Вряд ли можно найти такого родителя, который не хотел бы, чтобы его ребенок-подросток был самостоятельным и ответственным. Все мы желаем своим детям только лучшего, хотим, чтобы они были лучше нас, чтобы они не наступали на те же «жизненные грабли», на которые в свое время наступали мы. Однако, вот в чем парадокс: очень сильное желание родителя уберечь от жизненных неудач своего подростка, оказывает последнему «медвежью услугу». Так как же сформировать настоящую ответственную позицию к жизни у молодого поколения в подростковом возрасте? Ведь никто не поспорит с тем, что в этом и заключается воспитательная работа родителей. Именно эту тему мы обсудим.
В нашем обществе, увы, принято сравнивать ответственность за собственные поступки с тяжелой ношей, которая через некоторое время обязательно придавит к земле своего хозяина. Возможно, что многие из взрослых неосознанно сравнивают личную ответственность с уголовной и административной ответственностью, и именно поэтому понятие ответственности у нас не в моде. Это, конечно же, шутка, однако не лишенная доли жизненной правды. Чтобы сформировать ответственную позицию у подростка по отношению к своим поступкам, следует ее всячески поощрять, находить в ней интерес и обязательно подкреплять высказываниями: «ответственность – удел личностей, сильных людей!», «быть ответственным за свои поступки – это очень интересно, потому что ты сам являешься создателем собственной судьбы. А что же может быть лучше?». Лишь только получая удовольствие, удовлетворение от собственной ответственности, подросток будет способным брать эту ответственность на себя.
Ответственность – это осознанность.
Осознанно делать выбор в пользу определенного действия или бездействия.
Я ушел с урока, потому что я захотел погулять.
А не: Я ушел с урока, потому что Федя предложил погулять.
Осознавать возможные последствия.
Я опоздал, потому что я поздно вышел.
А не: Я опоздал, потому что пробки на дорогах.
Отвечать за свои поступки
Я написал контрольную на два, я подготовлюсь и исправлю.
А не: Я написал контрольную на два, ну и что.
Осознавать свой вклад в случившееся, думать о своих действиях, а не о чужих.
Я подрался с Петей, потому что я разозлился и не смог сдержаться, когда он назвал меня дураком.
А не: Я подрался с Петей, потому что он обзывал меня и полез на меня с кулаками.
«Ответственность – это осознанное поведение, это проявление сознательности в своих поступках. Это не перекладывание своих проблем на чужие плечи, не обвинение других, не представление себя в качестве жертвы, а позиционирование себя как самостоятельной личности, понимающей результат своего действия или бездействия» (Определение с просторов Интернета)
Одной из возрастных задач подросткового периода является принятие ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свою жизнь и ПОСЛЕДСТВИЙ своих поступков
Как помочь подростку в решении этой задачи?
- Делиться своим опытом;
- Задавать вопросы: «как ты думаешь, что будет если….?»;
- Разбирать ситуации, отделять «зерна от плевел», показывать, где начинается его ответственность, а где – другого человека.
В подростковый период, дети считают себя очень взрослыми, стремятся делать по-своему, принимают свои собственные решения, экспериментируют, нарушают правила. Следовательно, ситуаций для анализа – множество.
Например, такой случай: класс во главе с учительницей едет в театр. Два друга решили ехать не на электричке вместе со всеми (как сказала учительница), а на маршрутке самостоятельно.
Итог: пока они доехали до театра, учительница уже продала их билеты. Не долго думая, они отправились в развлекательный центр, а вечером дома рассказывали родителям о том, какая учительница «плохая», продала их билеты.
Часто родители поддерживают своих любимых чад в том, что кто-то другой виноват (в данном случае учительница), вместо того, чтобы задать пару вопросов:
Что ты сделал для того, что бы произошла данная ситуация?
– поехал отдельно от класса;
– пришел в театр за несколько минут до начала представления;
– предупредил одноклассников, но ни слова не сказал учительнице, что приеду отдельно.
Что ты мог сделать иначе?
– поехать вместе с классом;
– встретить всех уже в театре, придя заранее
– элементарно позвонить учительнице и предупредить.
Действуя таким образом, мы научаем ребенка извлекать опыт, видеть пути решения и принимать ответственность.
Поддерживая мнение «учительница виновата», научаем искать виноватого и перекладывать ответственность на других.