Рекомендации по планированию и организации работы учебного кабинета

Рекомендации по планированию и организации работы учебного кабинета

 

Школьный кабинет – это специальное помещение с рационально-размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Оборудование кабинета можно рассматривать как часть учебно-воспитательной работы в школе, к которой может и должен быть привлечен широкий круг инициативных учеников. Они могут помочь в изготовлении наглядных пособий, таблиц, схем и плакатов, в оформлении сменных и постоянных стендов, в выпуске газет, в создании картотек и т.д. Работа по оборудованию кабинета, а также занятия в нем развивают у школьников интерес к предмету, творческие способности.

 

Требования к учебному кабинету:

 

  1. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.
  2. Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.
  3. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
  4.  Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).
  5. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
  6. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательным программам.
  7.  Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).
  8. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.
  9. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).
  10. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.
  11. Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).
  12. Наличие экрана результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.
  13. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультаций и др.

 

В учебном кабинете выделяют

 три основных части оборудования:

 

1. Учебное оборудование.

2. Мебель и приспособления.

3. Специальные средства для научной организации учебного процесса и управления им.

Учебное оборудование:

  1. учебно-наглядные пособия, учебные приборы (демонстрационные; лабораторные);
  2.  учебно-наглядные изобразительные пособия (модели строения атомов, веществ; макеты;
    1. наглядные печатные пособия (таблицы по темам;дидактический материал; портреты ученых, писателей и др.);

4. Аудиовизуальные средства обучения (диапозитивы; диа-, кино-,  видеофильмы и т.п.

5. Общее лабораторное оборудование (лабораторная химическая, физическая, биологическая посуда;  наборы химических реактивов, биологических и физических материалов; лабораторные принадлежности и инструменты).

Специализированная мебель и приспособления кабинета:

1. Рабочее место учителя:

  • демонстрационный стол;
  • классная и магнитная доски;
  • экран.

2. Рабочее место ученика: парта, лабораторный стол.

3. Вытяжной шкаф.

4. Шкафы секционные многоцелевые.

5. Сейф лабораторный.

Специальные средства для научной организации учебного процесса и управления им:

1. Картотеки:

а) контрольных заданий;

б) подготовки учебного оборудования к уроку;

в) учета учебного оборудования;

г) индивидуальных заданий и др.

2. Научно-методическая литература для подготовки учителя к урокам.

 

Необходимая документация учебного кабинета:

  1. Паспорт учебного кабинета.
  2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
  3. Журнал или картотека наглядных пособий, раздаточного материала.
  4. Правила техники безопасности работы в учебном кабинете.
  5. Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, а также инструктаж лаборанта.
  6. Правила поведения учащихся в учебном кабинете.
  7. График работы учебного кабинета.
  8. Акт приёмки  учебного кабинета администрацией школы.
  9. План работы кабинета на учебный год.
  10. Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).

 

Вся документация кабинета химии ведется учителем (зав.кабинетом) регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена в папках с соответствующими названиями, например:

 

  1. Кабинет ———-.
  2. Охрана труда.
  3. Нормативные документы.
  4. Планирование учебной работы.
  5. Работа по самообразованию учителя.
  6.  Современные образовательные технологии.
  7. Методические рекомендации.
  8. Нетрадиционные формы занятий по ——.
  9. Неделя ——– в школе.
  10. Внеклассная работа по ———.
  11. Работа с одаренными детьми.
  12. Новости науки.
  13. Проблемы современной ———(биологии, экологии, географии, белорусского языка и.т.д.).
  14. Библиография.

и др. по усмотрению учителя.

 

Папка «Кабинет _________»

ü   Диагностическая карта учебного кабинета №___

Школа №            _____________________________________________

Тип школы         _____________________________________________

Зав. кабинетом: _____________________________________________

(Ф.И.О., квалификационная категория, стаж работы)

Наличие:

  1. Паспорт кабинета _______________________________________________
  2. Правила поведения учащихся в кабинете ______________________
  3. Правила техники безопасности ____________________________________
  4. График работы кабинета (уроки по расписанию, расписание внеклассных занятий) _______________________________________________________
  5. План работы кабинета на учебный год ______________________________
  6. Перспективный план работы кабинета ______________________________
  7. Административный контроль за деятельностью кабинета, контроль за выполнением требований к кабинету со стороны МО (школьного и районного) _____________________________________________________

 

 

Оформление кабинета:

1. Государственная символика _______________________________________

2. Материалы образовательного стандарта (нормативные документы, информационно-методические письма МО РБ, программы, календарно-тематическое планирование, информация по ЦТ и т.д.) __________________

