Формирование культуры поведения детей младшего школьного возраста

Консультация для родителей

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних воздействий, верой в истинность всего, чему учат, о чем говорят. Ребятам 7-9 лет свойственны непосредственность и доверчивость. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.

Задачи взрослых в воспитании культуры поведения у детей:

  1. Воспитание уважения к людям.
  2. Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в общественных местах.
  3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.

Воспитание уважения к людям осуществляется, главным образом, через семейное воспитание. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям берут начало в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.

Помните:

– Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он очень скоро вернёт их вам.

– Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.

– Не говорите о людях неуважительно, – ребёнок станет отзываться так и о вас.

– Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

– Проявляйте благородство при любых обстоятельствах.

– Будьте эталоном поведения для своего ребёнка.

О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и пишется достаточно много. Однако бывают случаи, когда ребята знают правила поведения, но не выполняют их. Причин этому несколько:

– дети просто не знают некоторых правил, однако незнание правил – причина легко устранимая.

– некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно выполнять, значит, у них не выработалась привычка, которая формируется неоднократным упражнением.

– иногда ребёнок знает правила поведения и знает, как их выполнять, но… не выполняет, вероятнее всего, это происходит из-за отсутствия волевого усилия в достижении чего-то.

А.С.Макаренко говорил, что детей и молодёжь воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего воспитывают люди. Из них на первом месте находятся родители, которые постоянно влияют своим поведением и моральным обликом.

При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать выполнение правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной. Отрицательная оценка, в любом случае, должна быть тактичной.

Требования взрослых к поведению ребёнка должны постоянно усложняться. Требования должны быть в виде указаний, совета, но не запрета. Запретный плод сладок, поэтому необходимо меньше пользоваться словом «нельзя».

Советы родителям:

  1. Не учите культуре назидательно. Излишняя морализация вызывает желание действовать вопреки.
  2. Привлекайте ребёнка к посильной деятельности (накрыть на стол, почистить обувь и одежду, подготовиться к встрече гостей).
  3. Создавайте специальные ситуации-задания: встретить тётю Машу, пригласить одноклассницу на прогулку, позвонить по телефону знакомым и др.
  4. Помните, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда никакие слова не нужны, достаточно примера.
  5. Создавайте вместе с детьми различные памятки: «Мой внешний вид», «Культура поведения в музее, кинотеатре» и т.д.

Культура речи. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Речь наша богата, но в гневе мы часто теряем рассудок и общаемся с детьми, как со своими врагами – кричим, унижаем. Нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Если вы разгневаны, попробуйте сделать следующее:

  1. Назовите вслух своё чувство:

– осторожно, пора остановиться;

– я очень недовольна, я рассержена;

– я разгневана, но это скоро пройдет.

  1. Затем попробуйте найти причину своего гнева – в плохой погоде, ссоре с супругом и т.п., но ни в коем случае не вините ребёнка.
  2. Переключите внимание.

Гнев пройдет, не причиняя никому вреда, и вы сможете спокойно поговорить со своим ребёнком.

Всегда помните о том, что дети учатся всему, глядя на своих родителей.

 

 

Добавить комментарий