Анализ идеологической и воспитательной работы в 2012/2013 учебном году

Анализ воспитательной работы в ГУО «Гимназия г.Пружаны»

в 2012/2013 учебном году 

Вся идеологическая и воспитательная работа в гимназии в 2012/2013 учебном году была направлена на воспитание гражданина патриота своей страны, готового к самостоятельной жизни и труду, обладающего нравственной, эстетической и этической культурой, способного к саморазвитию и самореализации. С целью реализации данной цели педагогический коллектив гимназии в течение учебного года целенаправленно работал над следующими задачами:

·                        формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

·                        формирование активной гражданской позиции личности, ее правовой и информационной культуры;

·                        создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности, содействие максимальному развитию индивидуальных способностей каждого обучающегося через участие в работе органов самоуправления, общественных объединений, объединений по интересам; 

·                        совершенствование взаимодействия учреждений образования с государственными и общественными структурами, детскими и молодежными общественными объединениями, семьёй в организации идеологической и воспитательной работы;

·                        совершенствование работы по профессиональной ориентации обучающихся.

На начало 2012/2013 учебного года в гимназии обучалось 354 учащихся, из них в начальной школе – 163. На конец учебного года обучается 348 учащихся, из них в начальной школе 163 учащихся. Всего в гимназии 21 классов-комплектов, работает 21 классный руководитель и 3 воспитателя группы продлённого дня.

Под руководством Ануфриенко В.Л. функционировала кафедра воспитания, в которую объединены классные руководители 1 – 11 классов, представители СППС, педагог-организатор. В течение учебного года проведено 4 заседания кафедры: инструктивно-методическое совещание «Особенности организации воспитательной работы с учащимися в 2012/2013 учебном году», круглый стол «Эффективные формы воспитательной работы классных руководителей по духовно-нравственному развитию обучающихся и классных коллективов», семинар-практикум «Шестой день недели – органичная часть целостной учебно-воспитательной системы школы», круглый стол «Анализ работы и основные направления деятельности кафедры на новый учебный год».

В гимназии в 2012/2013 учебном году целенаправленно проводилась  работа по реализации Программы воспитания обучающихся в ГУО «Гимназия г.Пружаны» на 2011-2015 годы. Программа воспитания в ГУО «Гимназия г.Пружаны» на 2011-2015 годы разработана в соответствии с п.З

ст. 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Программа определяет основные направления воспитания обучающихся и содержит план мероприятий по реализации основных направлений воспитания в ГУО «Гимназия г.Пружаны» на 2011-2015 годы согласно приложению.

К основным направлениям воспитательной деятельности в ГУО «Гимназия г.Пружаны» относятся: формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания на основе государственной идеологии; овладение навыками ЗОЖ; формирование культуры семейных отношений; создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

В гимназии имеется в наличии этнографический уголок «Беларуская хатка». Работу по функционированию уголка проводит руководитель клуба «Купалiнка», учитель белорусского языка и литературы Книга Г.П.

Охват кружковой и секционной деятельностью составляет 336 учащихся (95%), из них:

охват кружковой  деятельностью в гимназии – 194 учащихся (55%);

секционной деятельностью в гимназии – 25 учащихся (7%);

кружковой деятельностью на базе ЦТДМ – 62 учащихся (18%);

кружковой деятельностью на базе ГДК– 23 учащихся (7%);

секционной деятельностью на базе ДЮСШ 1 – 35 учащихся (10%);

 секционной деятельностью на базе ДЮСШ 2 – 30 учащихся (8,5%);

в отряде «Милосердие» – 41 учащихся (12%);

в отряде «ЮИД» – 12 учащихся (3%);

в театральном коллективе «Павлинка» – 10 учащихся (3%)

в отряде «Стоп-мены» (2 четверть 2012/2013 уч.г.) – 10 учащихся (3%).

Охват факультативными занятиями составляет 323 учащихся (92%).

В 2012/2013 учебном году в гимназии функционировало 11 кружков: «Инфомышка”, «Заниматика», «Хочу все знать»,  «Мастерилка», «Рукоделие», «Я познаю себя», «Мир глазами детей», «Туризм», «Эстрадное пение», «ЮИД», 4 клуба «Лига интеллекта», «Крынiчка»,  «Купалiнка», «Мы и время», от ЦТДМ в гимназии функционируют кружки «Здравушка» и «Стрелковый». Работало 3 спортивных секции: по волейболу, по мини-футболу,  «ОФП с элементами спортивных игр».

Большим воспитательным потенциалом обладают тематические и обзорные информационные часы, которые проводятся еженедельно в понедельник. Тематика информационных часов классными руководителями определяется заранее и отражается в воспитательных планах. Тематика ЕДИ в 2012/2013 учебном году: «День белорусской письменности», «Рациональное использование ресурсов», «Будем милосердны к старости», «День прав человека», «Я и мое здоровье», «2013 – Год бережливости», «День белорусской науки», ко  Дню единения народов Беларуси и России, ко Дню Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь, «Конституция – основной Закон Республики Беларусь», «Поклонимся великим тем годам».

