Рекомендации по планированию и организации работы учебного кабинета
Школьный кабинет – это специальное помещение с рационально-размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Оборудование кабинета можно рассматривать как часть учебно-воспитательной работы в школе, к которой может и должен быть привлечен широкий круг инициативных учеников. Они могут помочь в изготовлении наглядных пособий, таблиц, схем и плакатов, в оформлении сменных и постоянных стендов, в выпуске газет, в создании картотек и т.д. Работа по оборудованию кабинета, а также занятия в нем развивают у школьников интерес к предмету, творческие способности.
Требования к учебному кабинету:
- Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.
- Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.
- Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
- Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).
- Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
- Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательным программам.
- Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).
- Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.
- Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).
- Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.
- Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).
- Наличие экрана результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.
- Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультаций и др.
В учебном кабинете выделяют
три основных части оборудования:
1. Учебное оборудование.
2. Мебель и приспособления.
3. Специальные средства для научной организации учебного процесса и управления им.
Учебное оборудование:
- учебно-наглядные пособия, учебные приборы (демонстрационные; лабораторные);
- учебно-наглядные изобразительные пособия (модели строения атомов, веществ; макеты;
- наглядные печатные пособия (таблицы по темам;дидактический материал; портреты ученых, писателей и др.);
4. Аудиовизуальные средства обучения (диапозитивы; диа-, кино-, видеофильмы и т.п.
5. Общее лабораторное оборудование (лабораторная химическая, физическая, биологическая посуда; наборы химических реактивов, биологических и физических материалов; лабораторные принадлежности и инструменты).
Специализированная мебель и приспособления кабинета:
1. Рабочее место учителя:
- демонстрационный стол;
- классная и магнитная доски;
- экран.
2. Рабочее место ученика: парта, лабораторный стол.
3. Вытяжной шкаф.
4. Шкафы секционные многоцелевые.
5. Сейф лабораторный.
Специальные средства для научной организации учебного процесса и управления им:
1. Картотеки:
а) контрольных заданий;
б) подготовки учебного оборудования к уроку;
в) учета учебного оборудования;
г) индивидуальных заданий и др.
2. Научно-методическая литература для подготовки учителя к урокам.
Необходимая документация учебного кабинета:
- Паспорт учебного кабинета.
- Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
- Журнал или картотека наглядных пособий, раздаточного материала.
- Правила техники безопасности работы в учебном кабинете.
- Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, а также инструктаж лаборанта.
- Правила поведения учащихся в учебном кабинете.
- График работы учебного кабинета.
- Акт приёмки учебного кабинета администрацией школы.
- План работы кабинета на учебный год.
- Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).
Вся документация кабинета химии ведется учителем (зав.кабинетом) регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена в папках с соответствующими названиями, например:
- Кабинет ———-.
- Охрана труда.
- Нормативные документы.
- Планирование учебной работы.
- Работа по самообразованию учителя.
- Современные образовательные технологии.
- Методические рекомендации.
- Нетрадиционные формы занятий по ——.
- Неделя ——– в школе.
- Внеклассная работа по ———.
- Работа с одаренными детьми.
- Новости науки.
- Проблемы современной ———(биологии, экологии, географии, белорусского языка и.т.д.).
- Библиография.
и др. по усмотрению учителя.
Папка «Кабинет _________»
ü Диагностическая карта учебного кабинета №___
Школа № _____________________________________________
Тип школы _____________________________________________
Зав. кабинетом: _____________________________________________
(Ф.И.О., квалификационная категория, стаж работы)
Наличие:
- Паспорт кабинета _______________________________________________
- Правила поведения учащихся в кабинете ______________________
- Правила техники безопасности ____________________________________
- График работы кабинета (уроки по расписанию, расписание внеклассных занятий) _______________________________________________________
- План работы кабинета на учебный год ______________________________
- Перспективный план работы кабинета ______________________________
- Административный контроль за деятельностью кабинета, контроль за выполнением требований к кабинету со стороны МО (школьного и районного) _____________________________________________________
Оформление кабинета:
1. Государственная символика _______________________________________
2. Материалы образовательного стандарта (нормативные документы, информационно-методические письма МО РБ, программы, календарно-тематическое планирование, информация по ЦТ и т.д.) __________________
3. Рекомендации для учащихся (информационные стенды) ______________
4. Работы учащихся (рефераты, творческие работы, выставки и т.д.) _______
5. Действенность кабинета и его оформление: содержание, качество, сменяемость ______________________________________________________
6. Эстетичность оформления ________________________________________
Обеспечение деятельности кабинета:
1. Санитарно-гигиеническое состояние ________________________________
2. Сохранность школьной мебели ____________________________________
3. Наличие современных учебно-методических комплектов, дидактических материалов ______________________________________________________
4. Наличие дидактических пособий для учителя, предметных газет и журналов ________________________________________________________
5. Наличие раздаточного материала, его систематизация и хранение ______
6. Наличие дополнительной литературы по предмету ____________________
7. Обеспечение кабинета ТСО _______________________________________
ü Паспортизация кабинета.
