Типичные ошибки, которые допускает педагог при организации работы с несовершеннолетними девиантного поведения

Типичные ошибки Интерпретация ошибки
Содержательные
Мероприятия носят поучи­тельно-назидательный, ди­рективный характер Говоря учащимся, что в определенных ситуациях нужно поступать «только так, а не иначе», мы не создаем для них ситуаций вы­бора, следовательно, не учим их думать. Поэтому, оказавшись в проблемной ситуации, ребенок дезориентируется и часто выбирает неправильный вариант ее решения
Запугивающий характер проводимых воспитатель­ных занятий Проводя занятие по принципу «если — то» (например, «Если ты будешь рисовать на стенах зданий, то твоим родителям придется заплатить большой штраф»), мы не учим учащихся оценивать последствия принятых решений, совершенных поступков и прочее, как для самого ребенка, его семьи, так и для окружающего его социума
Демонстрация отрицатель­ных образцов поведения (педагог «рисует» портрет курильщика, наркомана и т. п.) Целесообразно сместить акцент внимания школьников с негатив­ных образцов поведения человека на образцы нравственно-право­вого поведения; показать эти образцы на примере художественной литературы, кино, реальной жизни
Предъявление учащимся информации, содержатель­но насыщенной, изобилу­ющей цифрами Такая информация тяжело воспринимается детьми, усваивается частично, быстро забывается. Один из вариантов решения — проб­лемное представление информации, организация поиска информа­ции самими детьми
Преобладание словесных методов воспитания нрав­ственно-правового поведе­ния Информирование (беседы, рассказы) о необходимости соблюдения норм и правил поведения не всегда способствует правильному по­ведению учащихся
Многократное упражнение в правопослушном пове­дении Обучение нормам поведения, которое сводится к множественным однотипным повторам, не достигнет поставленной цели, так как не затрагивает эмоциональную, рефлексивную, мотивационную сферу личности ребенка
Формирование педагогом в классном коллективе от­рицательного отношения к личности ребенка с деви­антным поведением Оценивается личность, а не поступок, который ею совершен; в результате в детском коллективе учителем создается атмосфера неприязни, недоверия к трудному ребенку, который «выдавлива­ется» из коллектива

 

Организационные
Учащимся предлагается большое количество раз­нообразных мероприятий профилактической направ­ленности Наблюдается подмена активности детей с девиантным поведени­ем активностью учителя. Поскольку мероприятия предлагаются, инициируются взрослым, часто допускаются следующие ошибки:

шаблонная форма проведения (вопросно-ответная, мероприятие напоминает урок)

•       не сформирована мотивация к работе: зачем, с какой целью про­водится мероприятие;

•       в проведении мероприятия задействованы отдельные учащиеся класса

Вовлечение (чаще всего меха­ническое) детей с девиантным поведением в организуемую деятельность Присутствие в деятельности, пассивная активность не ори­ентируют ребенка на изменение поведения, необходима мо­тивированность на участие в организованной деятельности, ее внутреннее принятие. Механическое включение ребенка в занятие дает нулевой воспитательный эффект
Привлечение к проведению про­филактических мероприятий специалистов-профессионалов (врачей-наркологов, инспекто­ров по делам несовершеннолет­них и др.) Часто информация, предлагаемая учащимся специалистами, не адаптирована к их возрасту. В беседе специалисты опери­руют профессиональной терминологией, приводят примеры, малопонятные школьникам
Организация профилактической работы с ребенком, не вступая в контакт с семьей Родители — основные партнеры, союзники педагога в любой работе, без их помощи и поддержки педагог не сможет полу­чить качественный результат, к которому стремится
Организация работы по прин­ципу «ненормативное поведе­ние, плохой поступок — немед­ленное, быстрое реагирование (беседа, поучение, требование и пр.)» Необходимо сменить направление организации превентивной работы: идти не от поступка к его исправлению, а от предупре­дительных мер к нормативному поведению ребенка
Ориентация на быстрые и кар­динальные перемены в поведе­нии ребенка Проведя несколько бесед, воспитательных занятий, нельзя изменить, блокировать ненормативное поведение ребенка. Необходимо помнить, что воспитательный процесс длителен во времени и его результативность может проявиться спустя годы
Установка на правопослушное поведение Негласное соглашение между учителем и учеником «не мешать друг другу» в стенах школы выводит совершение правонару­шений за ее пределы, но не решает проблему отклоняющегося поведения в целом
Антистимулирование (Л. Ю. Гор­дин), методика негативного сти­мулирования (И. А. Невский), т. е. исключение педагогически запущенного школьника из всех видов общественно полезной деятельности и общения, кроме учебной В результате чувство озлобленности, недоверия ребенка на­растает, ярлык «трудный» подталкивает к совершению не­нормативных поступков
Подавление внешних проявле­ний трудновоспитуемости Нельзя добиться нормативного поведения, не организовав рабо­ту по устранению причин, вызывающих трудновоспитуемость
Учитель (самостоятельно) пы­тается исправить поведение ребенка В профилактической (коррекционной) работе с трудными учащимися важно использовать воспитательные возможности детского коллектива

 

Добавить комментарий