Самонаблюдение – это хороший способ получения новой информации о собственной занятости, возможность проверить свою готовность учиться организовывать время. Чтобы не дать ему ускользнуть, проанализируйте причины потери времени, а именно:
не умею отделять важные дела от второстепенных;
не применяю эффективные приемы запоминания учебного материала;
не знаю своих биологических ритмов, часов наиболее высокой умственной работоспособности;
отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
Определите хотя бы три основные причины «поглотителя» своего времени и попытайтесь устранить их.
Как лучше запомнить учебный материал
Для более эффективного запоминания учебного материала необходимо использовать разные виды памяти:
зрительную, слуховую, двигательную. Выясните свой ведущий тип памяти, с помощью которого вам легче усваивать информацию, и в дальнейшем постарайтесь организовать работу так, чтобы применять его чаще.
Осмысленность и прочность запоминания существенно повышает логическая работа с материалом с опорой на образные связи. Необходимо вызывать соответствующие образы, представить их зрительно, ассоциировать с учебным материалом.
Осознанному запоминанию способствует смысловая группировка учебного материала. Для этого необходимо:
разделить материал на части, в каждой выделить главное; придумать к каждой заголовки, которые служат смысловой опорой запоминания;
установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их расположения;
прочитать материал полностью, определить его общий смысл.
Важным условием эффективного запоминания и длительного сохранения учебного материала в памяти является повторение. Оно должно быть не пассивным, а активным. Также материал необходимо пересказать. Повторное чтение создает иллюзию знания, так как не происходит осмысленной переработки сведений.
Учебный материал запоминается надолго, если соблюдаются принципы рационального повторения. Суть их состоит в следующем.
- Необходимо повторять информацию после ее прочтения, так как материал чаще забывается на первых стадиях запоминания (примерно через час, если его только прочитать).
При запоминании текстовой информации второй раз повторять ее желательно через 20 минут после первого, третий – через 6–8 часов (в день запоминания), четвертый – на следующий день, через 24 часа.
Чтобы запомнить точные данные, повторять их второй раз лучше через 40–60 минут, третий – через 3–4 часа (в день запоминания), четвертый – в течение следующего дня.
Большое количество осмысленных повторений способствует прочному запоминанию учебного материала.
- Повторять нужно столько, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала из памяти. Очень важно в этой ситуации сделать установку на длительный срок, чтобы контрольная не прошла по схеме «сдал и забыл».
- Промежутки времени между повторениями необходимо по возможности удлинять.
- Сложный материал следует повторять в часы наибольшей умственной работоспособности, а также перед сном, затем утром.