Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Сегодня мы говорим о формировании у школьников здорового образа жизни. С целью обмена опытом, знакомства с новыми подходами в реализации мер по приобщению детей и подростков к здоровому образу жизни в сотрудничестве с семьей и социумом 15 апреля 2015 года в ГУО «Гимназия г.Пружаны» проведено районное заседание МО классных руководителей. Тема заседания «Роль семьи и школы в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни». Форма заседания – семинар-практикум. Структура заседания представляла собой два блока: теоретический и практический. Во второй части заседания гости гимназии побывали на открытых классных часах во 2-м и 7-м классах. Классный руководитель 2 «Б» класса Алишевич Ольга Ивановна, педагог, владеющий педагогическим мастерством, богатым опытом обучения и воспитания в тесном сотрудничестве с семьей ребенка, представила классный час «Мы хотим здоровыми расти». Тема открытого классного часа в 7 «Б» классе «Правильное питание – залог здоровья». Классный руководитель Хотомченкова Ирина Викентьевна – творческий, целеустремленный, владеющий в совершенстве современными образовательными технологиями, педагог. Содержательные, яркие, эмоциональные, эффектные, четко организованные воспитательные мероприятия прошли на высоком профессиональном уровне. В проведении классных часов активное участие приняли не только учащиеся, но и их родители. Никто из гостей не остался равнодушным. Классные руководители школ района отметили высокий уровень подготовки заседания районного МО.
Руководитель МО классных руководителей гимназии Ануфриенко В.Л. поделилась с имеющимся в гимназии лучшим опытом работы классных руководителей по формированию ЗОЖ. Мы, педагоги, родители, медицинские работники общественность должны направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, при этом должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир. Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
закрепление гигиенических навыков и привычек;
приобщение к разумной физической активности;
обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Реализация этих задач осуществляется классным руководителем с учетом мнений и запросов всех участников образовательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья. Четкое функционирование всей системы возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Система воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию в потребности ЗОЖ осуществляется по следующим направлениям:
1. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.
2. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
3.Организация оздоровительной работы.
Работа по формированию ЗОЖ в гимназии строится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь культура воспитания закладывается в семье. Сегодня многие родители часто испытывают трудности в общении с собственным ребёнком. Нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребёнка. Взаимодействуя с родителями, мы ставим следующие задачи:
1. Ориентировать семью на воспитание здорового ребёнка.
2. Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования гимназии и семьи в вопросах здоровья детей.
3. Формировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки и выработать потребность в здоровом образе жизни.
4. Повысить интерес родителей к деятельности гимназии и жизни ребенка в ней.
Известно, что если бы все люди на планете вели здоровый образ жизни, то средняя продолжительность жизни человека увеличилась бы до 100 лет. Уважаемые коллеги, начать вести здоровый образ жизни нужно прежде всего с себя. И сделать это очень просто: даже маленькие шаги в этом направлении дают определённые результаты. Главное — это начать предпринимать конкретные действия, а результат не заставит себя долго ждать. Это стоит приложенных усилий, не правда ли?