Для своевременной оценки работы заведующего кабинетом и качества функционирования кабинета проводится его паспортизация.
Цель паспортизации учебного кабинета:
проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА № ________
- Фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом _____________________________
- Фамилия, имя, отчество лаборанта _________________________________________
- Класс, ответственный за кабинет __________________________________________
- Ф.И.О. учителей, работающих в кабинете ___________________________________
Урок |
Дни недели |
|||||
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
|
1. |
||||||
2. |
||||||
5 Параллели, для которых оборудован кабинет _________________________________
6 Площадь кабинета _______________________________________________________
7 Число посадочных мест ___________________________________________________
ü Акт готовности кабинета к учебному году.
Протокол
решения методического совета школы о готовности учебного
кабинета к обеспечению условий реализации образовательной
программы на ______/_______ учебный год
Кабинет №_____________________
Зав. кабинетом________________________________________________________________
Замечания методического совета:________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Решение методического совета: _________________________________________________
Дата __________________________
Оценка состояния кабинета
Учебный год |
Оценка состояния кабинета |
||
август |
январь |
|
|
Оценка деятельности кабинета №___за_____/_____учебный год
1. Самоанализ работы зав. кабинетом, самооценка:__________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Оценка учащихся (по результатам анкетирования): ______________________________
_____________________________________________________________________________
3. Оценка методического объединения учителей:___________________________________
4. Оценка методического совета: ________________________________________________
5. Выводы и предложения по дальнейшей работе кабинета:__________________________
6. Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете химии, физики, биологии.
ü План работы кабинета на год (блоки):
План составляется учителем-предметником, отвечающим за кабинет соответственно его профилю и функциональному назначению.
1блок: анализ работы кабинета в прошлом учебном году.
2 блок: задачи на новый учебный год, в которых отражается тематическое планирование, обновление дидактического материала, составление опорных конспектов, диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, таблиц, учебно-методического материала по профилю кабинета соответственно стандарта образования и образовательной программы школы; сохранение материально-технической базы кабинета.
3 блок: методическая работа.
4 блок: работа с учащимися.
ü Перспективный план работы кабинета на три года.
№ п/п |
Что планируется |
Сроки |
Ответственный |
Результат/ |
ü Инвентарная ведомость.
ОПИСЬ
имущества и документации кабинета № _____
№ п/п |
Наименование имущества |
Количество |
1. |
Учительский стол | |
2. |
Учительский стул | |
4. |
Парты двуместные | |
5. |
Стулья ученические | |
6. |
Шкафы | |
7. |
Доска | |
8. |
Доска магнитная | |
9. |
Ящик для хранения печатных пособий | |
10. |
Тумбочка | |
11. |
Карнизы | |
12. |
Шторы | |
13. |
Подставка для цветов | |
14. |
Трибуна (в кабинетах гуманитарного цикла) | |
15. |
Стенды | |
16. |
Зеркало | |
17. |
Декоративные цветы | |
18. |
Термометр | |
19. |
Указка | |
20. |
Часы | |
21. |
Подставка для книг | |
22. |
Экран | |
23. |
Инвентарная ведомость на технические средства
обучения учебного кабинета № _____
№ п/п |
Наименование ТСО |
Марка |
Год приобретения |
Инвентарный № по школе |
1. |
Телевизор | |||
2. |
Видеомагнитофон | |||
3. |
Видеоплеер | |||
4. |
Магнитофон | |||
5. |
Проигрыватель | |||
6. |
Музыкальный центр | |||
7. |
Фильмоскоп | |||
8. |
Эпидиаскоп | |||
9. |
Эпипроектор | |||
10. |
Диапроектор | |||
11. |
Эпископ | |||
12. |
Графопроектор | |||
13. |
Компьютер | |||
14. |
ü Должностная инструкция заведующего кабинетом.
ü Обязанности лаборанта кабинета химии, физики, биологии.
