Семья и ее функции

Взаимоотношения взрослых в семье – пример  для подражания?

Консультация для родителей

Семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья- социальная ячейка общества.

Социальные функции семьи:

  • репродуктивная (биологическое продолжение рода);
  • воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе);
  • хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи);
  • духовно-эмоциональная (развитие, личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе);
  • досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов);
  • сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей).

Цель нашей встречи – обсудить подробно воспитательную функцию семьи и вопрос взаимоотношений в семье, поскольку основой психологического благополучия детей являются гармонично выстроенные отношения между членами семьи. При частых разладах и конфликтах родителей дети страдают не меньше взрослых.

Немаловажным фактором в построении отношений родителей и детей является сценарий воспитания. Модель поведения родителя одного с ним пола усваивается ребенком с раннего детства, подсознательно дублируется. И в дальнейшем, создавая собственную семью, человек обязательно реализует эту модель в своих отношениях.

При этом зачастую ребенок переносит не только модель поведения, но и стиль воспитания уже своих детей. Такова психология, это происходит неосознанно.

Независимо от сценария семьи, модель поведения каждого родителя по отдельности ребенком воспринимается и откладывается на уровне подсознания, как единственно возможная, естественная, приемлемая. Так происходит даже в том случае, если эта модель далека от идеала. Вот почему у взрослых людей при создании собственной семьи возникает повторение поведения родителя своего пола, даже в том случае, если это поведение было аморальным. Да, человек осознает, что так себя вести неприемлемо, но как по-другому, он просто не знает. Его никто не научил тому, что можно вполне успешно выходить из конфликтных ситуаций, тому, что значит быть хорошим супругом и родителем. Он учился на примере родителей. Модели поведения в других семьях могут отличаться, но они не являются для человека значимыми.

Например, будучи маленькой, девочка хотела во взрослом возрасте не быть похожей на свою мать, вести себя совершенно по-другому. Так происходит, если мамина модель поведения не является достойным примером подражания. Но во взрослом возрасте девочка обязательно найдет себе спутника жизни, во многом похожего на ее отца. Вначале она будет сопротивляться самой себе. Но постепенно начнет вести себя так, как когда-то вела себя ее мама. Девочка попросту не знает другого сценария отношений и неосознанно переносит известный ей стиль взаимоотношений в собственную семью. Вариант сценария родительской семьи для ребенка является приоритетным. Он откладывается на уровне подсознания, как единственный верный способ поведения, общения.

Поведение родителей напрямую влияет на жизнь ребенка. Родителям очень важно осознавать, насколько уместны предъявленные претензии, наказания или поощрения.

В психологии выделяют несколько стилей воспитания:

*Авторитаризм

При авторитарном стиле все желания родителей являются законом, они должны исполняться беспрекословно. Родители требуют подчинения, но даже не пытаются объяснить причину своего поведения. В итоге ребенок растет замкнутым, контакт с родителями отсутствует, ребенок не уверен в себе, закомплексован. Далеко не каждый пытается отстоять свои интересы, решаясь на прямой конфликт.

Что можно порекомендовать? Для начала нужно осознать, что подобный стиль не является правильным, попытаться уменьшить давление. Пусть ребенок научится проявлять себя. Нужно уважать его интересы, желания и увлечения. Важно работать над собой во избежание проблем в будущем, когда вырастает закомплексованный и трусливый человек, который все время будет ждать, что кто-то примет решение за него.

*Демократия

Подобный подход в психологии считается самым оптимальным. При этом происходит приучение к дисциплине, поощряется самостоятельность. Дети сами учатся выполнять посильные им обязанности, а их права никоим образом не ущемляются взрослыми. Отношение к ребенку уважительное, с его мнением считаются. Также отсутствует гиперопека, объясняются причины наказания.

Еще одна отличительная особенность такого стиля – это умеренность. Отсутствует агрессивность. У ребенка появляются задатки лидера, он учится не поддаваться манипуляциям со стороны других людей. У ребенка развивается коммуникабельность, уверенность в себе, самостоятельность.

Что можно порекомендовать родителям? Создавайте в семье дружескую атмосферу, чтобы в дальнейшем дети могли доверять вам, рассчитывать на поддержку, не боясь осуждения или наказания. Но при этом важна мера, ребенок не должен чувствовать вседозволенность.

*Либерализм

Такой стиль иногда называют попустительским. Ребенку все дозволено, какие-либо запреты или ограничения отсутствуют. Ребенок вырастает избалованным, считает, что ему все должны, не считается с мнением окружающих. А при любом запрете требует желаемого всеми доступными ему методами, вплоть до агрессии и рукоприкладства по отношению к родителям.

Что можно посоветовать? Нельзя предоставлять ребенка самому себе. Иначе в дальнейшем в его жизни непременно появится плохая компания, где он попадет под влияние более авторитетных сверстников. Не потакать истерикам и капризам. Важно ввести правила, ограничения, обязанности для детей, не допускать отсутствия контроля.

Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать – для воспитания полноценной и самодостаточной личности, важно уметь сочетать контроль и демократичность в воспитании, принимать своего ребенка таким, какой он есть, уважать его интересы и увлечения. И в будущем ребенок перенесет такие взаимоотношения в свою собственную семью.

Процесс построения доверительных отношений в семье не всегда прост. И начинать необходимо с себя, важно уметь признавать свои ошибки.

  1. Нельзя выплескивать собственные отрицательные эмоции на окружающих. Агрессия передается ребенку, он берет пример с неуравновешенного родителя.
  2. Нельзя принуждать ребенка заниматься тем, чем он не хочет. Важно поощрять его таланты, стремления, даже если вам они не по душе. Хвалите за мелкие и крупные достижения. Поддерживайте при неудачах.
  3. Не стоит стесняться в проявлениях своих чувств. Важно говорить ребенку, что любите, чаще обнимайте – тактильный контакт является важным для ребенка любого возраста. Недолюбленные дети вырастают неуравновешенными, агрессивными, не умеющими справляться со своими эмоциями.
  4. Не нужно посвящать ребенка в свои проблемы. Тревожное состояние мамы или папы обязательно передается и ему. Учитесь решать свои проблемы без привлечения детей.
  5. Учитесь доступно объяснять правила, требования. Важно с раннего возраста дать установку о том, что можно и нельзя. И если нельзя, то почему. Запрещать нужно меньше, чем разрешать.
  6. Воспитание должно быть последовательным. Не угрожайте наказанием. Если провинился – накажите.
  7. Дайте сыну или дочери возможность личного пространства, право выбора. Разрешите им самостоятельно выбрать для себя кружок или спортивную секцию, одежду, самим решить с кем общаться.
  8. Нельзя обижать других людей при детях. Также нельзя допускать такого поведения у детей. Если ребенок пытается кого-то обидеть либо плохо говорит о человеке, нельзя оправдывать такое поведение тем, что он еще маленький. В этом должна быть строгость.
  9. Учите ребенка выражать свои эмоции на собственном примере. Например, если он сердится, пытается выкрикнуть обидные слова, спокойно говорите: «Я понимаю, ты зол, обижен, рассержен. Это пройдет. Я бы тоже обиделся».
  10. Помните, что детско-родительские отношения в вашей семье — это то, что вы создаете своими руками. Ребенок должен чувствовать любовь, свою нужность и значимость в семье. И это не должно проявляться только материальными благами. Любите своих детей, так они вырастут полноценными личностями, в гармонии с собой и окружающими.

 

 

 

Педагог-психолог                                        Мартынчук Э.С.

 

Добавить комментарий