длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают позвоночник, мышцы шеи, плечевого пояса, спины.
- Нагрузка приходится также на ноги: сидячая работа ведет к застою крови. Поэтому также нужно обязательно выполнять упражнения для ног – ходьбу на месте, приседания и т.п.
Уважаемые родители! Помните о том, что чрезмерное увлечение компьютером может нанести серьезный вред здоровью Вашего ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.