Художник Елена Георгиевна Лось
Тысячи белорусских детей выросли на книгах, которые украшала художница Елена Георгиевна Лось.
Почему же она сегодня так интересует наших краеведов? Оказывается, часть своей жизни художница прожила в Пружанском районе. В деревнях Лысково, Могилёвцы и Ружанах прошли ее детские и юношеские годы.
Елена Георгиевна Лось – очень известная личность, старейший белорусский график, член Белорусского союза художников.
Родилась Елена Георгиевна Лось 22 января 1933 года в г.Вильно. Дедушка ее был офицером. После окончания службы семья переехала в Западную Белоруссию. Закончив здесь церковные курсы,он стал священником и служил в деревне Осиногородок в Поставском районе.
Когда Елена была еще совсем маленькая, семья переехала в деревню Лысково Пружанского района. После окончания Виленского университета отец Елены работал в этой деревне врачом. До семи лет девочка вместе с родителями жила в Лысково. Тут ей запомнились снежные зимы, сани, на которых они ездили по окрестностям. Жили они в большом доме. Рядом росли вековые липы. В этой деревне девочка пошла в школу. Мама Елены свободно говорила по-французски и по-немецки, языкам научила и дочь. Девочка же пошла в польскую школу, где начала усваивать еще и польскую грамоту. В Лысково она постигала науку недолго, так как отца перевели на работу в соседнюю деревню Могилёвцы, где открылась большая новая больница. Именно природа окрестностей деревни очаровала ее на всю жизнь. Там было очень красиво! Старый барский парк, пруды, большое озеро, где зимой в свободную минуту отец катался на коньках, а девочка стояла и наблюдала за ним.
В Ружанах они пережили войну. Школа, конечно, во время войны не работала. И мама с Еленой занималась дома. Поэтому после войны она сразу со второго класса перешла в шестой. Хватило всего – и холода, и голода. Но школьные годы самые светлые и незабываемые. Елена вместе с девушками оставалась после уроков в классе и пела песни. Чаще всего пели белорусские народные песни, а в свободную минуту девочка брала в руки карандаш и рисовала.
Однажды папа подарил Елене хорошие акварельные краски. Он также любил в свободную минуту подержать в руке кисточку или карандаш. Кроме того папа выписывал шикарный иллюстрированный французский журнал по искусству. Девочка могла рассматривать его номера бесконечно и тщательно хранила этот журнал.
В школе, где училась Елена, не было даже учителя рисования. Зато отец одной из ее подруг считался местным художником. Люди покупали у него картины. И девочка с особым интересом и удовольствием ходила к ним домой и не отрывала глаз от недавно написанных натюрмортов и пейзажей. После этого ей хотелось рисовать иллюстрации к прочитанным книгам.
В годы войны не было бумаги, не на чем рисовать, но ей помог в этом один случай. Елена вместе с мамой и бабушкой поселились в старинном деревянном доме. До войны там жила богатая еврейская семья. В этом доме находилось много кладовых, в одной из которых Елена нашла большие еврейские книги-талмуды с переплетами, обтянутыми тонкой телячьей кожей. Книги имели слишком широкие поля. Юная художница вырезала чистые полоски бумаги и каждую свободную минуту рисовала. Она больше никогда не пользовалась такой шикарной бумагой.
Отступая немцы сожгли этот дом. Вместе с ним сгорели все работы Елены, парижские журналы по искусству и еврейские книги-талмуды. Девочке было больно смотреть на то пепелище, что осталось от книг и от ее изображений. С тех пор Елена заметно изменилась: ходила всегда невеселая и угрюмая.
В Ружанах она закончила десятилетку и вместе с мамой и бабушкой переехали на постоянное жительство в Вильнюс. За плечами у девушки обычная белорусский школа. Там она поступила в последний класс гимназии и не чувствовала себя неловко среди городских одноклассников. Елена ежедневно бегала в библиотеку и познакомилась там с библиотекарем. Девушка рассказала ему, что мечтает стать художником. Библиотекарь в это время сам учился на художественном факультете Вильнюсского университета. Он заинтересовал Елену, давал необходимую литературу, показывал, как самостоятельно готовиться к поступлению в институт.
У юной художницы была заветная мечта – поступить на художественный факультет Виленского университета. В то время в Литве способных учеников зачисляли в студенты на один испытательный год. Елена оказалась в числе этих способных учеников. Сложным для нее было только одно – изучение литовского языка, на котором излагалась почти все. Студенческие годы принесли девушке необходимую профессиональную подготовку и глубокие знания по литовскому искусстве. В 1955 г. она окончила Вильнюсский государственный университет.
Но художницу привлекали родные пейзажи. И Елена пошла по той тропинке, которая привела ее к изумительному кладу – белорусскому народному искусству.
В середине 1950-х годов Елена Георгиевна Лось познакомилась в Москве с художником Гарри Якубеня, белорусом по крови, который никогда не был в родительском краю. Такое имя дала ему мать, немка по национальности. А вот отец был белорусом. Интерес к родной земле, к ее культуре, истории тянул парня к родным местам. Встретив Елену, он встретил любимую жену и единомышленника.
Однажды они попали на персональную выставку Татьяны Мавриной, известной русской художницы, которая иллюстрировала детские книги. Гарри и Елена познакомились с Мавриной. С этого счастливого дня долго началась их дружба, дружба не только жизненная, но и творческая.
Когда они приехали в Беларусь, то немедленно взялись за изучение народного наследия. Собирая материал для будущих произведений, художники отправились в путешествие на Полесье.
Первой совместно иллюстрированной книгой Лось и Якубеня был белорусский народная сказка “Коза-лгунья”, изданная в 1961 году.
В 60-е годы Елена Георгиевна активно сотрудничала с белорусскими издательствами. Художница работала не только над отдельными сказками, но и над сборниками сказок. А знаете, это гораздо сложнее, поскольку в сборнике сказок обычно собраны разнообразные по содержанию сказки: бытовые, волшебные и сказки о животных.
Список книг с рисунками художницы можно продолжать и продолжать. Елена Лось украшала не только детские книги, но и такие историко-эпические произведения, как «Слово о полку Игореве».
Елену Георгиевну не спутаешь с другим художником. У нее свои краски, свое видение мира.
Не обходя вниманием своих читателей, она писала натюрморты. Главные их герои – цветы, особенно привезенные из полесских путешествий. Художница, как я уже вам говорила, много путешествовала. Не просто отдыхала, как другие, наедине с природой, а работала: писала красочные пейзажи родной земли, портреты людей, которые чем-либо ее впечатлили.
С творческих поездок она привезла целые серии картин:
14 июля 2013 г. талантливой белорусской художницы Елены Лось не стало. На счету Елены Лось – целая библиотека самых разных изданий. Ее профессионализм графика-иллюстратора постоянно отмечался высокими наградами на республиканских и международных конкурсах на лучшее оформление книг. Она – лауреат Весёлковской премии имени В.Витки. Награждена дипломом и медалью Франциска Скорины. Произведения ее хранятся в Национальном Художественном музее Беларуси, литературных музеях Янки Купалы и Якуба Коласа в Минске, а также в Москве в Третьяковской галерее и в музее А.Пушкина.
Имя Елены Лось известно далеко за пределами Беларуси, и мы гордимся нашей талантливой землячкой.