КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?

ХОЧУ

(интересы,склонности)

Склонность — стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью, интерес — стремление к познанию, желание познакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучать его, воспринимать, читать, думать о нем. Интересы, и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть к одному, нескольким, многим объектам и видам деятельности.

Выделяются склонности к работе:

с людьми – нравится шефская, воспитательная работа с младшими школьниками, выполнение общественно-организаторской работы среди сверстников, занятия с малышами дома, во дворе, в детском саду, на уроках литературы и истории нравится давать характеристики литературным героям, поведению окружающих и т. п.;

с техникой – любит лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках труда, занятия в технических кружках, моделирование и конструирование, ремонт бытовой техника и т.п., ведет дневник наблюдений и т. п.;

с художественными образами – любит выполнять задания на уроках рисования, пения, занимается в кружках художест­венной самодеятельности, изостудий, охотно оформляет класс, школу; самостоятельно или в специальной школе рисует, лепит, занимается музыкой и т. п.;

с растениями, животными – любит лабораторно-практические работы по биологии, работу на пришкольном участке, в саду, огороде, ухаживает за животными, занимается на станции юннатов, при зоопарке и т. п.

НАДО

(мир профессий, потребности общества в кадрах) Обществу нужны специалисты всех профессий, однако одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому, выбирая профессию, нужно согласовать свой выбор с потребностью общества в кадрах.

Профессиональный план, можно считать согласованным с потребностью общества в кадрах, если:

—выбор профессии сделан в сфере материального производства или в сфере обслуживания и при этом имеются необходимые способности;

—или профессия выбрана в какой-либо «недефицитной» (с гонки зрения пригока трудовых ресурсов) сфере труда и при этом имеется выдающийся уровень соответствующих способностей.

МОГУ

(способности, состояние здоровья)

Способности — индивидуальные свойства, и качества человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

Общие

Умственные способности (логичность мышления, широта, глубина, гибкость ума и т. д.), волевые качества (самообладание, инициативность, целеустремленность, работоспособность) необходимы для широкого крут занятий, об их наличии свидетельствует преобладание хороших и отличных оценок по большинству предметов. Можно планировать выбор широкого круга профессий.

Специальные

Организаторские, коммуникативные, оперативно-исполнительские, психомоторные, гностические, креативные и др. Они необходимы для узкого круга занятий. О их наличии свидетельствуют показатели успешности в каких-либо видах деятельности (в школе отличные оценки по отдельным предметам). Можно планировать выбор профессии в соответствии с деятельностью, в которой проявляются специальные способности.

Способности проявляются в деятельности. Для овладения многими профессиями требуется отличное здоровье. Принимая решение о выборе профессии, нужно посоветоваться с врачом.

ЧТОБЫ НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ, НЕОБХОДИМО:

—  проанализировать свои интересы, склонности и способности к видам труда или профессиям;

—  ознакомиться с содержанием и условиями работы по профессии (орудия труда, основные функции работника, требуемые знания, умения, изготовляемая продукция, организация труда);

—  изучить требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья, к личным качествам человека;

—  узнать пути получения профессии и получения квалификации (обучение на производстве, в ПТУ, на курсах, в вузах, техникумах);

—  выяснить, на какие близлежащие предприятия можно поступить на работу по избранной профессии;

—  принять участие в работе кружка, факультатива, проверить на практике свои способности и возможности;

—  побеседовать со специалистами, посетить их рабочие места;

—  получить консультацию в кабинете профориентации, пройти практику по избранной профессии, учесть советы врача;

—  прочитать справочную литературу о профессии, информацию на тему «Куда пойти учиться?»;

—  ознакомиться с материалами стенда «Куда пойти работать?», получить консультацию в кабинете профориентации.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

нформационное

Является традиционным в профориентации. Основная задача этого направления — формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека. Считается, что именно дефицит знаний является основной проблемой человека, выбирающего профессию. Источниками информации, которые используют консультанты, придерживающиеся этого направления, являются словари, справочники, профессиограммы, реже видеофильмы, компьютерные базы данных, Интернет-сайты. Ведущие формы работы — это лекции, семинары, индивидуальные консультации, иногда встре-1и с представителями различных профессий, экскурсии в учреждения занятости и профессионального образования, знакомство с рабочими местами.

Диагностическое

Является наиболее популярным среди психологов, занимающихся профориентацией и профотбором. _ Основано на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение интересов и возможностей и рекомендации по выбору профессий, соответствующих психологическим особенностям клиента.

Основной проблемой клиента, считается дефицит знаний о себе, своих склонностях, способностях, чертах. Наиболее часто используемыми средствами являются простые бланковые тесты и анкеты типа дифференциально-диагностического опросника Климова (ДДО), опросника профессиональной готовности (ОПГ), карты интересов Голомштока, опросника профессиональной направленности личности Голлан-да, индикатора типов личности Майерс — Бриггс (MBTI) и его упрощенного варианта — опросника Кейрси, интеллектуального теста Вондерлика, известного под названием краткого ориентировочного теста (КОТ). Иногда для отбора и оценки используются и более сложные тесты типа 16-факторного личностного опросника Кэттелла, Миннесотско-го многошкального личностного опросника (MMPI), Калифорнийского личностного опросника или теста структуры интеллекта Амтхауэра. Часто применяются различные компьютерные версии тестовых методик.

Консультационное

Это направление основано на положении о том, что знаний человека может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора. Основная проблема клиента заключается в затруднениях, связанных с принятием решений. Эти затруднения могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями. В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими, как страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе и т.п.

К основным средствам, которые используются для психокоррекции в профконсультировании, относятся беседа и техники, разработанные в рамках гештальт-терапии, нейролингвистического программирования и других ме­тодов, ориентированных на помощь клиенту в определении его мотивов, формулировании целей, выявлении проблем и актуализации ресурсов.

Тренинговое

Основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения клиента к выбору и формированию навыков решения проблем. Считается, что клиенты могут обладать достаточными для выбора профессии знаниями, но быть не в состоянии применить их на практике. Практическое выполнение тренинговых заданий позволяет повысить активность клиентов, их заинтере­сованность, смоделировать ситуации, которые в жизни встречаются достаточно редко, и сформировать навыки поведения в этих ситуациях.

Добавить комментарий