Эффективные способы психолого-педагогического
воздействия на уроке.
- Учитывать возрастные психологические и физиологические особенности обучающихся на уроке. Помните, что младшему школьнику очень нужны любовь, поддержка и забота. Подросток стремится к равноправию. Юноша ждет уважения.
- Чередовать виды деятельности обучающихся на уроке.
- Основной стиль общения – совет, предложение выбора.
- Использование личного общения.
- Оценивать поступки и действия обучающихся, а не их личность.
- Строить отношения с обучающимися по типу сотрудничества, помощи, доверия, уважения
- Создавать условия для реализации творческого потенциала личности
- Направлять познавательную деятельность по пути саморазвития, самоопределения
- Развивать навыки саморегуляции, рефлексии
- Проявление эмпатиии
- Понимание своего эмоционального состояния и состояния обучающихся
- Использование невербальных средств общения
- Обучение должно осуществляться на доступном для обучающихся уровне, и в оптимальном для них темпе
- Не разговаривайте с обучающимися отстраненно и безлично. Старайтесь видеть в нем собеседника, а не только ученика.
- Направляйте свою активность на то, чтобы с каждым обучающимся возникал психологический контакт.
- Избегать педагогического манипулирования. Просчитывать последствия своих действий.
Невербальные средства общения
- Глаза – часто смотрят в глаза те, кто мыслит обобщенными понятиями.
- Глаза отводят в сторону не интересно, чувство вины.
- Выражение лица –агрессия: широко открыты глаза, губы плотно сжаты, брови нахмурены.
Миролюбие – веки прикрыты, легкая улыбка, брови изогнуты.
- Поза недоверия — руки скрщены на груди
- Поза неуверенности – переплетенные пальцы рук; грызет или сосет карандаш, ручку
- Поза напряженности – частое и шумное дыхание, покраснение лица, крепко сцепленными руками
- Нервозность – частое покашливание, теребение волос, изменение тона голоса, подтягивание рук к подбородку. Движения мелкие, суетливые.
- Скука – поддерживает свешивающуюся голову, глаза полузакрыты, теребит карандаш или ручку. Что-то машинально рисует на бумаге.
- Жесты самоконтроля – руки сильно сжаты за спиной или скрещены ноги.
Ситуация общения должна быть одинаковая позиция говорящих (стоят – стоят, сидят-сидят).