Первичная организация общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодёжи» в ГУО «Гимназия г.Пружаны» в 2012/2013 учебном году насчитывала 62 учащихся (91%). По сравнению с 2011/2012 учебным годом численность членов «БРСМ» в процентном соотношении остается стабильной (91%). В состав первичной организации ОО «БРСМ» ГУО «Гимназия г.Пружаны» в 2012/2013 учебном году входило 5 ячеек. Было проведено 4 собрания п/о ОО «БРСМ», работала школа актива п/о ОО «БРСМ». Проводилась ежегодная акция «Ты один из нас», в сентябре был организован просмотр видеофильма о деятельности ОО БРСМ, собеседование с учащимися 9-х классов с целью привлечения их к участию в деятельности организации и вступления в её ряды, торжественный приём в члены ОО «БРСМ».

В гимназии осуществляет свою деятельность пионерская дружина им. Зои Космодемьянской. В 2012/2013 учебном году в гимназии функционировало 8 пионерских отрядов (109 уч. – 89%) и 6 октябрятских (120 уч. –  94%). Проведены: отчетно-выборный сбор, сбор пионерской дружины «От нынешних будущим гимназистам», сбор «Пионеры-герои Беларуси», праздник октябрятской звездочки, торжественный прием в пионеры. Пионеры гимназии приняли участие в районной школе актива, принимали участие в работе школы  пионерского актива «Лидер-класс», «Мастер идей», «Вожатый», «Юный журналист». В пионерских отрядах проводились  ежемесячные сборы отрядов.

 В гимназии оформлен и работает кабинет детских и молодёжных организаций, где находится один из стендов БРСМ. На нём размещены общие сведения, структура первичной организации ОО «БРСМ», план работы первичной организации на четверть и план работы районной организации ОО БРСМ, информация о порядке вступления в организацию, рубрика «Внимание!». В коридоре второго этажа имеется стенд «Пионерская дружина имени Зои Космодемьянской, общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодёжи», где отражены цели и характер деятельности организации, её устав, история и современные факты жизни ОО БРСМ. В «Классных уголках» 9 – 11-х классов имеется список членов ячеек первичной организации БРСМ и план работы ячейки. Некоторые факты жизни первичной организации гимназии отражаются на страницах гимназической прессы. Постоянно рассказывается о деятельности организации в ежемесячной гимназической газете «Открытый урок». Оформлены торжественные и рабочие стенды, отражающие деятельность детского общественного объединения. Торжественный стенд расположен в коридоре 2-го этажа и отражает основные положения из Устава ОО «БРПО», Законы пионеров, текст торжественного обещания юного пионера, символику, девиз и очередной номер газеты «На пионерской волне». На рабочих стендах (пионерском и октябрятском) в кабинете ДМОО размещается выписка из «Методических рекомендаций по работе с октябрятами», паспорта пионерских и октябрятских отрядов, планирование работы пионерской дружины на год, «Карта и план-схема путешествия по стране октябрят», сменный листок «Октябрятские вести на этом месте» и предыдущий номер газеты «На пионерской волне».

Органом ученического самоуправления в гимназии является Сенат гимназии. Целью  работы Сената является привлечение учащихся к сотрудничеству с педагогическим коллективом гимназии, к участию в управлении образовательным процессом в гимназии. СМИ органа самоуправления является общегимназическая газета «Открытый урок». 1 раз в месяц пресс-центром осуществляет выпуск газеты.

Приоритетным направлением в идеологической и воспитательной работе нашего учреждения является формирование у гимназистов любви и уважения к своей Родине, к её героическому прошлому, а также гордости за наш родной край – Республику Беларусь и её народ. Учащиеся гимназии принимали активное участие в организации и проведении урока знаний «Я – грамадзянiн Беларусi»,  единых информационных часов ко Дню белорусской письменности, «Будем милосердны к старости», «День белорусской науки», ко  Дню единения народов Беларуси и России, ко Дню Государственного герба и государственного флага Республики Беларусь, «Конституция – основной закон Республики Беларусь». Ежегодно гимназисты  оказывают помощь ветеранам ВОВ и педагогического труда, а также одиноким престарелым людям,  принимают активное участие в акциях «Ветеран живет рядом», «Забота», «Молодежь – ветеранам», в мероприятиях, посвященных 130-летию со дня рождения Я.Купала и Я.Коласа (устный журнал «Песняры беларускай зямлі», литературно-музыкальная композиция «Шляхамі песняра»). Учащиеся гимназии посетили кинолекторий «Кинолетопись Бресткой крепости», приняли участие во встрече с белорусским писателем и историком В.Орловым, белорусским писателем В.Квилория, с зам. начальника пограничной заставы по идеологической работе С.В. Петровым, с представителями 181-й боевой вертолетной базы, посетили выставку ко Дню памяти воинов-интернационалистов, приняли участие во встрече с ветераном ВОВ И.М. Алекумовым, митинге, посвященном Дню Победы, КТД «Вахта Памяти» (ЕДИ «Поклонимся великим тем годам»,  поздравление ветеранов ВОВ с Днем Победы, акция «Поклон ветеранам», вахта Памяти в Афганском сквере, уроки мужества). В текущем учебном году было организовано проведение декады «Непобедимая и легендарная» (поздравление ветеранов ВОВ и воинов-интернационалистов с Днем защитника Отечества, конкурсная программа «Курс молодого бойца»,  участие в районном конкурсе «А ну-ка, парни!»), собрание п/о ОО «БРСМ» «Конституция – основной закон Республики Беларусь», устный журнал для пионеров «Юному герою-антифашисту Тихону Барану», классные часы, посвященные Дню родного языка, экскурсии в Брестскую крепость, в Пружанский палацик, в Мирский и Несвижский замки, участие в акции «Мы – граждане Республики Беларусь».

