Методы воспитания одарённого ребёнка

Метод — путь к чему-либо. Под методом воспитания обычно понимают инструмент, позволяющий добивать­ся необходимых результатов. Методы воспитания — пути, по которым мы можем идти к нашим целям. Итак, ка­кими путями мы можем воспользоваться?

Подавать пример. Общаясь с ребенком, вы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Родительский пример — один из веду­щих методов воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Предметно-пространственная среда. Очень важно со­здать дома обстановку, содействующую проявлению и развитию творческих способностей ребенка. Каждый из нас в своем доме создает определенное предметно-про­странственное окружение, определяемое стилем жизни. Эта предметно-пространственная среда, как и сам стиль вашего поведения, могут либо содействовать, либо пре­пятствовать развитию интеллекта и творческих способ­ностей детей. Именно посредством этой среды мы про­должаем воспитывать детей в то время, когда занимаем­ся другими делами или находимся за пределами дома.

Заражать детей своей любовью к творчеству. Мало быть творческим человеком самому, мало создать дома обста­новку творчества, надо неустанно заботиться о том, что­бы увлечь этим ребенка, сделать творчество его внут­ренней потребностью,

Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрас­но известно, «умный меняет свое мнение, глупый — ни­когда». Есть хорошее человеческое качество — упор­ство, но, достигая крайнего предела, оно превращается в ослиное упрямство. Умный, творческий человек спо­собен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

Воспитать в себе привычку говорить как можно чаще «да!». Воспитание и ограничение тесно связаны в обыден­ном сознании. Но давайте задумаемся: всегда ли оправ­даны те запреты, которые мы ставим ребенку? Проана­лизируйте свое поведение и найдете много таких ограни­чений, которые не только не содержат пользы, а напротив, приносят вред.

Демократичный стиль общения. Коллегиальный, демо­кратичный стиль общения с ребенком создает именно те условия, которые необходимы для развития творческих способностей. И напротив, жесткий, неоправданно стро­гий, авторитарный стиль общения хорош для воспита­ния сознательной дисциплины, необходимой послуш­ному исполнителю.

Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Подражательность — основа обучаемости дошкольника и младшего школьника, именно поэтому очень велика опасность закрепления стремлений к несамостоятельным, конформным, нетворческим решениям. Общаясь с ре­бенком, надо постоянно стремиться почувствовать грань между полезной подражательностью и стремлением к не­критическому копированию, конформизму.

Всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия — основные черты творческого поведе­ния. Без этого нет и не может быть творческой личности.

Предлагайте ребенку такой материал, с которым вам самому нравится работать. У каждого из нас есть область знаний или вид деятельности, где мы чувствуем себя как рыба в воде. Старайтесь держаться ближе к этой обла­сти. Это важно для того, чтобы ребенок видел, чувство­вал вашу настоящую, искреннюю увлеченность.

Не бойтесь неожиданных вопросов. Всем известно — дети большие специалисты по части задавания вопро­сов. В том числе и глупых с нашей взрослой точки зрения, а потому нас раздражающих. Одаренный ребе­нок и это делает одаренно, его вопросы еще более нео­жиданны, странны, смелы, а может быть, даже «безум­ны». Их не только не следует бояться, но, напротив, надо всячески стимулировать. Детский вопрос — сви­детельство интереса ребенка, нестандартный вопрос — не что иное, как свидетельство нестандартного взгляда на мир.

Добавить комментарий