Для современного десятиклассника важной является проблема социально-психологической адаптации на III ступени общего среднего образования. Под социально-психологической адаптацией понимается «активное освоение личностью новой для неё социальной среды». От того, как проходит этот процесс, зависят дальнейшие успехи учащихся и их личностное развитие. Процесс адаптации может длиться от одного месяца до трех.
Цель адаптационного периода – помочь учащимся как можно быстрее адаптироваться к новым условиям. Поддержка должна идти как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Что же такое психологическая поддержка?
Психологическая поддержка – это процесс:
- в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах ребёнка с целью укрепления его самооценки;
- взрослый помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;
- взрослый помогает ребёнку избегать ошибок и поддерживает его при неудачах.
Для того чтобы научиться поддерживать ребёнка, родителям, возможно, придётся изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение, взрослому придётся сосредоточиться на позитивной стороне поступков. Поддерживать ребёнка – значит верить в него.
Итак, для того чтобы поддержать ребёнка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребёнка.
- Избегать подчёркивания его промахов.
- Демонстрировать уважение к подростку, верить в него.
- Позволять подростку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Принимать индивидуальность подростка.
- Внушать ему веру в себя, в успех, в собственные силы.
- Избегать публичной критики.
- Предъявлять разумные требования, ожидания.
- Уметь признавать свои собственные ошибки.
- В воспитании предпочитать требовательность – попустительству, доверие – запретам, тепло в отношениях – отчуждённости.