ПАМЯТКА.
Условия для проведения игр и упражнений на дыхание:
- Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
- Не заниматься после еды (только через 1,5—2 часа)
- Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
- Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
- Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Правильно сформированное диафрагмальное дыхание, которое является базой для формирования речевого дыхания, позволит в дальнейшем перейти к его развитию.
Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:
- Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
- Слишком большой вдох;
- Учащённость дыхания;
- Укороченность выдоха;
- Неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
- Неправильная осанка.
Формирование речевого дыхания.
- Упражнение “Отгадай, кто позвал”
Задача: формирование длительного фонационного выдоха.
Оборудование: картинки с изображением животных (можно игрушки).
Ход: Взрослый заранее обговаривает с детьми, какому предмету, какой звук принадлежит. Дети закрывают глаза, один ребенок длительно на плавном выдохе произносит звук соответствующий какому-либо предмету, а остальные дети отгадывают какой предмет их “позвал”.
- Игра «У кого длиннее звук (слог)?»
Задача: формирование речевого выдоха.
Ход игры: Дети произносят на одном выдохе звук (слог).
- Игра “Назови картинки”
Задача: формирование речевого выдоха.
Оборудование: 5 предметных картинок.
Ход игры:
Вариант А. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.
Вариант Б. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе.
Вариант В. Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе.
- Игра «Повтори предложение» / пословицу (поговорку)
Задача: формирование плавной слитной речи.
Ход игры: Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку), ребенок на одном выдохе.
- Игры «Мой веселый звонкий мяч»
«Кто больше скажет без передышки»
Задача: формирование плавной слитной речи.
Ход игры: Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол.