Утверждено
на заседании методического совета
протокол №_____ от _______________
Положение
о «мастер-классе» педагогов ГУО «Гимназия г.Пружаны»
как форме распространении позитивного опыта педагогов
1. Общие положения
1.1. Мастер-класс является одной из форм распространения собственного педагогического опыта и представляет собой открытый показ, передачу и презентацию достижений педагога-мастера.
1.2. В мастер-классе объединяются педагоги, желающие получить полную информацию о позитивном опыте педагога-мастера и освоить предлагаемые им программы, методики и технологии.
2. Цель и задачи мастер-класса
2.1. Цель проведения мастер-класса – создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
2.2. Задачи мастер-класса:
- обобщение опыта работы педагога-мастера по определенной проблеме;
- передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приемов решения поставленной в программе педагога-мастера проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач самореализации и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
3. Организация работы мастер-класса
3.1. Деятельностью мастер-класса руководит педагог, имеющий позитивный опыт работы по применению на практике эффективных педагогических технологий, владеющий высоким уровнем профессионального мастерства и высоким уровнем профессиональной компетентности;
3.2. Количество участников мастер-класса составляет до 10-15 педагогов.
3.3. Занятие мастер-класса проводится в течение 60 – 90 минут.
3.4. Педагог-мастер составляет программу мастер-класса и планирует его работу.
3.5. В ходе занятий мастер-класса рекомендуется использовать различные методы работы:
- представление системы уроков (занятий) с наблюдением по заранее заданному плану;
- уроки (занятия) с педагогами, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с учениками;
- изучение результатов деятельности педагога-мастера и его учеников;
- самостоятельная разработка слушателями собственной модели урока по методике или технологии педагога-мастера;
- совместное моделирование урока;
- посещение и анализ открытых уроков (занятий) педагога-мастера;
- круглые столы;
- дискуссия по результатам занятий;
- анкетирование педагогов и анализ его результатов;
- тренинговые занятия с педагогами;
3.6. Занятия проводятся с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.
3.7. По завершении мастер-класса проводится групповая рефлексия по его итогам.
4. Требования к структуре мастер-класса
4.1. Основными научными идеями при конструировании технологии мастер-класса являются деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский подходы.
4.2. Алгоритм технологии мастер-класса:
4.2.1. Индуктор (побудитель участников мастер-класса к активной работе) в качестве вступления.
4.2.2. Презентация педагогического опыта мастера.
- Краткая характеристика учащихся класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся ;
- Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с детьми;
- Описание достижений в опыте работы мастера;
- Доказательства результативности деятельности учащихся, свидетельствующее об эффективности использования педагогической технологии;
- Определение проблем и перспектив в работе педагога;
4.2.3. Представление системы уроков (занятий).
- Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии.
- Определение основных приемов работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
4.2.4. Имитационная игра.
- Педагог-мастер проводит урок (занятие) со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
- Слушатели играют одновременно две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом уроке (занятии);
4.2.5. Моделирование.
- Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме технологии урока мастера (он исполняет роль консультанта, организует и управляет самостоятельной деятельностью слушателей).
- Обсуждение авторских моделей урока (занятий).
4.2.6. Рефлексия.
- Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
4.3. Результат определяется в соответствии поставленной цели. Итог совместной деятельности – модель урока (занятия) слушателей в режиме современной технологи, отражающей индивидуальный стиль их творческой педагогической деятельности.
5. Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса.
5.1. Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.
- Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
- Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
- Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
- Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
- Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
- Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
- Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации, приемов поиска и открытия, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
- Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.