3. Рекомендации для учащихся  (информационные стенды) ______________

4. Работы учащихся (рефераты, творческие работы, выставки и т.д.) _______

5. Действенность кабинета и его оформление: содержание, качество, сменяемость ______________________________________________________

6. Эстетичность оформления ________________________________________

 

Обеспечение деятельности кабинета:

1. Санитарно-гигиеническое состояние ________________________________

2. Сохранность школьной мебели ____________________________________

3. Наличие современных учебно-методических комплектов, дидактических материалов ______________________________________________________

4. Наличие дидактических пособий для учителя, предметных газет и журналов ________________________________________________________

5. Наличие раздаточного материала, его систематизация и хранение ______

6. Наличие дополнительной литературы по предмету ____________________

7. Обеспечение кабинета ТСО _______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü   Паспортизация   кабинета.

Для своевременной оценки работы заведующего кабинетом и качества функционирования кабинета проводится его паспортизация.

Цель паспортизации учебного кабинета:

проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

 

ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА № ________

 

  1. Фамилия,      имя, отчество заведующего кабинетом _____________________________
  2. Фамилия,      имя, отчество лаборанта _________________________________________
  3. Класс,      ответственный за кабинет __________________________________________
  4. Ф.И.О.      учителей, работающих в кабинете ___________________________________

 

Урок

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1.

           
           

2.

           
           

 

5 Параллели, для которых оборудован кабинет _________________________________

6 Площадь кабинета _______________________________________________________

7 Число посадочных мест ___________________________________________________

 

ü   Акт готовности кабинета к учебному году.

 

Протокол

решения методического совета школы о готовности учебного

кабинета к обеспечению условий реализации образовательной

программы на ______/_______ учебный год

 

Кабинет №_____________________

Зав. кабинетом________________________________________________________________

Замечания методического совета:________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Решение методического совета: _________________________________________________

Дата __________________________

 

Оценка состояния кабинета

 

Учебный год

Оценка состояния кабинета

август

январь

 

       
       

 

 

Оценка деятельности кабинета №___за_____/_____учебный год

 

1. Самоанализ работы зав. кабинетом, самооценка:__________________________________

_____________________________________________________________________________

 

2. Оценка учащихся (по результатам анкетирования):   ______________________________

_____________________________________________________________________________

 

3. Оценка методического объединения учителей:___________________________________

4. Оценка методического совета: ________________________________________________

5.  Выводы и предложения по дальнейшей работе кабинета:__________________________

 

 

6. Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете химии, физики, биологии.

 

 

ü   План работы кабинета на год (блоки):

План составляется учителем-предметником, отвечающим за кабинет соответственно его профилю и функциональному назначению.

1блок: анализ работы кабинета в прошлом учебном году.

2 блок: задачи на новый учебный год, в которых отражается тематическое планирование, обновление дидактического материала, составление опорных конспектов, диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, таблиц, учебно-методического материала по профилю кабинета соответственно стандарта образования и образовательной программы школы; сохранение материально-технической базы кабинета.

3 блок: методическая работа.

4 блок: работа с учащимися.

 

ü   Перспективный план работы кабинета на три года.

 

№ п/п

Что   планируется

Сроки

Ответственный

Результат/

         
         

 

ü   Инвентарная ведомость.

 

ОПИСЬ

имущества и документации кабинета № _____

 

№ п/п

Наименование   имущества

Количество

1.

Учительский стол  

2.

Учительский стул  

4.

Парты двуместные  

5.

Стулья ученические  

6.

Шкафы  

7.

Доска  

8.

Доска магнитная  

9.

Ящик для хранения печатных   пособий  

10.

Тумбочка  

11.

Карнизы  

12.

Шторы  

13.

Подставка для цветов  

14.

Трибуна (в кабинетах гуманитарного   цикла)  

15.

Стенды  

16.

Зеркало  

17.

Декоративные цветы  

18.

Термометр  

19.

Указка  

20.

Часы  

21.

Подставка для книг  

22.

Экран  

23.

   

 

Инвентарная ведомость на технические средства

обучения учебного кабинета № _____

 

№ п/п

Наименование   ТСО

Марка

Год приобретения

Инвентарный   № по школе

1.

Телевизор      

2.

Видеомагнитофон      

3.

Видеоплеер      

4.

Магнитофон      

5.

Проигрыватель      

6.

Музыкальный центр      

7.

Фильмоскоп      

8.

Эпидиаскоп      

9.

Эпипроектор      

10.

Диапроектор      

11.

Эпископ      

12.

Графопроектор      

13.

Компьютер      

14.

       

ü   Должностная инструкция заведующего кабинетом.

ü   Обязанности лаборанта кабинета химии, физики, биологии.

