Важная проблема подросткового периода – выбор профессии. В это
время интересы значительной части подростков крайне неустойчивы. Они порождаются знакомыми и товарищами. Меньшее влияние оказывают школа и семья. Степень выбора колеблется от абсолютного «да, только эта профессия меня привлекает» до «не знаю, как получится».
Подростки на первое место ставят профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На втором месте стоят профессии, в которых присутствует творческий характер труда. На третьем месте – работа, от которой можно получать новые впечатления. В последнее время немаловажным фактором, влияющим на выбор профессии, стало финансовое вознаграждение за сделанную работу.
Установлено, что подростки редко выбирают профессии родителей. Но не подлежит сомнению тот факт, что они прислушиваются к мнению взрослых.
В 10-12 лет ребята часто четко представляют, кем они будут работать. Здесь сказывается отсутствие жизненного опыта, а также незначительная потребность в самореализации. У детей в 14-15 лет выбор своей будущей профессии вызывает гораздо больше затруднений, сомнений. Что не удивительно. Подростки, перед которыми уже реально стоит этот вопрос, руководствуются тремя позициями выбора профессии:
хочу – интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом;
могу – уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности;
надо – спрос на профессию, потребность в ней общества.
Сюда же присоединяются раздумья над рядом факторов, которые тоже
немаловажны: престижность профессии, система оплаты труда, место
жительства.
В условиях рыночной экономики престижность одной профессии сменяется престижностью другой. И наоборот. Поэтому основываться при выборе профессии только на этом факторе не стоит. Заметим, и это стало
уже привычным, что высшее образование повышает престиж. Но не следует забывать, что определенное количество подростков вообще не склонно заниматься умственной деятельностью.
Таким ребятам гораздо легче будет найти себя, если они начнут свое
образование с колледжа, техникума. Часто это помогает поступлению в дальнейшем в высшее учебное заведение. Подросток получает в учебных заведениях среднего звена знания и представления о выбранной профессии. И при желании сможет учиться дальше целенаправленно.
Также подростки оценивают профессии в зависимости от пола. Но это
вряд ли повлияет на выбор профессии. Но фраза: «Не женское (мужское)
это дело», – может больно задеть самолюбие ребенка.
Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью подростка высокого уровня развития. Если же такой потребности не возникает, не стоит насильно требовать от него принятия решения. Попытки родителей, особенно в семьях интеллигенции, ускорить это событие, этот процесс с помощью психологического нажима всегда приводят к реакции протеста или росту тревожности. Замечено, что раннее самоопределение обычно имеет свои издержки, так как увлечения в подростковом возрасте часто случайны и несерьезны. Подросток может плохо представлять деятельность, которой ему придется заниматься.
Одна из острейших проблем современного рынка труда – безработица
среди молодежи. Положение молодежи на рынке труда определяется соотношением спроса и предложения, их конкурентоспособностью, зависящей от уровня квалификации, а также возможностями системы социальной защиты населения.
Возросшие требования современных работодателей к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей степени, чем раньше, актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям современного рынка труда в кадрах определенной профессии.
Многие молодые люди выбирают специальность на основе своих интересов, складывающихся под воздействием всевозможных факторов. А вопрос: «Будет ли полученная профессия востребована через несколько лет?» – остается открытым. От того, насколько выбор профессии будет сделан осознанно, зависит профессиональное развитие, карьерный рост и личностное благополучие человека. Для того чтобы не допустить ошибки при выборе, необходимо рассмотреть множество аспектов, связанных, например, с ситуацией на рынке труда, с желаниями человека и, конечно же, возможностями.
Выбор профессии – это правильность и пригодность профессии с учетом индивидуальных способностей, качеств человека и требований специальности.
Зачастую случается, что люди, впервые выбирающие себе профессию, либо ориентируются только на один критерий, либо в качестве ведущего используют далеко не самый важный мотив. К основными ошибочным мотивам при выборе профессии можно отнести:
- потребность только в высокой заработной плате;
- ориентация на хорошие условия труда;
- ограничение престижностью профессии;
- учеба за компанию;
- следование указаниям родителей;
- избегание трудностей обучения.
Один из самых распространенных мотивов, по которому люди выбирают профессию – это интересная работа. Когда работа человеку интересна, он с удовольствием будет работать, повышать профессиональную квалификацию, заслуживать авторитет у окружающих, больше зарабатывать и дорожить своим рабочим местом.
Также одной из наиболее веских причин профессионального выбора является возможность трудоустройства.
И, наконец, существует еще одна не менее важная причина – это профессиональные возможности. Профессиональные возможности – это один из трех важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора. К профессиональным возможностям относятся: уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, соответствующие профессионально важным качествам.
Определившись с родом своей деятельности, мы поступаем в надлежащее высшее образовательное учреждение и, окончив обучение, начинаем непосредственно соприкасаться с рынком труда.
Чтобы избежать проблемы невостребованности, необходимо учитывать конкурентоспособность выбранной профессии, так как развитие рыночной экономики предполагает соперничество, цивилизованные формы конкуренции, стремление к лидерству, социальному успеху.
Можно сформулировать три ключевых критерия, которым должна соответствовать выбранная профессия:
- быть интересной;
- по выбранной специальности;
- возможность реализовать свой потенциал.
Для этого человек должен иметь четкое представление о собственных возможностях, целях профессионального роста и их соотношении с ситуацией на современном рынке труда.
При выборе профессии выбор должен базироваться на объективной информации и знаниях, как личностного потенциала, так и общей экономической обстановки.