Художник Елена Георгиевна Лось

 Художник Елена Георгиевна Лось

Художник Елена Георгиевна Лось

Тысячи белорусских детей выросли на книгах, которые украшала художница Елена Георгиевна Лось.

Почему же она сегодня так интересует наших краеведов? Оказывается, часть своей жизни художница прожила в Пружанском районе. В деревнях Лысково, Могилёвцы и Ружанах прошли ее детские и юношеские годы.

Елена Георгиевна Лось – очень известная личность, старейший белорусский график, член Белорусского союза художников.

Родилась Елена Георгиевна Лось 22 января 1933 года в г.Вильно. Дедушка ее был офицером. После окончания службы семья переехала в Западную Белоруссию. Закончив здесь церковные курсы,он стал священником и служил в деревне Осиногородок в Поставском районе.

Когда Елена была еще совсем маленькая, семья переехала в деревню Лысково Пружанского района. После окончания Виленского университета отец Елены работал в этой деревне врачом. До семи лет девочка вместе с родителями жила в Лысково. Тут ей запомнились снежные зимы, сани, на которых они ездили по окрестностям. Жили они в большом доме. Рядом росли вековые липы. В этой деревне девочка пошла в школу. Мама Елены свободно говорила по-французски и по-немецки, языкам научила и дочь. Девочка же пошла в польскую школу, где начала усваивать еще и польскую грамоту. В Лысково она постигала науку недолго, так как отца перевели на работу в соседнюю деревню Могилёвцы, где открылась большая новая больница. Именно природа окрестностей деревни очаровала ее на всю жизнь. Там было очень красиво! Старый барский парк, пруды, большое озеро, где зимой в свободную минуту отец катался на коньках, а девочка стояла и наблюдала за ним.

Родители художницы Елена и Георгий. 1931 г.

В Ружанах они пережили войну. Школа, конечно, во время войны не работала. И мама с Еленой занималась дома. Поэтому после войны она сразу со второго класса перешла в шестой. Хватило всего – и холода, и голода. Но школьные годы самые светлые и незабываемые. Елена вместе с девушками оставалась после уроков в классе и пела песни. Чаще всего пели белорусские народные песни,  а в свободную минуту девочка брала в руки карандаш и рисовала.

Однажды папа подарил Елене хорошие акварельные краски. Он также любил в свободную минуту подержать в руке кисточку или карандаш. Кроме того папа выписывал шикарный иллюстрированный французский журнал по искусству. Девочка могла рассматривать его номера бесконечно и тщательно хранила этот журнал.

В школе, где училась Елена, не было даже учителя рисования. Зато отец одной из ее подруг считался местным художником. Люди покупали у него картины. И девочка с особым интересом и удовольствием ходила к ним домой и не отрывала глаз от недавно написанных натюрмортов и пейзажей. После этого ей хотелось рисовать иллюстрации к прочитанным книгам.

В годы войны не было бумаги, не на чем рисовать, но ей помог в этом один случай. Елена вместе с мамой и бабушкой поселились в старинном деревянном доме. До войны там жила богатая еврейская семья. В этом доме находилось много кладовых, в одной из которых Елена нашла большие еврейские книги-талмуды с переплетами, обтянутыми тонкой телячьей кожей. Книги имели слишком широкие поля. Юная художница вырезала чистые полоски бумаги и каждую свободную минуту рисовала. Она больше никогда не пользовалась такой шикарной бумагой.

Отступая немцы сожгли этот дом. Вместе с ним сгорели все работы Елены, парижские журналы по искусству и еврейские книги-талмуды. Девочке было больно смотреть на то пепелище, что осталось от книг и от ее изображений. С тех пор Елена заметно изменилась: ходила всегда невеселая и угрюмая.

В Ружанах она закончила десятилетку и вместе с мамой и бабушкой переехали на постоянное жительство в Вильнюс. За плечами у девушки обычная белорусский школа. Там она поступила в последний класс гимназии и не чувствовала себя неловко среди городских одноклассников. Елена ежедневно бегала в библиотеку и познакомилась там с библиотекарем. Девушка рассказала ему, что мечтает стать художником. Библиотекарь в это время сам учился на художественном факультете Вильнюсского университета. Он заинтересовал Елену, давал необходимую литературу, показывал, как самостоятельно готовиться к поступлению в институт.

У юной художницы была заветная мечта – поступить на художественный факультет Виленского университета. В то время в Литве способных учеников зачисляли в студенты на один испытательный год. Елена оказалась в числе этих способных учеников. Сложным для нее было только одно – изучение литовского языка, на котором излагалась почти все. Студенческие годы принесли девушке необходимую профессиональную подготовку и глубокие знания по литовскому искусстве. В 1955 г. она окончила Вильнюсский государственный университет.

Но художницу привлекали родные пейзажи. И Елена пошла по той тропинке, которая привела ее к изумительному кладу – белорусскому народному искусству.

В середине 1950-х годов Елена Георгиевна Лось познакомилась в Москве с художником Гарри Якубеня, белорусом по крови, который никогда не был в родительском краю. Такое имя дала ему мать, немка по национальности. А вот отец был белорусом. Интерес к родной земле, к ее культуре, истории тянул парня к родным местам. Встретив Елену, он встретил любимую жену и единомышленника.

Однажды они попали на персональную выставку Татьяны Мавриной, известной русской художницы, которая иллюстрировала детские книги. Гарри и Елена познакомились с Мавриной. С этого счастливого дня долго началась их дружба, дружба не только жизненная, но и творческая.
Когда они приехали в Беларусь, то немедленно взялись за изучение народного наследия. Собирая материал для будущих произведений, художники отправились в путешествие на Полесье.

Первой совместно иллюстрированной книгой Лось и Якубеня был белорусский народная сказка “Коза-лгунья”, изданная в 1961 году.

В 60-е годы Елена Георгиевна активно сотрудничала с белорусскими издательствами. Художница работала не только над отдельными сказками, но и над сборниками сказок. А знаете, это гораздо сложнее, поскольку в сборнике сказок обычно собраны разнообразные по содержанию сказки: бытовые, волшебные и сказки о животных.


Список книг с рисунками художницы можно продолжать и продолжать. Елена Лось украшала не только детские книги, но и такие историко-эпические произведения, как «Слово о полку Игореве».

Елену Георгиевну не спутаешь с другим художником. У нее свои краски, свое видение мира.

Не обходя вниманием своих читателей, она писала натюрморты. Главные их герои – цветы, особенно привезенные из полесских путешествий. Художница, как я уже вам говорила, много путешествовала. Не просто отдыхала, как другие, наедине с природой, а работала: писала красочные пейзажи родной земли, портреты людей, которые чем-либо ее впечатлили.
С творческих поездок она привезла целые серии картин:

Матуля

Люди на Припяти

Под полескими дубами

Цветы Полотчины

14 июля 2013 г. талантливой белорусской художницы Елены Лось не стало. На счету Елены Лось – целая библиотека самых разных изданий. Ее профессионализм графика-иллюстратора постоянно отмечался высокими наградами на республиканских и международных конкурсах на лучшее оформление книг. Она – лауреат Весёлковской премии имени В.Витки. Награждена дипломом и медалью Франциска Скорины. Произведения ее хранятся в Национальном Художественном музее Беларуси, литературных музеях Янки Купалы и Якуба Коласа в Минске, а также в Москве в Третьяковской галерее и в музее А.Пушкина.

Имя Елены Лось известно далеко за пределами Беларуси, и мы гордимся нашей талантливой землячкой.

 

Добавить комментарий