Педагог Дэвид Льюис, изучавший опыт тысяч семей, воспитавших одаренных детей, выделил наиболее типичные варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей.
1. Я отвечаю на все вопросы и реагирую на все высказывания ребенка.
2.Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
5. Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
6. Я показываю ребенку, что он любим такой, какой он есть, а не за его достижения.
7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из различных социальных и культурных слоев.
12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
13. Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.
14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
16. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
17. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из различных социальных и культурных слоев.
18. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
19. Я регулярно читаю ребенку.
20. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
21. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
22. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
23. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
24. Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий.
25. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
26. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.
27. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
28. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
29. Я не хвалю ребенка беспредметно и неискренне.
30. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
31. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
С данными утверждениями вы можете соглашаться, можете, естественно, не принимать их во внимание. Но приглядитесь к ним внимательно, они дают хороший педагогический эффект. Попробуйте доработать их, дополнить список.