Развитие духовно-нравственных основ образования: взаимодействие церкви, семьи и школы

Триединство истины, добра и красоты – школа, семья, церковь

Испокон веков человек жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению, ищет совета и наставления на жизненном пути. Особенно теперь, когда в мире столько злобы и насилия. Жизнь подтверждает народную мудрость, что сбиться с пути легче, чем на него попасть. Важными на жизненном пути являются знания, полученные в школе, но без духовной поддержки люди часто сбиваются с правильного пути. Надо помочь детям, поглощающим всю информацию из средств массовой информации и повально увлекающимися компьютерными играми, неспособными определить, где хорошее, а где плохое.

Взрослые обязаны помочь детям найти истинный путь к добру. Главной задачей должно быть создание высоконравственной личности, крепкой семьи и сильного государства, опираясь на духовные ценности. Самое важное в человеке – это его поступки. А совершать хорошие поступки можно при помощи важного ориентира – вере в Бога. Именно Бог помогает воспитывать высокие моральные и нравственные качества в человеке.

Образование – от греч. – образ. Это то, к чему нужно стремиться. Образовываться – это значит стремиться совершать хорошие поступки в знаниях, в добродетелях, быть похожими на образ, характер Христа.

Задача школы – вложить и научить пользоваться знаниями, но только имея духовное основание. Этого достичь можно взаимодействуя при помощи школы, семьи, церкви. Школа воспитывает и даёт образование. Семья должна воплощать ум, мудрость, добродетель, ответственность и порядочность, заботиться, поддерживать и помогать друг другу, давать ребёнку духовно-нравственное воспитание, знания, житейский опыт, жить в любви и согласии. Церковь учит жить по-христиански. Необходимо, чтобы сами взрослые стали высоконравственными людьми, чтобы воспитывать других. А чтобы стремиться к нравственному совершенству, необходимо знать Библию. Ведь слова нравственность (русск.), мораль (лат.) и этика (греч.) имеют этот первоисточник. Есть нормы поведения, которыми нужно руководствоваться, чтобы жить в мире и согласии со всеми людьми (Исх. 24, 12; Евангелие).

Человек, сердце которого наполнено неугасаемой любовью к Богу, по-другому смотрит на себя, на людей. Для него духовные ориентиры более важны, чем материальные. Ему общественные интересы всегда будут дороже, чем некоторые временные иностранные материальные блага или ценности.

Сама по себе духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык. Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: философии, морали, искусстве, религии.

Истинная духовность есть «триединство истины, добра и красоты». Школа, семья, церковь. Пока в такой последовательности будут стоять упомянутые существительные, в области духовно-нравственного воспитания можно будет правильно взаимодействовать. Ориентиром в деле упомянутого воспитания всегда являлась церковь. Меняются нравственные ориентиры и устои в обществе, разваливаются семьи и хромает школьное образование, а церковь в меняющемся мире сохраняет свою нравственную основу.

Церковь – это многовековой институт духовного воспитания и образования. Независимо от устоев общества церковь, построенная на фундаменте нравственного закона, будет тверда и непоколебима в своих убеждениях в деле воспитания человека.

Церковь в переводе с греческого языка означает собрание верующих. Церковь существует для того, чтобы получать от Бога благодатный дар любви и делиться с ближними. Есть ещё вариант, жить по совести. Но среди нас немало людей «сожжённых в совести своей» (1 Тим 4.2), людей безнравственных. Есть таковые и в церкви. И каким должен быть тщательный отбор для желающих преподавать что-либо детям, дабы не навредить! Поэтому в идеале учителя должны быть духовными, нравственными и образованными.

Семья – по словам Иоанна Златоуста – это малая Церковь. Семья – это любящие друг друга муж и жена. Прекрасно если в таких семьях есть желание воспитывать детей. Но очень часто случается так, что нет, не только желания воспитывать детей, но иметь их в принципе, это ещё не считая печальную статистику разводов. Семьи теперь не блещут крепостью и нравственностью. Процветают всевозможные пороки. В итоге страдают дети. А мир ребёнка должен стать тем общим полем, на котором встретятся потоки православной духовной культуры и культуры светской. Попытки навести мостики между ними предпринимаются нередко.

Чтобы достичь цели – воспитание у человека нравственности, школа, семья и церковь должны работать в одной связке. Необходимо воспитывать ребёнка, начиная с раннего возраста.

Сегодня много говорят о православных обрядах. Слишком мало – о христианской мысли. А ведь над Откровением надо думать. И, входя в храм, надлежит снимать шляпу, а отнюдь не голову. И если удастся привить детям хотя бы начальные навыки христианской мысли и научить их проникать глубже поверхности текста, значит, уроки Православной культуры по знакомству с христианством смогут принести пользу даже неверующим ученикам, учить всех детей нравственности.

Предлагаем преподавать раз в неделю уроки православной культуры, открывая перед учениками всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей по примерной тематике:

  1. «Воспитание милосердия, добра и любви».
  2. «Как нужно относиться к людям?».
  3. Что такое внешняя и внутренняя красота в человеке?»
  4. «Десять заповедей».
  5. «Побеждай зло добром».
  6. Как быть правдивым и честным?»
  7. Сострадательность».
  8. «Уважение к родителям».
  9. «Верность добру».
  10. «Духовная культура в воспитании школьников».

Время не ждёт, давайте начинать хотя бы с малого!

Кривальцевич Е.А., классный руководитель 1 «Б» класса

ГУО «Гимназия г.Пружаны»

Добавить комментарий