Заканчивается учебный год, впереди вас ждут экзамены. Вы готовы к ним? Что вы испытываете накануне?
Фактор тревожности в предэкзаменационный период со слов самих учащихся выражается:
В чувстве изоляции и разобщенности, о чем не могут рассказать ни родителям, ни учителям.
В паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть.
В состоянии неуверенности в своих силах, которое нередко выражается жалобой на то, что нет “своих мыслей в голове”.
В ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время.
В растерянности, из-за неумения отделить главное от второстепенного.
Экзамен – это, безусловно, напряжение. Разубеждать вас в этом не стану. Но давайте будем относиться к ним, как к факту в биографии, как к рубежному шагу: через это все проходили, от этого не умирают.
Как же нужно относиться к экзаменам?
Самое главное – не преувеличивать и не преуменьшать значение экзамена. А с чем можно его сравнить? Наверное, с итоговой контрольной работой в конце года.
В народе говорят: “Во всем плохом есть что-то хорошее”. Давайте и мы с вами попробуем найти плюсы в этом пугающем слове ” экзамен”:
Это бесплатный тренировочный шанс для поступления в ВУЗ;
Получение аттестата;
Проверка своих способностей и возможностей.
Совсем скоро вы расстанетесь со своими одноклассниками, возможно, навсегда. Не теряйте ни минуты. Попробуйте готовиться группами по 2-3 человека. Первый усвоил один вопрос, второй – другой. Рассказали друг другу прочитанный материал. Каждый побывал в роли отвечающего и учителя, объясняя товарищу тот или иной вопрос.
Проведите ревизию своих знаний. Четко оцените свои сильные и слабые стороны знаний по предметам. Постарайтесь быстро ликвидировать пробелы. Помните, незнание ведет к незапланированным неудачам, а они вам совсем не нужны.
Как ни банально это звучит, но для успешной сдачи экзаменов нужен элементарный режим дня:
– Сон – 8 часов
– Свежий воздух – минимум 2 часа в день. Идет большой поток информации. Для ее усвоения необходим кислородный обмен. Будет ли у вас “чистый” отдых или вы будете заниматься на балконе – решать вам.
– Питание – четырехразовое. Введите добавки: мед, орехи, витамины.
Во время подготовки к экзаменам вам придется пересмотреть огромную гору литературы. Как быть?
Умение работать с текстом
- Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением, просмотрите введение.
- Анализ. Задумайтесь: для чего вы читаете книгу? Грамотный читатель извлечет из книги нужную информацию за короткий промежуток времени.
- Ориентация. Перед прочтением раздела ознакомьтесь с заголовками подразделов. Ваше чтение тогда будет целенаправленным и осмысленным.
- Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, точно формулируйте их на бумаге.
- Развитие мышления и речи. Опираясь на записи, проверьте насколько хорошо вы усвоили прочитанное. Попробуйте изложить свою точку зрения.
Навыки запоминания.
- Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу. Не выписывайте целые предложения или абзацы.
- Вводные предложения. Задерживаем на них свое внимание в каждом абзаце. Особенно если абзацы большие.
- Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними.
- Сигнальные фразы типа подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит. Не пропустите их. Они говорят о важном.
- Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы.
Запоминание напрямую зависит от понимания. Что понятно, то лучше и быстрее запоминается.
Внимание – ошибка!
- Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Не спешите!
- Возьмите с собой часы, планируйте время!
- В экзаменационных работах содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Будьте внимательны!
Давайте подведем итоги.
- Живем по режиму
- Умеем работать с книгой
- Знаем приемы запоминания
- Чувствуем себя уверенно
Желаю успеха!