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является формирование  здорового образа жизни. В 2012/2013 учебном году были проведены: интеллектуальная игра «Нет места в жизни вредным привычкам», антитабачная акция,  круглый стол «Материнство и аборт». Гимназисты приняли участие в районном конкурсе рисунков и плакатов «Опасность-СПИД», в интерактивной дискотеке по профилактике ВИЧ/СПИД «Живи и дай жить другим». В ноябре проводилась Неделя психологии и здоровья, мероприятия по профилактике бешенства,  кинолекторий «Безопасность при пожаре». Проводились встреча с врачом-валеологом  В.В. Солодовниковой по профилактике гриппа, урок-конференция «О вреде курения», урок здоровья «Никогда не буду курить!», познавательная викторина «В здоровом теле – здоровый дух», встреча с медицинским работником по теме «Наркотики: стоит ли им доверять», цикл тренинговых занятий «Спасибо, нет!», игра-викторина «Эликсир молодости», анкетирование «Изучение общественного мнения по проблемам наркомании», ролевая игра «Рискуя жизнью», ежемесячные Дни здоровья, встреча с врачом УЗ «ЦРБ» по профилактике туберкулеза и др.

В течение всего учебного года проводилась работа по нравственно-правовому воспитанию учащихся гимназии.  Проведена акция «Профилактика и ты» (по профилактике правонарушений), которая включала в себя следующие мероприятия:

выпуск газеты «Подросток и закон»: «Ответственность родителей за нахождение несовершеннолетних до 16 лет без сопровождения взрослых»;

выпуск  памятки «Выявление несовершеннолетних, попавших с социально-опасное положение и фактов жестокого обращения с детьми»;

выпуск памятки родителям «Если ребенок сквернословит»;

правовая консультация «Как стать обязательным человеком»;

правоведческий турнир «Гражданин и право»;

проведение рейда «Семья»;

проведение рейда «Досуг» в ГДК;

урок-тренинг «Обида. Действия. Поступки, обидные для другого человека»;

размещение на сайте рекомендаций для родителей «Дети учатся жизни, которой они живут»;

родительское собрание «Секреты психологического здоровья школьников»;

акция «Аллея добрых слов»;

выпуск листовок «Памятка добрых слов и добрых дел»;

единый день профилактики правонарушений и преступлений;

беседы по профилактике правонарушений и преступлений;

Выпуск газеты «Доктор Айболит»: «Образ жизни – только здоровый».

В течение всего года проводилась постоянная работа, направленная на предупреждение суицида.

Большую роль в пропаганде и популяризации здорового образа жизни играют спортивные и туристско-краеведческие дела. Каждую вторую субботу в гимназии проводился День здоровья. В 2012/2013 учебном году Дни здоровья проходили под лозунгами: “Олимпийцем будь!”, “Гимназическая миля”, “Олимпийские надежды Беларуси”, спортивные субботы для младших школьников. Наши гимназисты приняли активное участие в районных спортивных соревнованиях по легкой атлетике и показали достойные результаты. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы остается на удовлетворительном уровне. Уменьшилось количество спортивных секций от 5-ти в 2011/2012 учебном году до 3-х в 2012/2013 учебном году, а вместе с этим и количество учащихся, посещающих спортивные секции гимназии (25 чел., 7%). Помимо спортивных секций учащиеся гимназии посещают факультативы по физической культуре “Баскетбол” и “Футбол”. Общее количество посещающих данные факультативы учащихся составляет (16 чел., 4,5%). Спортивные секции ДЮСШ №1 и ДЮСШ №2 посещает 22 гимназиста (6%). Таким образом, физкультурно-оздоровительной работой охвачено 63 ученика гимназии (18%).

В гимназии осуществляется мониторинг состояния здоровья учащихся. К здоровым учащимся отнесены 117 учащихся (34%), а 231 – это больные дети (66%). По сравнению с результатами 2011/2012 учебного года количество здоровых детей на 1% меньше, а больных, соответственно больше на 1 %. В результате анализа мониторинга состояния здоровья за период с 2008-2009 учебного года по 2012/2013 учебный год отмечается постоянное снижение количества больных детей. Но в 2012/2013 учебном году имеет место незначительное по сравнению с концом 2011/2012 учебного года уменьшение количества здоровых детей (от 35% до 34%) и увеличение больных детей (от 64% до 66%).