 

Папка «Охрана труда»

В ней должны содержаться следующие документы:

  1. Инструкция по охране труда  для кабинетов (лабораторий) химии, физики, биологии.
  2. Инструкция по охране труда  для учащихся в кабинете (лаборатории) химии, биологии, физике, разработанная на основе инструкции из правил по ОТ.
  3. Указания о проведении обучения и инструктажа по охране труда.
  4. Оказание первой медицинской помощи.
  5. Перечень средств и медикаментов для аптечки данных кабинетов.
  6. Примерный план пожаротушения в данных кабинетах.
  7. Сведения об особых свойствах и группах хранения веществ из Типового перечня для учебных заведений.

 

В классе должен быть оформлен уголок по технике безопасности, где размещаются:

  • Ø правила поведения в кабинете химии, биологии, физике,
  • Ø инструкции по ТБ,
  • Ø памятка по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях,
  • Ø примерный план пожаротушения.

 

Папка «Нормативные документы»

 

При организации учебно-воспитательного процесса в любом учебном году необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:

  • Ø Инструктивно – методические письма
  • Ø Стандарты
  • Ø Концепции
  • Ø Нормы оценки
  • Ø Инструкция о порядке формирования культуры устной и письменной речи в УО
  • Ø СанПиН
  • Ø Рекомендации по организации методической работы по данному предмету
  • Ø Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего

образования.

  • Календарно-тематическое планирование.
  • Ø Рабочие планы (могут быть отдельно).
  • Ø Планы работы факультативов, кружков, курсов по выбору (обязательно      название, класс, тематика, даты проведения занятий).

 

 

Папка «Современные образовательные технологии»

Может содержать краткую характеристику наиболее распространенных технологий учебно-воспитательного процесса, теоретический материал по используемым учителем новым педагогическим технологиям, разработки уроков с использованием современных технологий образовательного процесса.

 

Папка «Портфолио»     

 

Папка «Работа с одаренными детьми»

Содержит задания внутришкольных, районных, областных олимпиад, отчеты об их проведении, материалы для подготовки  к олимпиадам и т.п.

 

Папка «Измерители образовательного стандарта»

По сути это классификатор материалов для проверки знаний, умений и навыков учащихся, который можно оформить в виде таблиц. Например:

№ п/п

Класс

Тема

Количество

Аналогично: тесты, практические работы, лабораторные опыты, карточки для самостоятельной работы и т.п. Следует оказать, где находятся те или иные работы (в какой тематической папке или отдельно, на какой полке, в каком шкафу).

В кабинете обязательно должна быть картотека имеющейся литературы. Её можно оформить следующим образом.

Картотека учебно-методической и справочной литературы

  1. Учебники и учебные пособия.

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год издания

Количество экземпляров

  1. Справочники, сборники задач.
  2. Методические пособия.
  3. Дополнительная литература по предмету.
  4. Журналы и газеты.

Литература должна храниться в кабинете согласно данной картотеке в определенном порядке, чтобы можно было легко ее найти и удобно ею воспользоваться.

Можно предложить следующие разделы:

  1. Учебники.
  2. Сборники задач и упражнений.
  3. Сборники тестов.
  4. Методика преподавания _______.
  5. Занимательная __________.

и т.д.

 

Дидактический материал

Наглядные пособия способствуют успешному усвоению школьниками учебного материала, значительно расширяют информационное поле изучаемых тем, облегчают понимание и дают возможность достигнуть лучших результатов в процессе работы. Наглядные пособия могут быть постоянными, а также использоваться для временного, краткосрочного показа.

Их также необходимо классифицировать:

№ п/п

Класс

Раздел, тема

Название схемы, таблицы, карточки

Количество экземпляров

         

Видеоматериалы

Во многих школах есть возможность использовать ТСО.

  1. Видеокассеты.
  2. Диафильмы.
  3. Диапозитивы.
  4. Медиатека

№ п/п

Класс

Раздел, тема урока

Название программы, ее фрагмент

       

 

Папка «Нетрадиционные формы занятий» и «Внеклассная работа»

В них можно накапливать материал к проведению уроков и внеклассных мероприятий, как разработанный самим учителем, так и взятый из литературы.

Очень удобно иметь тематические папки с планами-конспектами уроков, карточками для работы на уроке, инструктивными карточками для проведения лабораторных и демонстрационных опытов и т.п. В этих же папках можно постепенно составлять список дополнительной литературы по данной теме, статей из периодической печати, методических журналов и пособий, собирать разработки конкурсных уроков коллег.

Все папки должны иметь оглавление с перечнем имеющихся там материалов для удобства поиска и пользования.

 

 

Добавить комментарий