Консультация для родителей
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних воздействий, верой в истинность всего, чему учат, о чем говорят. Ребятам 7-9 лет свойственны непосредственность и доверчивость. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.
Задачи взрослых в воспитании культуры поведения у детей:
- Воспитание уважения к людям.
- Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в общественных местах.
- Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.
Воспитание уважения к людям осуществляется, главным образом, через семейное воспитание. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям берут начало в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.
Помните:
– Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он очень скоро вернёт их вам.
– Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.
– Не говорите о людях неуважительно, – ребёнок станет отзываться так и о вас.
– Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.
– Проявляйте благородство при любых обстоятельствах.
– Будьте эталоном поведения для своего ребёнка.
О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и пишется достаточно много. Однако бывают случаи, когда ребята знают правила поведения, но не выполняют их. Причин этому несколько:
– дети просто не знают некоторых правил, однако незнание правил – причина легко устранимая.
– некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно выполнять, значит, у них не выработалась привычка, которая формируется неоднократным упражнением.
– иногда ребёнок знает правила поведения и знает, как их выполнять, но… не выполняет, вероятнее всего, это происходит из-за отсутствия волевого усилия в достижении чего-то.
А.С.Макаренко говорил, что детей и молодёжь воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего воспитывают люди. Из них на первом месте находятся родители, которые постоянно влияют своим поведением и моральным обликом.
При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать выполнение правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной. Отрицательная оценка, в любом случае, должна быть тактичной.
Требования взрослых к поведению ребёнка должны постоянно усложняться. Требования должны быть в виде указаний, совета, но не запрета. Запретный плод сладок, поэтому необходимо меньше пользоваться словом «нельзя».
Советы родителям:
- Не учите культуре назидательно. Излишняя морализация вызывает желание действовать вопреки.
- Привлекайте ребёнка к посильной деятельности (накрыть на стол, почистить обувь и одежду, подготовиться к встрече гостей).
- Создавайте специальные ситуации-задания: встретить тётю Машу, пригласить одноклассницу на прогулку, позвонить по телефону знакомым и др.
- Помните, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда никакие слова не нужны, достаточно примера.
- Создавайте вместе с детьми различные памятки: «Мой внешний вид», «Культура поведения в музее, кинотеатре» и т.д.
Культура речи. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Речь наша богата, но в гневе мы часто теряем рассудок и общаемся с детьми, как со своими врагами – кричим, унижаем. Нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Если вы разгневаны, попробуйте сделать следующее:
- Назовите вслух своё чувство:
– осторожно, пора остановиться;
– я очень недовольна, я рассержена;
– я разгневана, но это скоро пройдет.
- Затем попробуйте найти причину своего гнева – в плохой погоде, ссоре с супругом и т.п., но ни в коем случае не вините ребёнка.
- Переключите внимание.
Гнев пройдет, не причиняя никому вреда, и вы сможете спокойно поговорить со своим ребёнком.
Всегда помните о том, что дети учатся всему, глядя на своих родителей.