Наметилась тенденция снижения количества детей с нарушениями зрения. Если в 2010-2011 учебном году в гимназии обучалось 47 учащихся с нарушениями зрения, то в 2011-2012 учебном году это число сократилось до 37 (в процентах понижение произошло с 14% до 11%), и в 2012/2013 учебном году детей с нарушениями зрения 10%.

В 2012/2013 учебном году процент охвата горячим питанием по сравнению с 2011/2012 учебным годом вырос от 95% до 98%. В гимназии постоянно проводилась работа по пропаганде принципов здорового питания, формированию у детей культуры питания (классные часы в рамках недели психологии и ЗОЖ, викторины, деловые игры, лекции и др.).

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания трудолюбия, уважительного отношения к окружающей среде, бережному использованию ресурсов. С целью экономного и разумного расходования электроэнергии и тепла в гимназии созданы уголки энергосбережения и безопасности, проводятся мероприятия по контролю за рациональным использованием тепло- и энергоресурсов, организуются встречи с представителем Энергонадзора. Каждый год проводится ЕДИ на тему «Рациональное использование природных ресурсов». В 2012/2013 учебном году был проведен цикл занятий “С уважением к энергосбережению”. Центром Сената “Порядок” был организован ученический патруль “Бережливость – наша работа”. Гимназисты приняли участие в районных и областных этапах конкурсов школьных проектов “Энергия – среда обитания”, “100 идей для Беларуси”, акциях по сбору вторичного сырья, акция “Поможем пернатым друзьям”.

В шестой школьный день было организован цикл тренинговых занятий по повышению самооценки и формированию положительного образа жизни учащихся, тренинговые занятия «Путь к успеху», «Лабиринты Я».  В 2012/2013 учебном году  были проведены следующие мероприятия: экскурсия в Пружанский РОВД, акция, посвященная Международному дню борьбы с наркотиками, мероприятие «Час полезной информации» по профилактике вредных зависимостей в детской библиотеке с приглашением врача-нарколога и священнослужителя, откровенный разговор «Ставим условие – долой сквернословие!», встреча с инспектором ГАИ по правилам дорожного движения, кинолекторий по профилактике алкоголизма, акция «Дом без насилия», игровая программа «Культурный человек, какой он».  Команда гимназии приняла участие  в районном слете ЮИД.

Основная роль по нравственно-правовому воспитанию учащихся и профилактике вредных зависимостей  и правонарушений отводится СППС. Специалисты СППС планируют свою деятельность в тесном взаимодействии с семьями учащихся. Эта работа  включает в себя:

– выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, разработка и реализация плана индивидуальной защиты несовершеннолетних;

– организацию дежурства педагогов и родителей на дискотеках и вечерах;

– организацию и проведение рейдов «Семья», «Подросток», «Досуг»;

– проведение рейдов-проверок домашних условий учащихся, состоящих на внутригимназическом контроле и группе риска, учащихся из проблемных и опекунских семей;

– работу по изучению жилищно-бытовых условий и психологического климата в семьях учащихся;

– организацию и проведение работы учительско-родительского патруля;

– проведение мероприятий в рамках Недели профилактики вредных зависимостей;

– проведение мероприятий в рамках Недели матери;

– проведение мероприятий в рамках Недели психологии и здорового образа жизни;

– проведение мероприятий в рамках Недели правовых знаний;

– проведение мероприятий в рамках Недели семьи;

– индивидуальную коррекционную работу с учащимися;

– организацию работы кружка «Я познаю себя».

В 2012/2013 учебном году педагогом социальным Матвеенко Т.С. проведены следующие мероприятия: ролевая игра «Рискуя жизнью», игра-викторина «Эликсир молодости», классный час «Я среди людей», урок-конференция «О вреде курения», откровенный разговор «Ставим условие – долой сквернословие!», видеолекторий «Жить, чтобы помнить».

Большую работу с учащимися проводила  педагог-психолог Гарус И.А. Для учащихся 5-11 классов были организованы тренинговые занятия по различным направлениям: по профилактике вредных зависимостей «Спасибо, нет!», по профориентации познавательная программа «Путь к успеху», психологическая игра «Вокзал мечты», программа «Я выбираю» для учащихся 9 класса,  тренинговые занятия по подготовке к вступительным экзаменам для учащихся 4-х классов, по подготовке к выпускным экзаменам для учащихся 9 и 11 классов, по подготовке к предметным олимпиадам, по формированию положительного образа учащегося и повышению его самооценки «Лабиринты Я», работа консультативного пункта «Тайм-менеджмент», тренинг личностного роста, тренинговые занятия для учащихся по подготовке к выпускным и вступительным экзаменам, к предметным олимпиадам, адаптационный марафон, индивидуальные консультации для родителей и учащихся. 

Хорошо отлажена работа по организации учёта детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования. Проводились родительские собрания  (лектории, приглашение представителей правоохранительных органов). Осуществлялась психолого-педагогическая диагностика родителей и учащихся  и психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на повышение их психолого-педагогической культуры, ответственности за воспитание  детей. Ежегодно уточняется банк данных  семей «группы риска» – многодетных, неполных, малообеспеченных, имеющих родителей-инвалидов, опекунских  и приёмных семей. В гимназии обучается 2 ребёнка-инвалида с хроническими заболеваниями. Детей, обучающихся на дому – нет. Многодетных семей 16, малообеспеченных – 9, опекунских – 2, неполных – 50.

