Чтение — как и любая другая деятельность — должно быть ребенку доступно и интересно. Покупая вещь в магазине, Вы ведь не купите ту, которая Вам не приглянулась, не интересна, да и не по карману. Ребенок должен чувствовать Ваш живой (неподдельный!) интерес к чтению, видеть, что Вы тоже умеете и любите читать.
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь прочитанным .
По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине ).
Поочаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети больше читают.
На видном месте дома повесьте список, где будет отражён прогресс ребёнка в чтении ( сколько книг прочитано и за какой срок).
В доме должна быть детская библиотечка.
Выделите дома специальное место для чтения .
Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
Собирайте книги на темы, которые вдохновляют детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях и др.).
Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
Предлагая ребенку новую книгу, сообщите что-то интересное об ее авторе или расскажите интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное ребенок сможет узнать сам.
После чтения задайте ему вопросы, обсудите прочитанное.
Используйте те познавательные интересы, которые у ребенка развиты. Если он интересуется техникой, любит конструировать, почитайте с ним научно-популярную литературу о технике. Если он любит животных, читайте о них и т.д.
И еще очень важный момент — любая деятельность ребенка должна быть для него успешна. Поэтому хвалите и поощряйте ребенка, даже если он сегодня прочел всего на 2 страницы больше, чем вчера, если он проявил интерес к тому, что месяц назад ему было еще не интересно. Интерес к чтению можно развить в любом возрасте.