Известно, что в процессе обучения значение экзаменов исключительное. Подготовка и сдача экзаменов – это целая наука. Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся для детей экзамены. В этот период именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами. Помощь взрослого очень важна, поскольку ребенку, кроме всего прочего, необходима ещё и психологическая готовность в ситуации сдачи экзаменов. При подготовке к экзамену одновременно возникает множество проблем: как чувствовать себя уверенно, как правильно излагать материал, как лучше распределить время.
Согласитесь, что каждый, кто сдаёт экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации. Каждый из нас сдавал экзамены, и наверняка у многих сохранились яркие и живые воспоминания о том, как непросто было подготовиться и хорошо ответить.
С чем связаны психологические трудности детей во время экзаменов?
Прежде всего, это проблемы сугубо учебного характера: усвоение и запоминание большого количества учебного материала. Детям необходимо рационально организовать своё время и пространство таким образом, чтобы успеть всё выучить и повторить.
Кроме того, это проблемы психологические: тревога в связи с экзаменационной ситуацией, особой важностью момента, страх не оправдать свои и чужие ожидания. Экзамен – это проверка не только знаний ребёнка, но и его самооценки: «Достаточно ли я хорош, успешен?» В случае выпускных экзаменов ситуация обостряется ещё и тем, что это первое взрослое испытание, проверка «пригодности» для взрослой жизни. Словом, ситуация экзамена является для ребёнка стрессовой, причём в борьбе с этим стрессом ему, безусловно, потребуется помощь взрослого.
Как можно поддержать ребёнка в экзаменационный период?
Это прозвучит банально, но необходимо вспомнить о режиме дня. Подростки зачастую пренебрегают простыми правилами организации своего времени. Они часто волнуются, так как им кажется, что объём материала очень велик, и они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, взрослые могут оказать им помощь даже в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана подготовки. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ученик понимает, что успеть повторить весь материал вполне реально, у него достаточно времени для этого.
Важно, чтобы подросток имел возможность отдохнуть, сменить деятельность, но помните, что компьютерные игры только увеличивают усталость. Иногда шумный или активный отдых становится для детей дополнительной нагрузкой. Необходимо помочь подростку найти такую форму досуга, которая не переутомляла бы его: прогулки, общение с одним – двумя друзьями. В течение дня также нужно делать короткие перерывы каждые 45-60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Ребёнок может выпить чаю, просто полежать 10 минут в тишине и затем вернуться к занятиям.
Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности человек должен высыпаться. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учёбы, когда тянет в сон, невелика. Лучше заниматься, выспавшись, чем допоздна сидеть за учебниками.
Особое значение в этот период имеет собственный эмоциональный настрой родителей. Безусловно, для родителей период выпускных экзаменов является очень тревожным. Если ребёнок видит, как родители переживают, пьют валерьянку, он как бы заражается вашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Во время экзаменов родители должны создать эмоционально-спокойную, ненапряжённую атмосферу. Ребёнку бывает трудно опираться только на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль «палочки-выручалочки» играют взрослые. Важно говорить своему ребенку о том, что в него верят.
Иногда может показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так всё получится, зачем я буду стараться? Дело в том, что существует определённый уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребёнок не волнуется, он ничего не делает. Если, наоборот, волнение слишком сильно, оно приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят именно на то, чтобы справиться с волнением.
Экзамены – ситуация действительно важная, но не запредельная. Если вы видите, что ваш ребенок очень встревожен, объясните ему, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.
Психологическая поддержка детей в период сдачи экзаменов – это один из важнейших факторов, определяющих успешность преодоления ими предстоящих испытаний. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон и ресурсов ребенка.