Показатели правонарушений значительно сократились. В 2011 году правонарушений по гимназии насчитывалось 6, в 2012 году – 1 (Литвинюк Александр, 3 «Б» класс, воровство). Несовершеннолетний, состоящий на учёте ИДН,  – 1 (Литвинюк Александр, 3 «Б» класс). В марте 2013 года Литвинюк Александр снят с учета. С марта 2013 года несовершеннолетних, состоящих на различного вида учета, не имеется.

Необходимо отметить, что в гимназии проводился регулярный анализ посещения учащимися учебных занятий. Ежедневно проводился мониторинг пропусков уроков.

В течение всего учебного года проводилась работа по семейному воспитанию учащихся в тесном взаимодействии с семьями учащихся.  При проведении Недели матери были организованы: совместно с педагогом социальным и отрядом «Милосердие»  поздравление многодетных матерей, выставка рисунков, плакатов, коллажей «Под крышей дома моего»,  акция «Первое слово мама…». В мае 2013 года была организована и проведена Неделя семьи.

В гимназии работает УРП (учительско-родительский патруль). В его задачи входит:

1. Активизация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Проведение индивидуально-воспитательной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению преступлений и правонарушений

3. Повышение родительской ответственности за воспитание детей.

Систематически проводятся рейды «Семья», «Подросток», «Досуг». В ГУО «Гимназия г. Пружаны осуществляются следующие мероприятия по ранней профилактике семейного неблагополучия:

– ежегодное обследование жилищно-бытовых условий проживания и условий воспитания несовершеннолетних (классные руководители, СППС). Анализ положения несовершеннолетних с целью выявления несовершеннолетних, находящихся в СОП, проходит ежегодно на заседании совета профилактики в сентябре;

– проведение заседаний Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений (ежемесячно);

– реализация индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (полгода с момента признания несовершеннолетнего в СОП);

– взаимодействие СППС гимназии и администрации с КДН, ИДН, СПЦ с СП по проблемам семейного неблагополучия;

– всеобуч (2 раза в год), выявление детей дошкольного возраста, находящихся в социально опасном положении.

В течение 2012/2013 учебного года были проведены общегимназические родительские собрания:

«Особенности организации образовательного процесса в гимназии в 2012/2013 учебном году»,

«Ваш ребенок – первоклассник»,

«Особенности адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»,

«Секреты психологического здоровья подростков»,

«В семье – старшеклассник»,

«Здоровье наших детей»,

«Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»,

«Итоги успеваемости 3-ей четверти»,

«Родительское собрание будущих первоклассников»,                               

«Организация экзаменов за период обучения и воспитания на  II и III ступенях общего среднего образования»,

 «Наши успехи и достижения».

В гимназии организована работа Совета гимназии, в который входят учащиеся 5-11 классов, родители и педагоги.

В течение 2012/2013 учебного года были проведены недели: неделя матери, неделя безопасного поведения, неделя психологии и ЗОЖ, неделя правовых знаний, неделя профилактики правонарушений, неделя естественных наук, неделя иностранных языков, неделя профориентации, неделя семьи.

В гимназии ведётся серьёзная работа по профориентации. Во время осенних каникул учащиеся 11-х классов побывали на Дне открытых дверей в Брестском государственном университете им. А. С. Пушкина. Оформлен уголок по профориентации согласно методическим рекомендациям. В течение учебного года проведены следующие мероприятия: встреча с представителями 181-й боевой вертолетной базы, с работниками Пружанского РОВД, познавательный час «Профессия каждая самая важная», месячник профориентации, встреча с работниками Белагропромбанка и Белинвестбанка, участие  в районном мероприятии «День выпускника», консультация «Диагностика профессиональной направленности», экскурсия на льнозавод, на молочный комбинат, на предприятие «Юнимилк», встреча с представителями Волковысского колледжа, игра «Угадай профессию», тест викторина «В поисках своего призвания», неделя профориентации, игра-викторина «Дорога в страну профессий», программа «Я выбираю», консультация-презентация «Твой выбор профессии», психологическая игра «Вокзал мечты» и др. Проведены почтовые уроки к всемирному Дню почты, уроки Мира к всемирному Дню мира, уроки написания диктантов по энергобезопасности и «Будьте осторожны на льду». С 10 декабря в гимназии в течение 2-й четверти был организован и работал отряд «Стоп-менов». Оформлен уголок безопасности.

