1.1.Классным руководителем класса государственного учреждения образования «Гимназия г.Пружаны» назначается учитель из числа педагогических работников, на основании должностных обязанностей «учителя» согласно 28 выпуска квалификационного справочника должностей служащих «должности занятых в образовании», приказом директора учреждения общего среднего образования на период обучения учащихся в учреждении общего среднего образования.
1.2.На исполняющего функциональные обязанности классного руководителя назначается лицо, имеющее средне специальное, высшее образование (обучающееся ВУЗ, ССУЗ) по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее образование и переподготовку по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование».
1.3.Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю директора по воспитательной работе, отвечает за организацию и координацию образовательного и воспитательного процесса, состояние и содержание идеологической и воспитательной работы в закрепленном за ним классе.
1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется:
– Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 «Аб зацвярджэнні палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі»,
– Уставом учреждения образования;
– правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами и распоряжениями директора учреждения образования;
– настоящими функциональными обязанностями.
1.5. Классный руководитель должен знать:
– Кодекс Республики Беларусь об образовании;
– нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы, определяющие направления и перспективы развития системы образования;
– принципы, содержание, организацию, формы и методы методической работы;
– программно-планирующую документацию воспитания, учебно-методическую документацию, учебно-методическую литературу по проблемам образования и воспитания, порядок и технологию разработки, издания этих документов;
– современные образовательные технологии;
– делопроизводство;
– основы педагогики и психологии, законодательства о труде;
– правила и нормы труда и пожарной безопасности.
2.Функции.
Основными функциями классного руководителя являются:
– воспитание и обеспечение активной социальной защиты учащегося;
– создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий учащихся по решению собственных проблем;
– выявление исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся,
– определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
– стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей и молодежи;
– обеспечение связи учреждения общего среднего образования с семьей;
– планирование и организация идеологической и воспитательной работы с классом;
– ведение установленной учетно-отчетной документации;
-пропаганда эффективного педагогического опыта по вопросам воспитания;
-взаимодействие с государственными учреждениями, находящимися в микрорайоне учреждения образования, района, средствами периодической печати.
3.Функциональные обязанности.
Классный руководитель учреждения общего среднего образования:
3.1. изучает качество воспитания в классе; индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса, формирования коллектива и проведения индивидуальной работы с каждым обучающимся;
3.2. осуществляет в классе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;
3.3. проводит еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны;
3.4. проводит еженедельно классный час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса и учреждения образования;
3.5. осуществляет контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий обучающимися, постоянно информирует родителей (законных представителей) об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания обучающихся;
3.6. способствует созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования;
3.7. способствует созданию в классе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся;
3.8. изучает особенности семейного воспитания обучающихся, выявляет обучающихся, находящихся в социально опасном положении, проводит работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения;
3.9. оказывает педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
3.10. развивает традиции учреждения образования, содействует обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов обучающихся;
3.11. содействует вторичной занятости обучающихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления;
3.12. осуществляет организацию воспитательного процесса в классе и на основе планирования идеологической и воспитательной работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления обучающихся во внеучебное время и каникулярный период;
3.13. способствует формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся независимо от материального положения и социального статуса его родителей;
3.14. содействует организации медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями;
3.15. обеспечивает организацию горячего питания обучающихся класса, ведет учет получения питания обучающимися как за счет средств законных представителей, так и за счет средств бюджета, способствует увеличению охвата получающих питание;
3.15. соблюдает установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;
3.16. повышает квалификацию и постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство.
4. Права.
Классный руководитель имеет право:
4.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций обучающихся;
4.2. вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать условия семейного воспитания;
4.3. вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, совета учреждения образования, педагогического совета и учебно-методического объединения классных руководителей предложения по совершенствованию образовательного процесса;
4.4. вносить предложения по поощрению обучающихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению обучающихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования;
4.5. рекомендовать кандидатуры обучающихся в органы ученического самоуправления;
4.6. участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности обучающихся класса;
4.7. получать со стороны руководителя, его заместителей организационную, методическую помощь по вопросам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;
4.8. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе;
4.9. получать от заместителя директора по воспитательной работе информацию и документы, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей;
4.10. привлекать педагогов-организаторов, службу СППС, педагога-психолога и иных заинтересованных лиц для решения возложенных на него функциональных обязанностей;
4.11. требовать от руководства учреждения образования оказания содействия в исполнении своих функциональных обязанностей и прав.
5. Ответственность.
5.1. классный руководитель несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение пункта 3 данных функциональных обязанностей;
5.2.несёт ответственность за эффективность идеологической и воспитательной работы в классном коллективе;
5.3. классный руководитель несёт личную ответственность за сохранение жизни, здоровья школьников во время проведения занятий, экскурсий, походов, спортивных игр и соревнований, общественно-полезного, производительного труда и т.д.;
5.4. немедленно сообщает руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим. Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса, проводит инструктаж с учащимися по правилам безопасного поведения с обязательной регистрацией в классном журнале, а также инструктаж при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий (экскурсии, походы, спортивные соревнования, вечера и т.д.) по правилам пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице, воде и т.д. с регистрацией в специальном журнале.
6.Отношения с администрацией.
6.1. администрация учреждения образования оказывает классным руководителям необходимую помощь, информирует обо всех мероприятиях, касающихся идеологической и учебно-воспитательной работы классах, изучает его деятельность и осуществляет контроль;
6.2. администрация учреждения образования при необходимости может заслушивать аналитические отчеты о выполнении классным руководителем возложенных на него обязанностей;
6.3. администрацией учреждения образования, а также в рамках школьного учебно-методического объединения классных руководителей организуются и проводятся мероприятия по вопросам совершенствования их педагогической и методической деятельности.