Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология. Сегодня в Республике большое внимание уделяется работе детских общественных объединений. Задача педагогов – спланировать работу так, чтобы у детей и подростков появился интерес, и вступление в ряды БРПО и БРСМ, происходил бы по инициативе самих ребят.
Очень важно, чтобы сформированные активы детских общественных объединений являлись помощниками во всех районных и общешкольных мероприятиях, различных акциях.
Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.
Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню призывника, Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости.
В рамках годового планирования по формированию у учеников гражданско-патриотических чувств проводятся такие мероприятия, посвященные Дню Конституции, Дню белорусской письменности, Дню белорусской науке, Дню единения народов Беларуси и России, Дню чернобыльской трагедии, Дню Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны, уроки мужества; уроки в школьном краеведческом музее, поход «Познай Родину – воспитай себя», участие в республиканских акциях «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», «Я грамадзянiн Рэспублiкi Беларусь», «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны», «За любимую Беларусь!», «Беларусь – мое Отечество», «Ганаруся табой Беларусь!», проведение декады «Памяти и Славы», декады гражданско-патриотических дел «Храним прошлое, ценим настоящие», тематических классных часов «Пад небам Бацькаўшчыны», видеоуроков о Беларуси, участие в краеведческих конкурсах, организация книжных выставок в школьной библиотеке и д.р .
В годовом планировании воспитательной работы школы, в направлении «Гражданско-патриотической воспитание» предусматриваются различные формы и методы для достижения вышеназванных целей. Формирование патриотических ценностей у современного школьника должно быть целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого – моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему. Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Учащиеся составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашей республики, развивать идею белорусской государственности.
Гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей многонациональной Беларуси. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.
Задачи воспитания юных граждан Республики Беларусь значительно расширились. Акценты переместились в область гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания. Таким образом, воспитание гражданина и патриота находится в центре формирования воспитательного пространства учебного заведения.
Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории Беларуси, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Республику Беларусь, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики Республики Беларусь, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, гимназии, деятельности ОО «БРСМ» и “БРПО”.
Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма – это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине. Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению Беларуси.
Мазина О.А., классный руководитель 3 “А” класса