Одним из основных направлений воспитательной работы является трудовое воспитание учащихся. В 2012/2013 учебном году проводились  трудовые акции: по уборке территории гимназии, территории сквера воинам-афганцам, «День Земли», «Чистый сквер», «Чистый двор», субботнике по благоустройству улицы Ширмы и территории гимназии, участие в республиканском субботнике. В марте 2013 года по инициативе районного комитета ОО «БРСМ» юноши 10-х классов, члены п/о ОО «БРСМ», организовали акцию по расчистке от снега территории вблизи памятника воинам-интернационалистам. Уже стала традиционной благотворительная акция «Поможем родной гимназии» по сбору макулатуры и металлолома, субботники, часы общественно-полезной деятельности, благоустройство и озеленение кабинетов. В первом полугодии 2012/2013 учебного года учащимися гимназии было собрано макулатуры –2920 кг, металлолома – 745 кг, во втором полугодии собрано  4473 кг  макулатуры, что составило 13 кг на одного учащегося (норма была 10 кг на учащегося). Ещё одной традицией нашей гимназии стало совместное дело БРСМ и БРПО акции «Чудеса на Рождество» и «Свет Рождественской звезды», в ходе которых ребята собирали добровольные пожертвования на приобретение подарков для детей-инвалидов, детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей из республиканского общества «Дети в беде».

Шестой школьный день недели является органичной частью всей системы образовательного процесса и направлен на решение важнейших задач воспитания. С целью организации занятости учащихся различными формами внеурочной деятельности в гимназии проводится работа кружков, клубов, факультативов, спортивных секций для разных возрастных категорий учащихся. В субботу работало 10 кружков: “Мастерилка”, “Рукоделие”,  (руководитель Остапюк Е.А.), “ЮИД”, “Эстрадное пение” (руководитель Шопик В.В.), “Я познаю себя” (руководитель Гарус И.А..), “Мир глазами детей” (руководитель Локтева Г.Г.), “Заниматика” (руководитель Коробко В.Ф.),  “Туризм” (руководитель Гордиевская Т.В.), клуб “Купалiнка” (руководитель Книга Г.П.), клуб “Мы и время” (руководитель Левчук Т.С.).

В кружковой деятельности и деятельности клубов в шестой школьный день было занято 124 учащихся (35%). Организована работа 11  факультативов, в которых задействованы 114 учащихся (33 %), в том числе 2-х спортивных: «Футбол» и «Баскетбол».

Основным направлением деятельности в шестой школьный день является физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Согласно планированию шестого школьного дня каждую вторую субботу проводились дни здоровья для различных возрастных групп учащихся.  Наиболее эффективными формами спортивно-массовой внеурочной деятельности в шестой школьный день стали спортивные соревнования, физкультурные праздники, спортландии, турниры по бадминтону, баскетболу, волейболу, по подвижным играм, спортивные игры, летнее и зимнее многоборье.

В занятиях спортивных кружков и факультативов «Баскетбол» и «Футбол» в шестой школьный день было занято 28 учащихся,  что составляет 8 % от общего числа учащихся гимназии.

На основании письма Министерства образования Республики Беларусь во втором полугодии 2012/2013 учебного года часы воспитательной работы классных руководителей с классом были сконцентрированы в шестой школьный день, а охват внеурочной деятельностью в шестой школьный день учащихся 5-11 классов составил 100%. Для решения данной задачи во втором полугодии 2012/2013 учебного года классными руководителями осуществлялось планирование воспитательной работы с классом в каждый субботний день.

Воспитательная работа, проводимая  классными руководителями 5-11 классов в рамках шестого школьного дня, способствует не только всестороннему развитию учащихся, но и является источником мотивации их учебной деятельности. При планировании работы в шестой школьный день классные руководители использовали разнообразные формы и методы, учитывали индивидуальные и возрастные особенности учащихся, их склонности и интересы.

В Год бережливости особенную значимость приобретает формирование у обучающихся системы социально-экономических знаний и умений творчески их применять при решении различных проблем, проявляя при этом самостоятельность, инициативность, ответственность. В рамках мероприятий, приуроченных к Году бережливости, в 5-7 классах классными руководителями была организована и проведена серия познавательных игр-викторин «С уважением к энергосбережению».

Воспитательные мероприятия шестого школьного дня проводились в рамках тематических и предметных недель: познавательный час «В гостях у хозяйки медной горы» (Хмара И.В.), поэтическая гостиная «Судьба родной земли» (Шепель Е.Н.), урок права «Как стать обязательным человеком» в рамках недели правовых знаний, интерактивная дискотека «Живи и дай жить другим!» ко Дню памяти жертв СПИДа, познавательная викторина «В здоровом теле – здоровый дух» в рамках недели психологии и ЗОЖ, консультация-презентация «Твой выбор профессии» в рамках недели профориентации (Матвеенко Т.С.). К 130-летию со дня рождения Я.Купала и Я.Коласа учителями белорусского языка и литературы Книгой Г.П. и Ануфриенко В.Л. проведены устный журнал «Песняры беларускай зямлi» и литературно-музыкальная композиция «Шляхамi песняра».

В 4-й четверти были запланирована и проведена панорама открытых воспитательных мероприятий в рамках шестого школьного дня:  литературно-музыкальная композиция «И помнить страшно и забыть нельзя», встреча с ветераном Великой Отечественной войны Алекумовым М.И. (Левчук Т.С.), игровая программа «Туманный Альбион» (Ковалевич О.Н.), познавательно-игровая программа «Культурный человек – какой он?» (Ануфриенко В.Л.. Локтева Г.Г.), дебаты «Перспективы получения высшего образования» (Момлик А.К.).

