Консультация для родителей
В «Толковом словаре» русского языка С.И. Ожегова дается два значения слова «авторитет»:
- Общепринятое значение, влияние, общее уважение;
- Лицо, пользующееся влиянием, признанием.
Таким образом, авторитет родителей – это признание ребенком несомненного достоинства старшего.
Некоторые родители строят свои отношения на ложных авторитетах.
– Для одних главной целью является послушание любой ценой. Здесь на первое место ставится не воспитание детей, а спокойствие самих родителей. Конечно, с беспрекословно послушным ребенком удобно жить, но не всё, что комфортно, полезно. Вариантов в таком воспитании обычно два: ребенок вырастает либо слабым, «задавленным» человеком, либо «бунтарем», который и разумно сказанное родителями воспринимать не будет.
– Другие родители впадают в противоположную крайность: им легко быть добрыми, но трудно быть твердыми. В данном случае применима пословица: доброта хуже воровства. При такой позиции родители обкрадывают своего ребенка, ухудшая его взаимоотношения с внешним миром, вседозволенность растит в детях эгоистов. Они не несут ответственности за свои поступки, не жертвуют своими желаниями ради другого человека. Такое воспитание приводит к тому, что ребенок начинает ощущать себя особенным, что соответственно отдаляет его от окружающих. Ребенок управляет своими родителями и избегает ответственности.
– В наше время очень распространен третий тип ложного авторитета: воспитательская неуверенность родителей, которая толкает их то на излишнюю доброту, то на излишнюю строгость. Такие мамы и папы сегодня позволяют своему чаду «по потолку ходить», а завтра всё подряд неразумно запрещают. В основе ложного авторитета лежит моральная слабость родителей, которые сами толком не знают, что можно, а что нельзя, какие моральные ценности необходимо привить ребенку. Такие родители склонны больше слушать других и не доверять себе.
Таким образом, ни излишняя доброта без строгости, ни строгость без доброты не могут быть полезными для детей.
Поговорим о том, как же родителям завоевать в глазах ребенка истинный авторитет.
- Стержнем истинного авторитета является личный пример родителей: их жизнь, работа, поведение. Личный пример должен быть искренним, а не показным. Дети чувствуют ложь, они верят поступкам, а не словам.
Конечно, сказанное совсем не значит, что вы должны теперь на показ выставлять свои недостатки перед детьми, говорить ребенку: «И я таким был». Во всём хороша мера. В каком-то случае уместно сказать: «У меня тоже есть такая особенность. Я с ней борюсь вот таким образом…. Возможно тебе мой совет поможет» или «В школе у меня тоже были проблемы по русскому языку. Я стал больше читать книг и со временем у меня появились хорошие оценки».
- В семье необходимы правила, которые регулируют отношения между членами семьи. Например, никому в семье не разрешается кричать друг на друга, обзывать, брать без разрешения личные вещи. Если правило нарушил (как взрослые, так и дети), необходимо попросить прощения. Просить прощения – не значит оправдываться. Накричали на ребёнка, скажите просто: «Извини, что я не сдержался, накричал. В этом я был неправ. Но лишил тебя прогулки по делу: ты не выполнил домашнее задание».
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, цените его индивидуальность. Пример: ребенок не станет лидером в угоду Вам, если он застенчив от природы.
- Проявляйте интерес к увлечениям своего ребенка. Мы не можем тотально влиять на подростков, указывать, что им смотреть и читать, а вот посмотреть вместе с ними передачу и обсудить, что безнравственно, а что полезно – вполне возможно.
- При безусловной любви к детям, уважении к их личности необходимо помнить, что панибратские отношения между взрослыми и детьми недопустимы. Родителям в воспитании детей определена руководящая роль. Вопреки взглядам ряда педагогов и психологов о «воспитании без наказаний» в детской системе ценностей решительность и сила в сочетании с любовью и справедливостью уважаются.
Конечно, в воспитании необходимо использовать разные методы: помощь, стимулирование самостоятельности, беседа, наказание…Но всегда нужно помнить: с какой целью вы это делаете? Что Вами руководит? Желание научить ребенка брать на себя ответственность, делать правильный выбор? Или в основе ваших действий страхи, жажда власти и удобства?
Наказание означает дать наказ, научить. Но не в угоду родительским установкам, а для того, чтобы наказание помогло остановиться, задуматься и раскаяться в плохом поступке. Здесь необходимы твердость, последовательность, спокойствие, обсуждение поступка, а не навешивание ярлыков. Если родители терпят «выходки» ребенка, а потом, не выдерживая, выплескивают на него весь свой гнев, это не наказание, а эмоциональная реакция родителей, которая не позволяет осознать детям, в чём их вина. Если взрослые, наказывая ребенка, говорят: «Ты же знаешь, я здесь главный, как скажу, так и будет» – это тоже сомнительный путь, так как здесь наказание осуществляется не для пользы ребенка, а ради удовлетворения тщеславия родителей («Я наказываю, чтобы доказать свою значимость»).
В воспитании детей часто возникает следующая проблема: при излишней опеке или, наоборот, недостаточном внимании к своим детям, родители обходят стороной установление границ в поведении ребенка, но зато потом с легкостью раздают санкции: непоследовательные, в раздраженном состоянии, часто не доводимые до конца.
Если родители шли на поводу у ребенка, но потом «взялись за ум» и начали устанавливать ограничения в поведении, не нужно думать, что ребенок воспримет это с радостью. Он будет сопротивляться, капризничать, использовать различные приемы манипуляции. Это не должно Вас пугать. Практически никто из людей не воспринимает наказание с радостью, тем более дети.
Обобщая сказанное о наказаниях, можно выделить следующие правила:
- Наказывать только за осознанное нарушение правил поведения;
- Сначала установить границы, потом требовать;
- Помнить о цели наказания – помочь своему ребенку стать дисциплинированным и ответственным;
- Наказывать нужно стараться без злобы, сохраняя решительность и уверенность, спокойствие и самообладание;
- Когда конфликт себя исчерпал, нужно сказать своему ребенку, что любите его и объяснить, за что наказали.
Данные рекомендации направлены на формирование истинного родительского авторитета:
– неподдельные любовь и уважение к своему ребенку, как к личности;
– постепенное усиление самодисциплины у ребенка, а, следовательно, и ответственности;
– установление разумных границ в поведении;
– справедливая система поощрений и наказаний.