Папка «Охрана труда»
В ней должны содержаться следующие документы:
- Инструкция по охране труда для кабинетов (лабораторий) химии, физики, биологии.
- Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете (лаборатории) химии, биологии, физике, разработанная на основе инструкции из правил по ОТ.
- Указания о проведении обучения и инструктажа по охране труда.
- Оказание первой медицинской помощи.
- Перечень средств и медикаментов для аптечки данных кабинетов.
- Примерный план пожаротушения в данных кабинетах.
- Сведения об особых свойствах и группах хранения веществ из Типового перечня для учебных заведений.
В классе должен быть оформлен уголок по технике безопасности, где размещаются:
- Ø правила поведения в кабинете химии, биологии, физике,
- Ø инструкции по ТБ,
- Ø памятка по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях,
- Ø примерный план пожаротушения.
Папка «Нормативные документы»
При организации учебно-воспитательного процесса в любом учебном году необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:
- Ø Инструктивно – методические письма
- Ø Стандарты
- Ø Концепции
- Ø Нормы оценки
- Ø Инструкция о порядке формирования культуры устной и письменной речи в УО
- Ø СанПиН
- Ø Рекомендации по организации методической работы по данному предмету
- Ø Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего
образования.
- Календарно-тематическое планирование.
- Ø Рабочие планы (могут быть отдельно).
- Ø Планы работы факультативов, кружков, курсов по выбору (обязательно название, класс, тематика, даты проведения занятий).
Папка «Современные образовательные технологии»
Может содержать краткую характеристику наиболее распространенных технологий учебно-воспитательного процесса, теоретический материал по используемым учителем новым педагогическим технологиям, разработки уроков с использованием современных технологий образовательного процесса.
Папка «Портфолио»
Папка «Работа с одаренными детьми»
Содержит задания внутришкольных, районных, областных олимпиад, отчеты об их проведении, материалы для подготовки к олимпиадам и т.п.
Папка «Измерители образовательного стандарта»
По сути это классификатор материалов для проверки знаний, умений и навыков учащихся, который можно оформить в виде таблиц. Например:
№ п/п |
Класс |
Тема |
Количество |
|
|
|
|
Аналогично: тесты, практические работы, лабораторные опыты, карточки для самостоятельной работы и т.п. Следует оказать, где находятся те или иные работы (в какой тематической папке или отдельно, на какой полке, в каком шкафу).
В кабинете обязательно должна быть картотека имеющейся литературы. Её можно оформить следующим образом.
Картотека учебно-методической и справочной литературы
- Учебники и учебные пособия.
№ п/п |
Название |
Автор |
Издательство |
Год издания |
Количество экземпляров |
|
|
|
|
|
|
- Справочники, сборники задач.
- Методические пособия.
- Дополнительная литература по предмету.
- Журналы и газеты.
Литература должна храниться в кабинете согласно данной картотеке в определенном порядке, чтобы можно было легко ее найти и удобно ею воспользоваться.
Можно предложить следующие разделы:
- Учебники.
- Сборники задач и упражнений.
- Сборники тестов.
- Методика преподавания _______.
- Занимательная __________.
и т.д.
Дидактический материал
Наглядные пособия способствуют успешному усвоению школьниками учебного материала, значительно расширяют информационное поле изучаемых тем, облегчают понимание и дают возможность достигнуть лучших результатов в процессе работы. Наглядные пособия могут быть постоянными, а также использоваться для временного, краткосрочного показа.
Их также необходимо классифицировать:
№ п/п |
Класс |
Раздел, тема |
Название схемы, таблицы, карточки |
Количество экземпляров |
Видеоматериалы
Во многих школах есть возможность использовать ТСО.
- Видеокассеты.
- Диафильмы.
- Диапозитивы.
- Медиатека
№ п/п |
Класс |
Раздел, тема урока |
Название программы, ее фрагмент |
Папка «Нетрадиционные формы занятий» и «Внеклассная работа»
В них можно накапливать материал к проведению уроков и внеклассных мероприятий, как разработанный самим учителем, так и взятый из литературы.
Очень удобно иметь тематические папки с планами-конспектами уроков, карточками для работы на уроке, инструктивными карточками для проведения лабораторных и демонстрационных опытов и т.п. В этих же папках можно постепенно составлять список дополнительной литературы по данной теме, статей из периодической печати, методических журналов и пособий, собирать разработки конкурсных уроков коллег.
Все папки должны иметь оглавление с перечнем имеющихся там материалов для удобства поиска и пользования.