Значимая роль в субботний день отводилась занятиям техническим творчеством и профориентации школьников. Работу в данном направлении проводили учитель трудового обучения Остапюк Е.А. (кружок «Мастерилка»), классные руководители, СППС, библиотекарь. В кабинете ДМОО (№12) был создан и оформлен уголок профориентации.

В шестой школьный день в гимназии успешно функционировали СППС, библиотека. В текущем учебном году библиотекарем гимназии Джумаевой Ю.О. была организована работа с учащимися 1-11 классов. В рамках шестого дня были проведены следующие мероприятия: «Книжкина больница» для учащихся 1-4 классов, внеклассное мероприятие «Я за здоровый образ жизни», праздничное соревнование «Весеннее настроение», урок музыки, посвященный 140-летию со дня рождения Ф.И. Шаляпина, познавательный час «Профессия каждая самая важная».

Большинство традиционных общегимназических мероприятий проводились в шестой школьный день: КТД «Спасибо вам, учителя!», «День гимназиста», «Вечер встречи с выпускниками», праздничная программа ко Дню защитника Отечества, чемпионат гимназии по игре «Что? Где? Когда?», «Гимназист года», «День открытых дверей», «Чествование победителей олимпиад». 

С целью создания  системы результативного воспитания и обучения, направленной на формирование гражданина патриота своей страны, готового к самостоятельной жизни и труду, обладающего нравственной, эстетической и этической культурой, способного к саморазвитию и самореализации,  на основе потребностей и запросов учащихся  в шестой школьный день в апреле- мае были проведены заседание кафедры воспитания «Шестой день недели – органичная часть целостной учебно-воспитательной системы школы» и педагогический совет «Шестой день – важная часть целостной образовательной среды гимназии».

В шестой школьный день гимназия осуществляла тесное взаимодействие с учреждениями социокультурной среды, с учреждениями спорта и туризма, с детскими и молодежными общественными организациями. Гимназисты принимали активное участие в работе «Эрудит-клуба», созданного на базе ГДК. В 2012/2013 учебном году учащиеся гимназии приняли участие в познавательной программе  «Мудрые науки без назидания и скуки», литературном турнире «Книг заветные страницы», конкурсной программе «Идеальная пара», посетили концертные программы в ГДК, приняли участие в мероприятии «Час краеведения. Легенды роднага краю» и встрече с белорусским писателем Валерием Квилория в детской библиотеке. Было организовано массовое посещение соревнований по хоккею «Золотая шайба» и «Беловежская пуща» в Ледовом дворце, посещение кинотеатра «Спутник». Пионеры гимназии в шестой школьный день принимали участие в работе школы районного пионерского актива в ЦТДМ. Учащиеся гимназии в шестой школьный день посещали школу искусств (6 учащихся), ДЮСШ №1 и ДЮСШ №2 (23 учащихся), объединения по интересам ЦТДМ (9 учащихся), ГДК (12 учащихся). Общая численность учащихся, охваченных деятельностью в учреждениях дополнительного образования в шестой школьный день, составляла 50 человек (14 %).  

     Идеологическая и воспитательная работа в гимназии в 2012/2013 учебном году осуществлялась во взаимодействии с государственными и общественными структурами:

 участие в проведении Дня знаний заместителя председателя райисполкома Кудравца Н.П.;

 встреча с инспектором ИДН Шумской И.В.;

 встреча с инспектором ИДН Кунцевичем А.В.;

 встреча с инспектором ГАИ;

 встреча с белорусским писателем Ю.А. Татариновым;

 вечер «Мама – сонейка маё» совместно с сотрудниками городской детской библиотеки;

 сотрудничество с ЦТДМ при подготовке к ярмарке «Золотая осень»;

 встреча с работниками музея Брестской крепости;

 урок почты (встреча с работниками почты);

 кинолекторий по пожарной безопасности (встреча с инспекторами РОЧС);

 встреча с инспектором ИДН Колядой Д.Г.;

 встреча с инспектором ГАИ Немировичем М.Ю.;

 встреча с инспектором РОЧС по вопросу организации факультатива по пожарной безопасности при РОЧС;

встреча с работником Пружанского РОЧС М.Ю. Жуковским;

встреча с сотрудниками музея в Несвижском замке;

 встреча с работниками Пружанского молочного комбината;

встреча с педагогическими работниками Мокровской и Новоселковской средних школ во время проведения экскурсий;

 встреча с белорусским писателем и историком В.Орловым;

встреча с белорусским писателем В. Квилория;

встреча с представителями 181-й боевой вертолетной базы;

встреча с работниками РОВД;

встреча с выпускниками гимназии-курсантами военной академии;

встреча с председателем Пружанского районного исполнительного комитета Серковым М.Н. и с первым секретарем ОО «БРСМ» Бабигорцем А.Н. во время церемонии вручения паспорта гражданина РБ;

 встреча с работниками Белинвестбанка и Белагропромбанка;

встреча с работниками молочного комбината во время экскурсии;

встреча с работниками льнозавода во время экскурсии;

встреча с работниками Юнимилка во время экскурсии;

встреча с врачом УЗ «ЦРБ» по профилактике туберкулеза;

встреча с ветеранами ВОВ;

встреча с инспектором ГАИ (по ПДД);

работа секции пионерского актива в ЦТДМ;

встреча с белорусским писателем Анатолием Бензяруком;

встреча с врачом-офтальмологом Шевченя Л.М.  при проведении родительского собрания;

встреча с работниками  Пружанских электрических сетей;

  сотрудничество с ГДК при проведении познавательных программ.

