Профилактическая работа, направленная на предупреждение девиантного (делинквентного) поведения, является приоритетным направлением в работе педагога социального и педагога-психолога, классных руководителей.
В современной школе к системе профилактических мероприятий по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних относят:
а) раннее выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права;
б) определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии;
в) формирование правовой культуры подростков, проведение правового всеобуча;
г) работа с семьей и подростками, имеющими отклонения в поведении (педагогическая коррекция личности, тренинговые занятия, деловые игры);
д) вовлечение трудных учащихся в различные виды социально значимой деятельности;
е) деятельность совета по профилактике делинквентного поведения (антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом).
Преобладающим видом профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних является ранняя профилактика, включающая в себя предупреждение и коррекцию.
Выделяют следующие направления деятельности социального педагога по предупреждению делинквентного поведения подростов:
– ранняя диагностика подростков, относящихся к «группе риска»;
– изучение их социальных проблем, условий возникновения и разрешения с учетом возможностей образовательного учреждения;
– учет педагогически и социально неблагополучных семей;
– организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально педагогической деятельности, установление контактов и взаимодействий с комиссией по делам несовершеннолетних;
– организация консультационно-разъяснительной работы с родителями, педагогами;
– мобилизация воспитательного потенциала среды, организация работы по нейтрализации, переориентации группового общения социально и педагогически запущенных подростков;
– разработка программ индивидуально-профилактического воздействия на подростков, склонных к асоциальному поведению, и окружающую их социальную среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения;
– организация жизнедеятельности школьного коллектива, в процессе которой происходит развитие у воспитанников общественно значимой и творческой активности, нравственно волевых и гражданских качеств;
– развитие системы правового образования учащихся.
Все формы профилактической работы по предотвращению делинквентного поведения у несовершеннолетних можно разделить на три группы:
а) работа с учащимися;
б) работа с педагогическим коллективом;
в) работа с родителями учащихся.
В психолого-педагогической литературе выделяют следующие формы работы с учащимися:
занятия с элементами социально-психологического тренинга; социально-педагогические акции;
индивидуальные и групповые консультации;
оформление информационных стендов;
круглые столы;
информационные и классные часы;
круглые столы с привлечением сотрудников правоохранительных органов, представителей православной церкви;
мониторинг посещаемости учебных занятий;
Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности; содействие трудоустройству несовершеннолетних в каникулярное время.
Работа с родителями учащихся включает в себя следующие
формы: общешкольные и классные родительские собрания;
оформление родительского уголка (памятки, рекомендации, буклеты); круглые столы с привлечением различных специалистов;
социально-педагогический мониторинг.
Основными формами работы с педагогическим коллективом с целью профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних являются:
педагогические советы;
тематические заседания методических объединений классных руководителей;
методические рекомендации классным руководителям по работе с несовершеннолетними с делинквентным поведением;
консультации классных руководителей;
создание методических копилок воспитательных мероприятий, памяток, буклетов;
составление социально-педагогической характеристики учреждения образования;
изучение нормативно-правовой документации по проблеме профилактики делинквентного поведения учащихся;
составление банка данных несовершеннолетних с делинквентным поведением, несовершеннолетних, требующих повышенного педагогического внимания.
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений – создается в учреждении образования для работы по предупреждению правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины в школе среди учащихся. На заседаниях Совета профилактики рассматриваются персональные дела учащихся – нарушителей порядка, изучается и анализируется состояние правонарушений среди учащихся, состоянии профилактической работы, осуществляется контроль за поведением учащихся, состоящих на различного вида учетах (ИПР, СОП), контроль за выполнением профилактической работы с неблагополучными семьями.
Таким образом, педагог в ходе проведения профилактической работы по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних применяет широкий спектр форм и методов работы по трем основным направлениям: работа с учащимися, работа с родителями и работа с педагогическим коллективом учреждения образования.