КОМПЬЮТЕР И ДЕТИ

Сегодняшняя жизнь немыслима без компьютеров и мобильной связи. Ими пользуются повсюду и взрослые, и дети. Компьютеры прочно вошли в школьную систему обучения. Они помогают ребенку увеличивать объем информации, активизируют его познавательную деятельность, расширяют кругозор.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности может принести огромный вред растущему детскому организму и вызвать с его стороны ряд неблагоприятных реакций. Речь идет, прежде всего, о центральной нервной системе (ЦНС), зрительном анализаторе, опорно-двигательном аппарате, нормальное развитие которых может быть нарушено. Так как утомляются не только глаза, но и ЦНС (ритмичность сигналов может спровоцировать приступы до доли секунд перерывов в сознании или приступ дурноты, удушенья).

В основе возникновения таких расстройств лежит повышенная судорожная готовность детского организма. Известны случаи  «телевизионной эпилепсии» у детей и подростков.

Психологи предупреждают «о наркотическом»,  затягивающем влиянии компьютерных игр, о возможности агрессивного, безжалостного поведения ребенка под их воздействием.

Изменения со стороны функционального состояния ребенка зависят от возраста: чем меньше возраст,  тем ребенок более подвержен вредному влиянию компьютера.

Особая нагрузка приходится на зрение. Если ребенок подолгу, без перерыва не отрывается от монитора, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

В ходе общения с компьютером детям приходится решать постепенно усложняющиеся пространственные и логические задачи. А это требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, шрифты. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок постоянно перестраивает систему аккомодации глаза (способность глаза приспособляться к рассматриванию предметов на различных расстояниях). Это вызывает напряжение глазных мышц, которые усиливаются световой пульсацией экрана. Добавим сюда и статичную позу, которая увеличивает нагрузку на позвоночник и снижение двигательной активности. Это приводит к искривлению позвоночника, сколиозу, раннему заболеванию мышц, суставов и т.п.

 КАК ЖЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ?

 Прежде всего, надо обратить внимание на технические характеристики монитора.

Предпочтение следует отдавать жидкокристаллическим мониторам или мониторам с антибликовым и антистатическим покрытием.

Хотя современные мониторы и отвечают всем стандартам безопасности, необходимо соблюдать требования к рабочему месту пользователя компьютером. Они включают:

Площадь помещения на одного человека – не менее 6 м² для мониторов с электронно-лучевой трубкой и 4,5 м² – для жидкокристаллических.

Освещенность экрана должна быть равна освещенности помещения. Естественное освещение должно быть боковым; искусственное освещение желательно голубоватого цвета. Рекомендуется окраска стен в голубой цвет.

Для защиты от электромагнитных и электростатических полей целесообразно применять специальные экраны и другие сертифицированные средства.

Необходимо обеспечить отсутствие бликов на экране монитора.

Монитор должен находиться на расстоянии 40-75 см от глаз, а центр экрана на 15-20 см ниже их уровня.

Клавиатура располагается на расстоянии 10-30 см от края стола таким образом, чтобы пальцы находились на уровне запястий, параллельно полу, плечи были расслаблены.

Положение тела должно быть удобным, спинка стула наклонена назад под углом в несколько градусов, форма спинки соответствовать естественным изгибам позвоночника. Целесообразно использование специальной мебели.

Для снятия утомления рекомендуется делать перерыв на 5-10 мин. через каждый час работы (максимально допустимая продолжительность непрерывной работы за монитором компьютера не должна превышать 2 часа), отвлечься от экрана, размяться, выполнить гимнастику для глаз. Возможно использование специальных очков с хроматическим покрытием, которые повышают контрастность изображения и снижают утомляемость во время работы.

Периодически посещать окулиста.

Следует строго придерживается следующих временных нормативов пребывания ребенка за компьютером:

Возраст ребенка Время за компьютером
5-6 лет 7 минут
6-7 лет 10 минут
Учащиеся начальных классов 15 минут
Учащиеся 5-7 классов 20 минут
Учащиеся 7-9 классов 25 минут
Учащиеся 9-10 классов 40 минут
На сдвоенном уроке 30 минут на 1 уроке,

30 минут на 2 уроке

Учащиеся 11 классов Не более 3 часов

Добавить комментарий