В 2012/2013 учебном году учащиеся гимназии представили свои творческие работы на районный конкурс «Опасность-СПИД» (представлено 5 работ), приняли участие в районном этапе конкурсов «Калядная зорка» и «Здравствуй, мир!», в ярмарке «Залатая восень», в республиканской акции ОО «БРСМ» «100 идей для Беларуси» (работа по использованию энергетических ресурсов Шевчени А.), конкурсе «Архновация», приняли участие в фестивале театральных постановок на иностранном языке (1 место на областном этапе), в конкурсе «Будущее, которое мы хотим» (1 место  в районном этапе), «Няхай вам будзе цепла, бы ў бацькавай хаце” (1 место в районном этапе), конкурсе сочинений “Напиши письмо о том, почему вода является драгоценным источником” (1 и 2 место в районном этапе и 3 место в областном этапе), кокурсе творческих работ “Афганистан – путь к подвигу” (3 место в районном этапе), конкурсе “Спасатели глазами детей” (3 победителя), районном конкурсе “А ну-ка, парни!” (2 место), слете “ЮИД”, конкурсе по стрельбе памяти воинов-интернационалистов (3 место), конкурсе школьных проектов “Энергия – среда обитания” (3 место), игре “Что? Где? Когда?” (1 место в районном и 2 место в областном этапах), конкурсе на лучший уголок государственной символики (2 место), конкурсах фотографий “Миг победы”, конкурсе на лучший логотип г. Пружаны, в республиканской акции ОО «БРСМ» «100 идей для Беларуси» (работа по использованию энергетических ресурсов Шевчени А.), конкурсе «Архновация». Гимназисты приняли активное участие в акции по сбору книг для библиотеки пограничной заставы.

По результатам мониторинга уровня воспитанности учащихся 5-11 классов гимназии средний балл остается стабильным – 2,4 балла. Процентное соотношение количества учащихся с высоким, средним и низким уровнем воспитанности таково: высокий – 81 обучающихся (41 %) в 1-е полугодии, 80 обучающихся (43%) – во 2-м полугодии;  средний – 109 обучающихся (57%) –в первом полугодии, 105 обучающихся (57%) – во 2-м полугодии, низкий – 0%. Результат мониторинга уровня идеологического воспитания также остался прежним: в конце 2012/2013 учебного года он составил 2,5 балла.

Организации воспитательного процесса уделяется должное внимание со стороны администрации гимназии. Налажен контроль за состоянием идеологической и воспитательной работы в гимназии, ведется контроль за качеством и эффективностью проведения классных и информационных часов, за организацией работы кружков, клубов, спортивных секций, за качеством планирования воспитательной работы классных руководителей, за организацией работы в шестой школьный день, за организацией горячего питания и организацией оздоровления и занятости обучающихся в период каникул, занятости во внеурочное время. Вопросы организации воспитательной работы в гимназии рассматриваются на педагогических советах, на совещаниях при директоре и при заместителе директора по воспитательной работе, на заседаниях кафедры воспитания.

Таким образом, в гимназии сформирована целостная система идеологической и воспитательной работы, она построена на гуманистических принципах, основывается на тесном взаимодействии педагогов, учащихся и их родителей, а также с социокультурной средой гимназии. Созданы условия для того, чтобы вырастить человека творческого и талант­ливого, любящего родных и близких, свой народ, свою родину, настоящего гражданина своей страны, необходимо не только формировать компетенции. В гимназии создана система воспитатель­ной работы, направленная на формирование гармоничной, разносторонней, высоконравственной личности обучающегося.

Однако в организации идеологической и воспитательной работы сохраняется ряд проблем:

– на недостаточном уровне остается охват учащихся физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельностью;

– в воспитательном процессе недостаточно проходит взаимодействие классного руководителя и родителей обучающихся;

– на низком уровне проводится работа по организации туристических походов и мероприятий по краеведению;

– на низком уровне исследовательская деятельность по воспитательной работе.

Исходя из анализа идеологической и воспитательной работы, определены следующие направления дальнейшей деятельности всех участников воспитательного процесса:

– совершенствование уровня мастерства педагогов-воспитателей посредством широкой самообразовательной деятельности, исследовательской деятельности классных руководителей;

– использование в воспитательной работе научно-педагогических достижений, инновационных форм и методов;

– распространение позитивного педагогического опыта членов кафедры воспитания, создание банка положительного педагогического опыта работы в шестой школьный день;

– принятие действенных мер по вовлечению учащихся в спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия с привлечением родительской общественности;

 – совершенствование форм взаимодействия классного руководителя и СППС с семьями обучающихся в процессе воспитательной деятельности;

– совершенствование работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в тесном взаимодействии классного руководителя, СППС, родителей.

 

Добавить комментарий