Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности
В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения.
Этот метод дает возможность:
– обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;
– сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;
– дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
– помочь развитию творческого мышления.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.
Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
– выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;
– развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);
– развить умения самостоятельно, творчески мыслить;
– помочь в выборе профессии.
Различают три уровня исследовательского метода обучения:
1-й уровень – преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
2-й уровень – преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
3-й уровень – и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.
Формирование навыков ведения исследовательской работы целесообразно вести по трем следующим направлениям:
– ведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения, доклада или реферата;
– изучение специального учебного курса “Введение в научно- исследовательскую деятельность”;
– развитие познавательных, исследовательских навыков непосредственно при изучении школьных предметов (на уроках и во внеурочное время).
Применение исследовательского метода требует больших временных затрат.
Исследованиями руководят учителя-предметники.
В гимназии функционирует научное общество учащихся. Результатами исследований ученики делятся на заседаниях кафедр, лучшие работы заслушиваются на научно-практических конференциях.
Гимназисты могут увидеть тему и подготовительные этапы предстоящей конференций на стенде “информации”.
I этап – выбор научно-исследовательской темы.
II этап – 12 – часовой лекционно-практический курс “Введение в научно- исследовательскую деятельность” (что такое актуальность темы, гипотеза, научный замысел, цели и задачи исследования; как выбрать тему; подобрать и работать с источниками знаний; оформление работы, методы исследования и т. д.; решение логических задач, “тренировка” мозгов).
III этап – индивидуальные консультации по выбираемой теме (можно идти параллельно со вторым).
IV этап – оформление исследовательской работы.
V этап – защита исследовательской работы на научно-практической конференции.
Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся гимназии являются:
– проблемно-реферативный – аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
– аналитико-систематизирующий – наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
– проектно-поисковый – поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Как правило, изысканием по одной теме школьник занимается в течение учебного года, а если тема обширная – то и в течение нескольких. Отчетные конференции проводятся в конце учебного года.
Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. География – интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал.
Творческий потенциал – внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности, У каждого ребенка есть способности и таланты.
Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии.
Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно-активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.